Алена Пчелова
НОД «Рукотворный или природный мир»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Предметы рукотворного мира».
Цель: формирование умений детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей об обобщающих словах (посуда, еда);
- определять принадлежность предмета к природному или рукотворному миру.
Развивающие:
- развивать любознательность, наглядно-действенное мышление;
Воспитательные:
- воспитывать желание объединяться с детьми для совместных игр, поступать в соответствии с правилами;
Публикация «НОД „Рукотворный или природный мир“» размещена в разделах
- воспитывать уважительное отношение к товарищам, взаимопомощь.
Словарная работа:
Обогащение словаря - рукотворный мир, природный мир.
Активизация словаря – посуда, овощи (группа предметов).
Предварительная работа: определение по картинке к какой группе предметов (посуда, одежда, овощи) относится предмет, рассматривание иллюстраций.
Способы: сюрпризный момент, беседа по картинкам, проблемные вопросы описательного характера, практический (распределение предметов - принадлежность к рукотворному или природному миру).
Средства: игрушка – бибабо дед; мешочек с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковорода, чашка, тарелка, ложка, вилка, чайник) и овощами (картофель, морковь, капуста, лук, перец); две карзины, презентация.
Форма организации детей: подгрупповая, в музыкальном зале, дети на стульчиках полукругом.
Ход:
- Здравствуйте ребята! Вы знаете, кто сегодня к нам пришел в гости?
Давайте с ним поздороваемся!
- Ребята, посмотрите какой дедушка грустный! Что же у него случилось? Дедушка здоровается с детьми и рассказывает, что он принес: «Ой, ребята пришел я к вам за помощью, потому что сам разобраться не могу, стар стал! Живем мы с бабушкой одни – одинешеньки. Есть только кролик у нас, в прошлом году взяли мы его к себе жить, вот теперь и живет с нами.
(слайд 1 бабушка, дедушка, кролик)
Отправила меня бабушка на рынок за покупками для себя и для кролика. Приехал я на рынок все купил, разложил по мешочкам и поехал домой. Но по дороге случилась, неприятность упали оба мешочка и рассыпались. Посмотрел я на рассыпанные покупки и решил собрать их в один мешок и принести к вам, чтобы вы помогли мне разобраться, что бабушке отдать, а чем кролика порадовать».
-Ну, что, ребята поможем дедушке?
- садись, дедушка, отдохни, а мы тебе поможем разобраться!
А хотите узнать, что же было на самом деле в этом мешочке?
Вопросы детям:
- Ребята, как вы думаете, что могла бабушка заказать для кролика?
- Кто такой кролик?
(слайд 2 овощи)
- Что он любит кушать?
- Правильно, а как назвать это все одним словом?
- А где растут овощи?
(слайд 3 грядка)
-Ребята, предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать «предметами, созданными природой». Их можно отнести к природному миру. К природному миру относятся все овощи, фрукты, животные и многое другое, что создала природа.
(слайд 4 что еще прир. мира)
- Предметы природного мира мы с вами будем обозначать вот таким символом - «елочка»
(слайд 5 елочка)
- А что же нужно было купить бабушке?
-Что может понадобиться на кухне?
(слайд 6 посуда)
- Где все это можно купить?
-А как это можно назвать одним словом?
- Правильно, какие вы умницы!
- А кто знает, откуда берется посуда в магазине?
(слайд 7 магазин посуды)
- Ребята, предметы, которые человек делает своими руками, можно назвать «предметы, созданные руками человека». Их можно отнести к рукотворному миру. К рукотворному миру относятся посуда, мебель, одежда и все, что человек делает своими руками.
(слайд 8 рукотворный мир)
Предметы рукотворного мира мы будем обозначать вот таким символом – (на доску вывешивается символ «человечек» рядом с картинкой бабушки и посуды)
(слайд 9 человечек)
Проводится игра- физминутка "Посуда" :
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик»).
Очень важный, как начальник (Поставили обе руки на пояс).
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс).
Очень крупные, бедняжки. (Покачиваются из стороны в сторону).
Вот фарфоровые блюдца: (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг).
Только стукни — разобьются. (Хлопок в ладоши).
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой).
Голова на тонкой ножке. (Встали на одну ногу).
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принёс. (Поднимают руки перед собой).
- Молодцы, ребята, хотите посмотреть, что же лежит в мешочке? Сейчас вы по очереди будите подходить и вынимать из мешочка по одному предмету, и мы их разложи на два подноса: предметы природного мира – овощи - на один с символом природного мира, предметы рукотворного мира – посуду - на другой с символом рукотворного мира.
- Какой предмет: твердый или мягкий?
- Длинный или короткий?
- Маленький или большой?
- Этот предмет круглый?
- Какие у него есть части?
- Что с этим предметом можно делать?
- Для чего он нужен?
- Как называется?
- К природному или рукотворному миру он относиться?
Практическая работа (инструкция выполнения). Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет, перечисляя при этом выделяемые признаки, называют предмет, определяют, к какому миру он относится: рукотворному или природному. Преподаватель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета, его форму: «Какой предмет: твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру он относиться?» Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.
-Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Какой поднос отдадим для бабушки? А какой мы оставим зайчику? Умницы, вы все предметы разложили правильно.
-Ну, что дедушка теперь ты знаешь, какие предметы, какому отдать нужно!» Дедушка благодарит детей за помощь, посуду складывают в мешок для бабушки, а овощи в мешочек для кролика и прощается с детьми.