Наталья Халявка
НОД «Речевой этикет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речевой этикет»
Непосредственно-образовательная деятельность
в старшей группе
составила воспитатель первой категории МБДОУ № 40 "Снегурочка" ХАЛЯВКА Н. В.
г. Сургут Тюменской области ХМАО
ТЕМА: «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- Научить детей использовать в речи формы речевого этикета адекватно ситуации.
- Познакомить детей с особенностями общения в различных бытовых ситуациях.
Публикация «НОД „Речевой этикет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
- Формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека, вежливым надо быть всегда, вежливость должна быть искренней, что вежливые слова делают человека тактичнее, добрее.
- Показать детям, что только спокойная и доброжелательная интонация является залогом успешного общения.
- Воспитывать у детей такие качества, как сочувствие к другому человеку, чувство искренности и доброжелательности по отношению к собеседнику.
МАТЕРИАЛ:
- Иллюстрации с изображением людей разного возраста
- Иллюстрации с изображением бытовых ситуаций
- картинки – схемы с изображением эмоций, предметов
- модель частей суток.
Ход ЗАНЯТИЯ:
(Дети становятся в круг)
- Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение которое называется «Какие бывают слова», но надо не просто его послушать, но и помочь мне досказать словечко, одно громко, а другое тихо.
Ну что, попробуем?
Есть сладкое слово - конфета
Есть быстрое слово - ракета
Есть кислое слово - лимон
Есть слово с окошком - вагон
Есть слово колючее - ежик
Есть слово промокшее - дождик
Есть слово упрямое - цель
Есть слово лесное - ель
Есть книжное слово - страница
Есть слово холодное - снег
Есть слово веселое - смех.
- Ребята, а есть слова, которые мы с вами называем волшебными, вежливыми словами они помогают нам общаться друг с другом, поднимают нам настроение, делают нас добрее.
(Дети садятся на стульчики)
- Ребята, а что значит быть вежливым?
- Говорить вежливые слова, помогать друг другу, быть скромным, не перебивать собеседника, дослушать до конца.
- Молодцы, ребята, правильно. А теперь давайте посмотрим с вами на картинки и подумаем, правильно ли поступают дети на них.
(иллюстрация «Фу, какая неловкая»)
- Как вы думаете что произошло?
- Девочка прыгала через веревочку и упала.
- Правильно, девочка не смогла перепрыгнуть через веревочку и упала.
Что же делают ее подружки, они поступают хорошо?
- Нет, не правильно, одни смеются над ней, другие смотрят но не помогают.
- Хорошо, ребята, правильно. Одни посмеиваются над ней, другие смотрят, но не предпринимают никаких усилий чтобы помочь ей, утешить ее, ободрить.
Как вы думаете, обидно упавшей девочке?
Ребята, а что бы вы посоветовали сделать ее подружкам?
- Упавшей девочке надо помочь подняться, утешить ее добрым словом.
- И вы конечно же правы. А давайте с вами проверим, правильно ли мы решили эту ситуацию?
(детям предлагается две иллюстрации)
Посмотрите, что же изменилось?
- Подружки помогли подняться упавшей девочке и перепрыгнуть через веревочку.
- А упавшая девочка, такая же грустная, как на первой картинке?
- Нет, она стала веселой, обида у нее сразу прошла.
- Правильно, ребята, вот видите, что от добрых слов и поступков сразу же становиться легче и теплее.
- А вот, еще одна картинка.
(иллюстрация «Вот бы поиграть вместе с ними»)
- Что же произошло здесь, как вы думаете?
- Мальчики играют в песочнице, а еще один мальчик то же хочет поиграть вместе с ними, но не знает как это сделать.
- Ребята, вы можете подсказать что же нужно сказать мальчику, что бы его приняли в игру?
- Можно с вами поиграть, пожалуйста
- Давайте с вами дружить
- Будьте добры, примете меня в игру
- Молодцы, ребята, правильно, вы много назвали вежливых слов и выражений, но все - таки что – то забыли. Что же надо сделать при встрече сначала?
- Поздороваться.
- Вы совершенно правы, прежде чем о чем – то просить при встрече, надо поздороваться.
ФИЗМИНУТКА
- Ребята, с вами хотят поиграть вежливые слова, поиграем?
(дети выходят и становятся в круг)
Ребята вежливые и ласковые
Говорят при встрече … (ЗДРАВСТВУЙТЕ)
(руки на поясе, наклоны головы вправо, влево, вперед)
Зеленеет старый пень
Когда услышит … (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)
(присесть, встать, руки вверх)
Когда нас бранят за шалости
Мы говорим … (ПРОСТИ ПОЖАЛУЙСТА)
(дети грозят пальчиком)
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (СПАСИБО)
(поднять руки вверх, опустить через стороны)
И России, и в Дании
На прощание говорят … (ДО СВИДАНИЯ)
(дети машут рукой)
- Понравилось вам игра? (дети садятся на стульчики)
- А кто из вас знает что обозначает слово «ЗДРАСТВУЙТЕ»?
- Это пожелание хорошего здоровья другим, быть всегда сильным и крепким.
- Совершенно верно. Ребята а всех ли мы одинаково приветствуем?
Как например, вы поздороваетесь встретив своего друга?
- Привет, здорово, здраствуй.
- А как вы думаете, можно ли взрослым сказать также? Почему?
- Нет, взрослым, так не скажешь, это не культурно и не прилично, не вежливо, потому - что ко взрослым надо обращаться с уважение.
- Ребята, а сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы здороваться в разное время дня с людьми разного возраста.
ЭТЮД «ПОЗДОРОВАЙСЯ»
(дети выходят и становятся в две шеренги напротив друг друга, им раздаются картинки с изображением людей разного возраста)
- Ребята, на этой дорожке будут стоять люди старшего возраста, а здесь молодые. Вы должны по очереди поздороваться с тем, кто стоит напротив вас, используя разные вежливые выражения, учитывая возраст. А я буду показывать модели на которых изображены части суток, в которые вы встретились. Попробуем?
- Здравствуйте, бабушка
- Доброе утро
- Как я рад (а) Вас видеть
- Привет
- Здорово
- Добрый день
- Добрый вечер
- Здраствуй
- Я очень рад встрече с вами
- Приятно, снова видеть Вас
- Молодцы, ребята, говоря такие слова при встрече, мы желаем всем хорошего здоровья, приятного настроения, чтобы весь день у них был радостным и добрым.
(дети проходят на стульчики)
- Ребята, а вы догадались, почему же эти слова мы называем волшебными словами?
- Потому, что говоря такие слова, мы можем делать людям добро, улучшить их настроение сделать приятное людям.
- А вы знаете, что эти волшебные слова могут потерять свою волшебную силу. Не верите мне. Тогда давайте проверим.
ИГРА «СКАЖИ ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО ТАК…»
- Сейчас, мы с вами по очереди будем говорить волшебное слово «СПАСИБО», так как указано на картинке – схеме, договорились.
(детям предлагаются картинки – схемы с изображением эмоций и силы голоса)
- Ребята, понравилось вам, когда мы говорили слово «СПАСИБО» со злостью и громко?
- Как же надо произносить волшебные слова?
- Волшебные слова надо произносить тихим, спокойным, ласковым голосом
- Вы совершенно правы, ребята, эти слова надо обязательно произносить спокойно, с улыбкой, глядя прямо в глаза, искренне желая людям добра.
Будьте добры – это я говорю по секрету,
Будьте добры – и не ждите за это конфету,
Будьте добры – без игры и во время игры,
Если сумеете, будьте скорее добры.
«ПАРАД ПРОЩАЛЬНЫХ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ»
- На парад прощальных вежливых слов становись.
Софья - Мы желаем доброго пути
Будет легче ехать и идти
Приведет, конечно, добрый путь
То же к доброму чему – нибудь.
Арсений - Мы очень рады были Вас видеть
Люба - Спасибо, что навестили нас
Тахир - До новых встреч
Настя - Приходите, пожалуйста к нам еще
Вадим - Всего Вам хорошего и доброго
Лада - Счастливо оставаться
Савелий - Когда мы увидимся снова?
Никто не ответит заранее…
Сказать остается два слова
И мы говорим «ДО СВИДАНИЯ»