Алла Степанова
Конспект НОД по развитию речи «Крот» с детьми 6–7 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 общеразвивающего вида»
городского округа Краснотурьинск
624440 Свердловская обл., г. Краснотурьинск, ул. Базстроевская, 12
Конспект занятия по развитию речи
«В гости к кроту»
Подготовила:
воспитатель Степанова А. В.
Краснотурьинск 2016г
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Крот“ с детьми 6–7 года жизни» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Конспект занятия по развитию речи
Цель: ознакомление детей с обитателем подземного мира – кротом.
Задачи:
- дать знания детям о кроте, особенностях внешнего строения и поведения, о его приспособленности к подземному образу жизни;
- развивать речь посредством отгадывания загадок, составлением описания животных, ответами на вопросы;
- развивать сообразительность, находчивость;
- обогащать словарный запас детей (кротовины, насекомоядный, землерой, землекоп);
- упражнять в четкости речи, правильном составлении предложений из 3-4 и более слов; упражнять в определение слогов в слове; упражнять в образовании новых слов ;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру, терпение и уважение к окружающим, умение слушать и слышать, умение договариваться, рассуждать.
Тип занятия: занятие по сообщению новых знаний.
Форма занятия: фронтальная.
Продолжительность занятия: 25-30 минут.
Участники: воспитатель, обучающиеся.
Возраст обучающихся: 6-7 год жизни.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация по теме занятия, видеосюжет из сказки «Дюймовочка», дидактические картинки-пазлы на тему «Животные», магнитная доска, магнитные буквы, указка, карандаши, фломастеры, земля, песок, камни, воротца, покрывала, раскраски с изображением крота по количеству детей.
Предварительная подготовка: наблюдения в природе, беседы, просмотр сказки «Дюймовочка», рассматривание иллюстраций, чтение и заучивание поговорок, рисование и лепка на тему «Крот», сооружение тоннелей.
Методы и приемы работы с детьми :
Практический метод: упражнения, опыты, продуктивная деятельность;
Наглядный метод: показ демонстрационного материала, рассматривание дидактических картинок, просмотр видеосюжета;
Словесный метод: рассказывание, беседа, объяснение, вопросы, словообразование.
Структура занятия:
Этап занятия
Содержание
Время
Организационная часть
Стимуляция интереса и эмоциональный настрой (сюрпризный момент).
3 мин.
Основная часть
Объяснение нового материала, выполнение поставленных задач с использованием игровых моментов, наглядного материала, динамических пауз. Повторение и закрепление пройденного материала, самостоятельная работа с дидактическим материалом.
14 мин.
Заключительная часть
Подведение итога занятия, рефлексия, переключение детей на другой вид деятельности.
3 мин.
Ход занятия.
Организационная часть
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, в котором нас приглашает в гости один очень интересный зверек, ему надо срочно отправиться к своим братьям, но дело в том, что у него осталось много не доделанных дел и он просит нас о помощи. А что бы узнать, что это за зверь, отгадайте загадку:
Этот зверь живёт в земле. Там он прячется, во мгле.
Роет зверь подземный ход. Угадайте, это. (Крот)
Он размером маловат, от рожденья слеповат,
Но изрыл весь огород, в чёрной шубе – это. (Крот)
- Как вы думаете, слово крот короткое или длинное? (определяют сколько слогов в слове крот). Вы согласны отправиться к нему на помощь? Но прежде чем это сделать, надо, наверное, как можно больше узнать о нем, согласны?
Основная часть
В: Кто может рассказать, что это за зверек такой? (ответы детей)
1 слайд:
В: Крот – это маленький зверек, размером с мою ладонь, настоящий подземный житель. У крота короткое овальное тело.
2 слайд:
В: Ушные раковины отсутствуют, уши просто закрыты складками кожи и их не видно. Как вы думаете, для чего это нужно? (что бы земля не попадала в уши). Но, тем не менее, крот хорошо слышит, каждый шорох. Очень маленькие глаза, часто покрытые пленкой, поэтому их тоже почти не видно.
- А надо ли кроту под землей видеть? (не надо, там всегда темно и поэтому глаза ему не нужны). А вытянутый нос с маленькими, короткими усами очень хорошо чувствует запахи и еду он чувствует носом.
3 слайд:
В: Крот постоянно роет под землей ходы. А как вы думаете, чем он это делает, может у него есть лопата? (ответы детей) Правильно, крот роет лапами. Они у него короткие, но очень широкие и большие, похожие на лопату, заканчиваются пальцами с широкими острыми когтями. Крот копает то одной лапой, то другой. Лишнюю землю выталкивает на поверхность, поэтому мы можем увидеть в разных местах кучки земли – кротовины. Когда будете на лугу возле леса, поищите такие кучки. Если найдете, значит, в этих местах под землей живут кроты.
4 слайд:
В: И когда вы видите в саду или на лугу вот такие кучки рыхлой земли, это работа крота. Крот землю роет, землю копает, как мы можем назвать его? (землерой, землекоп)
5 слайд:
В: Чтобы прокормить себя, ему приходится рыть много ходов в разных направлениях. Чем питается крот? (насекомыми, личинками, червями). Как его можно назвать, если он насекомых поедает? (ответы детей) (Насекомоядное)
- У них короткая густая черная шерстка, которая растет торчком. Крота можно гладить в любую сторону, и шерстка ляжет так, как ее погладили. (предложить погладить ладошку о ладошку, так же и шерстка у крота, такая же гладкая).
6 сайд:
В: Круглый год он роет ходы в почве. Выискивает всякую мелкую живность: дождевых червей, насекомых, личинок. Всем этим он питается.
7 слайд:
В: Детеныши рождаются голые, совсем слепые и беспомощные, но у них сразу видно огромные лапы-лопаты с острыми когтями.
8 слайд:
В: Мы уже сказали, что у крота очень мягкая и теплая шубка, но она еще считается и очень ценным и богатым мехом. А давайте вспомним, что говорила мышь про соседа – крота из сказки «Дюймовочка» ( отрывок из мультфильма: «У него большой дом под землей, и он носит чудесную бархатную шубу. Одна только беда, он слепой и не видит тебя»; «Толстый слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро лету будет конец. Солнце перестанет полить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой»).
- В какой земле любит копать крот? (ответы детей)
- И он очень любит пить, поэтому прорывает ходы под лужами, где можно попить. А как вы думаете, смог бы он жить в пустыне, где песок? А в горах, где нет земли и одни камни? (ответы детей)
- Вот как много мы с вами узнали о кроте и я думаю, что можно отправляться в путь, но что бы нас не потеряли, я предлагаю выложить на доске слово крот, что бы все знали где мы с вами находимся.
В: Как нам попасть к нему, ведь он роет под землей целые туннели. (ответы детей) (подвести к тому, что можно построить ходы, туннели из того что у нас есть: воротца, покрывала).
- Тем, кто отправится по первому туннелю, предстоит определить, в какой почве будет комфортно рыть туннель кроту.
- Кто отправится по среднему, надо помочь кроту выбрать правильный туннель, что бы добраться до нужного объекта.
- Кто попал в 3 туннель, предстоит определить врагов, которых стоит опасаться кроту.
Строим с детьми 3 туннеля, предварительно с помощью звездочек разделившись на 3 группы.
Заключительная часть
После выполнения заданий, подвести итог, предложить детям дорисовать мордочку кроту.
В: Где мы с вами были? Что узнали нового?
- Понравилось вам занятие или нет? («улыбка» или «разочарование»). Так же и гостям.
Предложить детям раскраски крота, чтобы раскрасить его дома с родителями и когда опять станет тепло, понаблюдать за кротом, поискать его ходы.