Евгения Криволевич
НОД «Путешествие в Простоквашино» (Автоматизация звуков [р], [р’]).
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в Простоквашино».
(Автоматизация звуков [р] – [р']).
Цели:
I. Коррекционно-образовательные:
1. Закрепление правильного произношения звуков [р] – [р']в слогах, словах и фразах. Уточнение правильной артикуляции и характеристики данных звуков.
2. Формирование умения подбирать слова с заданным звуком. Определять позицию звука в слове.
3. Закрепление понятий «звук», «буква».
4. Совершенствование грамматического строя речи. Учить употреблять существительные в форме творительного и дательного падежей.
Публикация «НОД „Путешествие в Простоквашино“ (Автоматизация звуков [р], [р’]),» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
5. Упражнять в словообразовании (образование относительных прилагательных).
5. Обучение звукобуквенному анализу и синтезу.
6. Учить понимать значение пословиц.
II. Коррекционно-развивающие:
1. Развитие мелкой и общей моторики, тактильных ощущений.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие высших мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления.
III. Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа: Постановка и автоматизация звуков [р] – [р'] на индивидуальных занятиях, заучивание стихотворения для подвижной игры «Электричка», просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино».
Оборудование:
Предметные картинки слов со звуками [р]-[р'], магнитная доска, графические символы для составления характеристики звуков, пуговицы, камешки, крышки от пластиковых бутылочек, веревочки - для выкладывания буквы Р, три корзины с символами слогов, муляжи овощей, пять мешочков с крупами (гречка, горох, рис, кукуруза, фасоль, объемные буквы с магнитной азбуки, табличка в виде дорожного знака «Деревня Простоквашино», звуковые решетки (для определения места звука в слове, символы для составления звуковой схемы слов (зеленые и желтые прямоугольники, красные, синие и зеленые кружочки, компьютер, проектор, экран.
Словарная работа:
Актив: звук, буква, слог, слово, предложение, звонкий согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук, вибрировать, бескозырка, фоторужье, гречневый, рисовый, кукурузный, гороховый.
Обогащение: амбар, погреб.
1. Организационный момент.
Дети входят в зал.
Л. – Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня у нас! Давайте поздороваемся и улыбнемся им!
Д. – Здравствуйте!
2. Знакомство с темой.
Л. – Ребята, нам пришло видеописьмо!
(На экран, с помощью проектора, выводится изображение почтальона Печкина.)
Печкин - Я почтальон Печкин из Простоквашино. Спешу вам сообщить, что у нас беда. Из названия нашей деревни пропала наша любимая буква. Теперь она называется Постоквашино. Помогите нам найти пропавшую букву!
Л. – А что такое буква?
Д. – Буква - это то, что мы пишем и видим. Буквы это «нарисованные» следы звуков.
Л. - Вы не догадались, какая буква потерялась?
Д. –Буква Р.
Л. – А какие звуки обозначает эта буква?
Д. – Звуки [р] – [р'].
Л. – Предлагаю вам помочь друзьям из Простоквашино, а заодно вспомнить все, что мы знаем об этих звуках.
3. Развитие фонематического слуха.
Л. – Ребята, мы не можем отправиться в гости без подарков. Сейчас вы будете их выбирать, но нам нужны подарки только со звуками [р] – [р']. Готовы? В выбранных словах укажите место звуков [р] – [р'], с помощью звуковых решеток.
(На доске звуковая решетка, круги зеленого и синего цвета. Дети определяют место звука в слове и ставят круг нужного цвета в одну из трех ячеек решетки).
лова для игры: цветы, гитара, конфеты, сахар, газета, самовар, лыжи, ранец, удочка, сухари, лодка, журнал «Мурзилка», костюм, фоторужье, бескозырка.
(На экран выводятся изображения выбранных подарков).
Л. - Молодцы, подарки выбрали правильно! Теперь можно ехать!
4. Уточнение артикуляции и характеристика звуков [р] – [р'].
Л. – Как вы думаете, на чем можно поехать в Простоквашино?
Д. – Можно поехать на машине. (На автобусе, на велосипеде, на электричке, и т. д.)
Л. – Думаю, что удобнее и быстрее будет ехать на электричке. Но для этого нам нужны билеты. А чтобы получить их предлагаю вам рассказать о звуках [р] – [р'].
(Дети на магнитной доске с помощью символов дают характеристику звукам, комментируя свои действия).
Д. – Звук [р] – Губки свободны, зубки не соприкасаются, звук-согласный, потому, что его нельзя спеть, в ротике образуется преграда, кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует; звук твердый (вывешивают на доску синий кружок, горлышко «работает», значит звук звонкий (вывешивают на доску колокольчик).
Л. – Покажите, как рычит большая собака?
Д. – Р-р-р-р-…
Звук [р'] – Губки слегка растянуты, зубки не соприкасаются, звук согласный, потому, что его нельзя спеть, мягкий (вывешивают зеленый кружок, звонкий (вывешивают колокольчик).
Л. – Покажите, как рычит маленькая собачка?
Д. – Рь-рь-рь-рь-…
(За каждый правильный ответ каждый ребенок получает «билет»-фишку на электричку).
Л. – Молодцы! В путь!
5. Динамическая пауза (речь с движением) «Электричка»
Электричка, электричка,
Загудела громко: «У-У-У»
Приготовьтесь – подъезжаю, У платформы торможу. Заходите все, друзья,
Повезу вас в гости я». «Тук-тук-тук» -
Стучат колеса,
В электричке едем мы. Ждут давно нас лес и горы,
Рыбы, ягоды, грибы. Приготовьтесь – подъезжаю, У платформы торможу.
Выходите все друзья,
Привезла вас в гости я"
(Н. М. Быкова)
6. Совершенствование грамматического строя речи.
Л. – Ну вот, кажется, мы приехали. Посмотрите, кто нас встречает! С кем мы поздороваемся и кому что подарим?
(На экране появляются: кот Матроскин, собака Шарик, корова Мурка и теленок Гаврюша, дядя Федор)
Д. - Мы поздороваемся с дядей Федором и подарим ему журнал «Мурзилку» и ранец. Мы поздороваемся с котом Матроскиным и подарим ему самовар и гитару. Мы поздороваемся с собакой Шариком и подарим ему фоторужье. Мы поздороваемся с коровой Муркой и теленком Гаврюшей и подарим им сахар и сухари. Мы поздороваемся с почтальоном Игорем Ивановичем и подарим ему бескозырку.
7. Закрепление понятий «звук», «буква». Профилактика дисграфии. Развитие мелкой моторики.
Л. – Ребята, а что же нам предстоит найти? Какой след на бумаге оставляют звуки [р] – [р']? Давайте покажем жителям деревни!
Дети проходят за столы, выкладывают из камней, бусин, крышек от бутылочек, веревочек букву Р.
Л. – Вы справились с заданием! Теперь Простоквашинцы знают, что мы будем искать.
8. Совершенствование навыка звукослогового анализа и синтеза.
Л. – Дядя Федор предлагает нам поискать букву Р в амбаре. Кто знает, что это такое?
(Если дети затрудняются дать объяснение этому слову, значение его поясняет педагог. На экран выводится фотография амбара).
Л. - Посмотрите, сколько там разных мешочков!
(На стол выставляются четыре мешочка, в каждом из которых крупа. Опускают руки в мешочек, называют крупу, находят букву, из получившихся букв, складывают слово – «кукуруза», составляют схему слова, в пятом мешочке – подсказка кукуруза).
. - У меня гречка. Гречневая крупа. Я нашел букву «К». И т. д.
9. Развитие мышления, на основе игры «Четвертый лишний». Совершенствование навыка деления слов на слоги. Дифференциация звуков [р] – [р'].
Л. – Собака Шарик, предлагает посмотреть в погребе.
«Спускаемся» по лесенке в погреб.
(На экране фотография погреба, затем появляется лестница со ступеньками – слогами: РА – РО – РУ – РЫ – АР – ОР – УР – ЫР)
Л. - Сколько запасов овощей здесь хранится!
(На экране цепочка фотографий)
Игра «Четвертый лишний» Слова для игры: Картофель, помидоры, морковь, перец. Репа, редиска, огурец, горох.
Д. – Лишнее слово горох, потому что в нем твердый звук [р], а в остальных словах он мягкий. Лишнее слово перец, потому что в нем звук [р'] – мягкий. А в других словах он твердый.
Л. –Теперь нам нужно разложить овощи по корзинам. Какой овощ попадет, в какую корзину будет зависеть от того, сколько слогов в названии этого овоща.
(Дети раскладывают муляжи овощей по корзинам).
10. Совершенствование навыка чтения. Работа над пониманием смысла пословицы.
Л. – Кот Матроскин предлагает заглянуть на чердак. «Поднимаемся по лесенке» на чердак.
(На экране фотография чердака, лестница из слогов РЯ – РЕ – РИ – РЮ).
Л. – Сколько здесь паутины! Посмотрите, здесь что-то написано. Давайте прочитаем. Что вы прочитали? Как вы понимаете смысл этой пословицы? Сколько слов в предложении?
(На изображении паутины предложение: «Доброму везде добро».)
Л. – Посмотрите, что-то еще спрятал паучок в своей паутине.
(Достают из-под паутины две буквы Р – синего и зеленого цветов.)
Л. – Кажется это потерявшиеся буквы. Давайте вернем их на свое место.
(Вставляют буквы в табличку «Деревня Простоквашино»)
11. Итог занятия.
Л. – Какие вы у меня молодцы! Как вы хорошо поработали, помогли Простоквашинцам. Показали, сколько вы знаете и умеете. Ну, нам пора возвращаться в детский сад.
(На экране появляется Шарик с фоторужьем)
Шарик. – Ребята, а можно я вас из фоторужья на память сфотографирую?
(Дети «фотографируются». Прощаются с Простоквашинцами и с гостями).