Пономарёва Лариса
НОД «Путешествие в город Математики» с использованием логико-математических игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по математике для детей старшей группы
"Путешествие в город Математики"
с использованием логико-математических игр
с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
МАДОУ "Детский сад №25"
г. Печора РК
Воспитатель: Пономарёва Л. М.
Ноябрь, 2018г.
Цель: Закрепление у детей полученных знаний через использование логико-математических развивающих игр.
Задачи:
Обучающие:
Закрепить количественный состав числа из двух меньших, используя цветные палочки Кюизенера и цифры.
Публикация «НОД „Путешествие в город Математики“ с использованием логико-математических игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Развивающие:
Упражнять в порядковом счёте и развивать умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа; умение сравнивать предметы по цвету. форме и величине.
Воспитательные:
Воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность, чувство радости от выполненных заданий.
Оборудование:
Конверт - письмо, конверты с разрезными квадратами на каждую пару детей; карта маршрута; подносы с палочками Кюизенера на каждого ребёнка; два обруча, блоки, карточки - символы, карточка - модель описания блоков; нагрудные карточки с изображением палочек Кюизенера (10 шт.); стихотворение "Числовая песенка - лесенка".
Ход занятия:
Дети входят в группу, здороваются. Встают в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас посмотрим вправо,
А теперь посмотрим влево.
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И опять играть начнём.
Игра "Не зевай, быстро отвечай" :
- ночью темно, а днём. светло,
- зимой холодно, а летом. тепло,
- ёлка высокая, а пенёк. низкий,
- как называется пятый день недели.
- как называется четвёртый день недели.
- какое сейчас время года.
- после осени наступает.
- собака лает. а кошка.
- сколько глаз у светофора.
Молодцы! Вы очень много знаете. Дети продолжают стоять.
Сегодня я пришла на работу и увидела на столе большой конверт.
На нё м написано: "г. Печора, Детский сад "Золотая рыбка",Детям старшей группы. Открыть в 9-30."(показать)
- Как вы думаете, это нам? Значит можно конверт открыть?
- Здесь письмо! Давайте прочитаем:
"Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы жители города Математики знаем, что вы любознательные, старательные и дружные ребята.
Помогите нам, пожалуйста!
В наш город пришёл Злой Колдун и разрушил наши дома, разбросал их части, испортил наши фотографии. Мы только знаем, что мы квадратные. Он заколдовал карту маршрута к нам.
Злой Колдун уйдёт от нас, если вы выполните все его задания.
Мы будем рады вашей помощи и наконец восстановим город".
- Как вы думаете, мы сможем помочь жителям города Математики?
Тогда присаживайтесь за столы.
1. На столах разложены конверты с разрезными квадратами.
-Давайте познакомиться с жителями, надо собрать из частей фотографию.
Мы знаем, что части разные, а форма одна.
Игра "Сложи квадрат".
Правильно сложили части и узнали жителей города Математики. Соберите части обратно в конверты, чтоб они не потерялись.
- Какие ещё вы знаете геометрические фигуры? (круг, овал, треугольник, прямоугольник.)
2. - Как же нам добраться до разрушенного города?
Путешествие у нас будет не простое - волшебное.
У нас есть карта маршрута, но она тоже заколдована.
Посмотрим на карту - это дети нашей группы (показывает на карте).
Стрелочками показан маршрут.
Загадка.
А каким транспортом мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой,
Везёт всех за собой. (поезд).
- Правильно, и на карте есть поезд. Значит мы на верном пути. (убирает облачко пара,
которым прикрыт поезд на карте)
- Из чего мы можем построить поезд? (из цветных палочек)
2. Игра "Построй поезд".
Из цветных палочек мы построим поезд и отправимся в путь.
Палочки - это вагоны. Выстроим их от самой короткой палочки до самой длинной.
- Сколько всего вагонов у поезда? (пять)
- Каким по счёту стоит голубой вагон? (третьим)
- Какого цвета вагон находится между голубым и жёлтым? (красный)
- Какой номер у розового вагона? (вагон №2)
- Какой номер у красного вагона? (вагон №4)
- В нашем поезде едут пассажиры - это белые палочки. Сколько пассажиров едет
в последнем вагоне? - Какого цвета последний вагон (пять пассажиров).
Молодцы! Вы справились с заданием. Пора отправляться в путь.
Звучит "музыка" поезда.
Мы приехали на станцию.
- Стрелка ведёт нас к домикам, но что с ними? (показывает на карте)
- Домики разрушены - крыши сорваны.
На полу выложены два обруча и блоки Дьенеша.
Подойдите все ко мне, посмотрите, все строительные детали свалены в кучу.
3. - Давайте наведём порядок, разложим их по местам, чтобы можно было построить новые дома. (разложить блоки в обручи по заданным символам)
Игра с обручами и блоками Дьенеша.
- Саша, какой у тебя блок? Куда ты положишь свой блок? Почему? (2-3 ребёнка)
Остальные блоки разложите сами, как вы считаете правильным.
Замечательно, навели порядок, рассортировали строительные детали, можно строить дома.
- Посмотрите на карту, какое следующее задание. Что мы ещё можем сделать для жителей города? (ответы детей)
4. Детали для постройки домов есть. Что ещё надо, чтоб зайти в дом? Нужна лесенка.
Строить лесенку будем по особенному, волшебную - "Живую лесенку". У меня есть нагрудные карточки.
Вы наденете себе на грудь карточку и ищете своих соседей, ищете своё место в числовом ряду. Выстраивать песенку надо слева направо.
Игра "Живая лестница"
- Какое число обозначает твоя палочка?
- Какая палочка находится рядом с голубой?
- Назови своих соседей. (2-3 ребёнка)
- Расскажем стихотворение и посчитаем по порядку ступеньки в числовой лесенке:
Мы по лесенке шагаем
И ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной
Знаем в песенке цветной.
(дети поочерёдно делают шаг вперёд)
Первая - белый листок,
Вторая - розовый лепесток,
Третья - голубой океан,
Четвёртая - словно красный тюльпан,
Пятая - жёлтый солнечный свет,
Шестая - сиреневый яркий букет,
Седьмая - чёрный пушистый кот,
Восьмая - вишнёвый компот,
Девятая - синий лимузин,
Десятая - оранжевый апельсин.
Спасибо. Замечательно!
Садитесь на стульчики.
- Посмотрим опять на карту. Куда ведёт нас стрелочка? (к коврику, к цифре 4)
5. Игра "Мастерская ковров".
Давайте подарим жителям города Математики в новые дома коврики. Я вам буду помогать, буду выставлять на доске цифры, а вы выкладывать палочки.
Возьмите палочку, которая обозначает число 5.
Положите ниже одну белую палочку. Какое число обозначает белая палочка? (один)
- А я обозначу её цифрой один на доске.
А вторую палочку найдите такую, чтобы они вместе по длине были равны жёлтой палочке.
- Какая палочка подошла по длине? (красная - четыре).
А я обозначу цифрой четыре.
Затем ниже положите палочку два и подберите к ней палочку соответствующую числу 5.
Ниже - палочку три.
Воспитатель выкладывает на доске цифрами состав числа пять.
У вас получился коврик, а я построила домик - состав числа пять.
Чтение коврика индивидуальное. Хоровое чтение по цифрам на доске.
- Посмотрите на карту - это последняя картинка.
- Значит, мы выполнили все задания Злого Колдуна. Но что означает "знак вопроса"?
- В чём секрет карты?
Может там что-то спрятано? (догадки детей).
Переворачивает карту, а на ней красивый город Математики.
- Город расколдовался. Вот мы и узнали тайну карты.
Мы победили Злого Колдуна!
Теперь нам пора возвращаться из путешествия. Вы, ребята, на славу потрудились!
Звучит "музыка" поезда.
- Где мы побывали?
- Почему мы смогли расколдовать город? (мы были дружные, смелые, умелые, помогали
друг другу)
- Что было бы с жителями, если б мы не помогли?
- Саша, какое задание было самым трудным?
Жители города Математики благодарят вас, вы настоящие друзья!
Спасибо всем!
А теперь вы можете сами построить или нарисовать сказочные домики в свободное время.