Наталья Ефремова
НОД «Профессия пожарного» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
Публикация «НОД „Профессия пожарного“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: Познакомить детей с правилами поведения при пожаре, со спецификой профессии пожарного. Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.
Развивающие: Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Развивать умение вызывать пожарного по телефону.
Воспитательные: Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем.
Методы и приемы:
Словесные: рассказ воспитателя, беседа, художественное слово, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Наглядные: рассматривание иллюстраций и картинок.
Практические: игровой.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: целевая прогулка в пожарное депо, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы: «Почему огонь полезен и опасен», «Пожар», «Это не игрушки- это опасно», конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг», дидактические и подвижные игры.
Материалы и оборудования: воздушный красный шар, картины с пожарной техникой - машины, вертолеты, катер, картины по правилам пожарной безопасности.
Словарная работа: каска, брезент, сигнальный шар, огнетушитель, ядовитый дым, сирена.
Игровые задания:
Воспитатель: Ребята послушайте загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит!
Он от злости ест дрова,
Может, час, а может, два
Ты его рукой не тронь-
Искусает всю ладонь.
(Ответы детей).
Воспитатель: Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку. И сегодня без огня не обойтись: он согревает и кормит нас. Но когда забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным – возникает пожар. Огромный вред может принести пожар : сгорают дома, посевы, леса, гибнут в огне или остаются без крова и пищи люди и животные. Чтобы этого не случилось есть люди особой профессии.
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны, так кто же мы?
(Ответы детей).
Воспитатель: Да, это пожарные. Они вступают в бой с огнем, который вырвался из рук неосторожных людей. Пожарные гасят огонь водой или специальной пеной. Они спасают из огня людей и ценные вещи. Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах - прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!
Ребята, зачем пожарному каска?
(Ответы детей).
(Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением пожарного)
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть пожарный?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте песенку пожарного :
Называюсь я пожарным,
Укротителем огня.
Злой огонь и дым угарный
Отступают от меня.
Мы, пожарные, - герои!
Нам огонь послушен.
Если вспыхнет он порою-
Будет вмиг потушен!
Пусть ревет пожар, бушуя,
Как свечу его тушу я!
Для борьбы с огнем коварным
Я не зря зовусь пожарным!
Воспитатель: Как вы думаете, огонь - ваш друг или враг?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют, не ссорится с огнем. Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги он может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может возникнуть беда. Неужели огонь всегда злой?
(Предположения детей).
Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?
(Ответы детей) .
Воспитатель: Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».
(Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому)
Воспитатель: Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с пожаром
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь –
Ребенок: Пожар (Передача шара)
Воспитатель: Раз, два, три, четыре
У кого пожар
Ребенок: В квартире. (Передача шара)
Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил
Ребенок: Утюг (Передача шара)
Воспитатель: Красный отблеск побежал,
Кто со спичками
Ребенок: Играл (Передача шара)
Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг
Ребенок: Листву. (Передача шара)
Воспитатель: Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые
Ребенок: Предметы. (Передача шара)
Воспитатель: Помнит каждый гражданин
Этот номер –
Ребенок: Ноль один (Передача шара)
Воспитатель: Дым увидел – не зевай
И пожарных
Ребенок: Вызывай!
Воспитатель: Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал осторожность.
Где может возникнуть пожар?
(Ответы детей).
Воспитатель: На чем пожарные приезжают к месту пожара?
(Ответы детей).
Воспитатель: Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше и большими огнетушителями. Когда они мчатся по улице, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены.
А если случился пожар на воде или в воздухе?
(Предположения детей).
Воспитатель: У пожарных есть различная техника - пожарные машины, вертолеты, катера.
Игра «Собери пазл»
(предложить детям собрать пожарную машину, вертолет, катер из частей)
Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?
(Ответы детей).
Воспитатель: Что нужно сообщить пожарным по телефону?
(Предположения детей).
Воспитатель: Пожарным нужно сообщить адрес, фамилию, что горит, номер телефона.
А чего нельзя делать, если случился пожар?
(Ответы детей).
Воспитатель: Кроме пламени огня очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня?
(Ответы детей).
Воспитатель: Что нужно делать всем, чтобы не было пожаров?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Так какие правила пожарной безопасности должны знать дети?
(Предположения детей).
Воспитатель: Чтобы не случился пожар детям нельзя :
-брать в руки спички, зажигалку;
-разжигать и оставлять без присмотра костер;
-включать газ и электроприборы в отсутствии взрослых;
-жечь тополиный пух;
- не влезать предметами в розетку. (показ картинок).
Надеюсь, что вы, ребята, не пройдете мимо, если увидите, что кто-то играет в опасные игры с огнем.
Подведение итогов беседы:
- Какие беды приносят пожары?
- Кто проходит на помощь во время пожара?
- О чем нужно знать и помнить, чтобы не было пожара?
- Как вызвать пожарную команду по телефону?
-Ребята, а может быть, кто-то из вас хочет быть пожарным, когда вырастет?
(Ответы детей).
Список литературы:
1. Белая К. Ю, Зимоника В. Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников»// К. Ю. Белая, «Пожар» и «Огонь – судья беспечности людей» М. «Просвещение» 2004-96
2. Волчкова В. Н, Степанова Н. В «Конспекты занятий в старшей группе группе детского сада» - Воронеж, 2009.
3. Зубченко В. А. ,Башкатова Т. А., Игошин, Соловьёва «Спички не игрушка, огонь не забава» // Зубченко В. А. «Пожарная викторина для старшей группы», «Подвижные и дидактические игры.» Оренбургская область-2005-с. 65.
4. Степанов В. А. «Азбука в загадках».// В,А. Степанов-М. «Фламинго» - 2005-с-15
5. Шорыгина Т. А. «Основы безопасности для детей 5 – 8 лет»// Шорыгина Т. Ц. Москва-2007-с-80.