Галина Сорванова
Музыкальная НОД для детей старшего дошкольного возраста «Звуки музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.
Задачи:
1. Познакомить детей с профессией музыканта, дирижера, композитора.
2. Закрепить ранее полученные знания детей о свойствах музыкального звука, на изученном материале, название и звучание музыкальных инструментов.
Публикация «Музыкальная НОД для детей старшего дошкольного возраста „Звуки музыки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
3. Совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах.
4. Воспитывать художественно-эстетический вкус.
Оборудование: деревянные ложки -4шт; колокольчики-4шт; погремушки, маракасы, шаркунок - 4шт; бубен – 2шт.
Презентация «Два кота», «Играем с помогалочкой», иллюстрации дирижера, скрипичного ключа, музыкальных инструментов, нотоносца со звукорядом, презентация «Колокола». Аудиозапись на CD диске: песен «Виноватая тучка», голоса инструментов.
Предварительная работа: В ходе занятий познакомить детей с музыкальными инструментами и разучить музыкально – игровой материал.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал.
Муз рук.
Ребята, я хотела бы вас пригласить на музыкальную экскурсию. Посмотрите, пожалуйста, вокруг, что вы видите?
Дети. Музыкальные инструменты.
Муз рук. А какие?
Дети. Ложки, бубны, ксилофон, фортепиано, синтезатор…
Муз рук. В струне, звенящей на просторе,
И в дудочке из камыша
Поёт о счастье и о горе
Народа светлая душа.
В каждом музыкальном инструменте – душа мастера, сотворившего это звучащее чудо.
Муз рук. А кого еще вы видите в музыкальном зале?
Дети. Гостей.
Муз рук. Давайте поздороваемся с гостями песенкой. Но сначала вспомним нашу «помогалочку» о правилах пения:
Если хочешь стоя петь…
Дети: Головою не вертеть.
Встань красиво, подтянись
И спокойно улыбнись.
Дети исполняют
Песня «Здравствуйте» Л. Синегубовой стр. 14
(журнал «Музыкальный руководитель»№6 2014г)
Муз рук. Ребята, наши гости заняли свои места в зрительном зале, а музыкантов все нет. Что же делать?
Дети. Мы можем быть музыкантами!
Муз рук. Тогда скорее выбирайте себе музыкальный инструмент, будем репетировать, для того чтобы стать хорошими музыкантами. (Дети свободно располагаются по залу.)
Муз рук. Ребята, а что делают музыканты?
Дети. Исполняют инструментальную музыку.
Муз рук. А певцы?
Дети. Исполняют песни.
Муз рук. А танцоры?
Дети. Исполняют различные танцы (вальс, польку)
Муз рук. Правильно! Мы с вами будем музыкантами! А можно ли сыграть мелодию на шуршалках, ложках, колокольчиках?
Дети. Нет!
Муз рук. А почему? (дети пробуют звучание инструментов)
Дети. Потому что они шумовые, и звучат на одной нотке.
Муз рук. А на металлофоне, ксилофоне?
Дети. Да. Потому что на этих музыкальных инструментах можно сыграть звуки разные по высоте.
Муз рук. Мы с вами непрофессиональные музыканты создадим «Добрый оркестр». Согласны?
Музыкальная игра «Добрый оркестр»(видео – фильм)
Муз рук. Посмотрите, ребята, что это? Какие музыкальные инструменты вы знаете?
Сегодня я предлагаю поиграть в «Музыкальную цепочку»
Муз. рук: Сейчас будем развивать аудиальное восприятие и внимание. Я диктую названия музыкальных инструментов : барабан, трещётки, кларнет, бубен, барабан, погремушка… Дети должны сказать: какое слово повторяется
(игра проходит в нарастающем темпе)
Игра «Музыкальная цепочка»
Муз. рук. А какие струнные инструменты вам знакомы?
Анализ картинок.
Игра «Расскажи о музыкальном инструменте»
Дети: Арфа, гусли, балалайка, гитара
Муз. рук. А сегодня мы познакомимся с новым струнным инструментом. Но сначала отгадайте загадку:
Заиграли три струны
На четыре стороны…
Дети: Балалайка!
Муз. рук. Балалайка - народный струнный инструмент. У нее есть корпус, гриф, струны. Дети, скажите, а какую форму имеет корпус?
Дети: Форму треугольника!
М. Р. Народ очень любит балалайку, На ней можно играть грустную и веселую мелодии, а особенно хороша она для исполнения частушек.
«Частушка»
Реб: Балалаечка играет,
Балалаечка поет,
Балалайке сделать ноги
Балалаечка пойдет. Ух!
Муз. рук. Музыкальный руководитель :
(играет на музыкальном треугольнике)
Ребята, дождь начинается.
Танец «Виноватая тучка»
Муз. Рук. Есть звуки музыкальные
Их нотами зовут.
И как они называются.
Я расскажу вам тут. Как называется «дом», где живут ноты?
Дети: Нотный стан, открывает его – скрипичный ключ.
Исполнение песни «Два кота»(видео –фильм)
Муз. рук. Колоколами называют инструменты, источники звука, которые имеют куполообразную форму и язык, который ударяет колокол изнутри, тем самым, создавая звуковое колебание одной частоты
Как правило, колокола изготавливают из колокольной бронзы, хотя их также можно выливать из железа, серебра, чугуна, теракта, и можно делать из камня и стекла…
Мы все привыкли к тому, что колокола используются исключительно в религиозных целях – их звон призывает верующих на службу, напоминает о религиозном празднике. Однако, применение колоколов можно найти и на флоте – там колокол выполняет сигнальную функцию, в сельской же местности на шее у крупного рогатого скота всегда весят колокольчики для того, чтобы слышать животное (эдакий средневековый маячок - ботало, а сами миниатюрные копии колоколов часто используются в декоративных целях… В нашем детском саду при поддержке ваших родителей был создан мини – музей «Колокольчика».
Этому музыкальному инструменту более 4 тысяч лет. Так, самые ранние из найденных колоколов были изготовлены в Китае. А, вот в Европе колокола появились намного позже – более 2 тысяч лет назад.
Уже давно колокола средних размеров и маленькие колокольчики включены в категорию ударных музыкальных инструментов. И, в зависимости от величины и строя таких колоколов – они издают звуки разной частоты. Так, чем больше размер колокола – тем ниже его звучание.
Примечательно, что именно колокола – относятся к моноинструментам, которые могут издавать только один звук.
В современных симфонических оркестрах, вместо, обыкновенных колоколов всё чаще используют оркестровые колокола, которые выглядят как длинные трубки или металлофоны (близкие родственники ксилофона.
Слушание «Вальс колоколов»
Муз. рук: Какая музыка по характеру?
Дети: Весёлая, радостная, отрывистая, солнечная…
Муз. рук: Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
А из- под старой травки
Уже глядит цветок…
А в растениях прячутся и живут, кто. ?
Дети: Насекомые (ответы детей).Жучки, паучки,сороконожка…
Муз. рук: Я по лесу гуляла и своих друзей - сороконожек искала. Вы их не видели?
Дети: Видели!
Упражнение «Сороконожки»
Музыкальный руководитель : ну вот и закончилось наше путешествие - концерт. Чем вам запомнится оно? (Ответы детей.)
Рефлексия.
• Как записываются музыкальные звуки?
• Что нового мы с вами сегодня узнали на занятии?
• Понравилось ли Вам играть на музыкальных инструментах?
Муз. рук: ребята, о музыкальных инструментах можно говорить очень много. Они окружают нас. Сейчас я дам вам волшебные ноты и всем кому понравилось занятие может подойти к нашей стене и повесить свои нотки на нотный стан.
Дети выражают свое отношение к НОД.
Муз. рук: Спасибо за игру. Давайте поблагодарим друг друга дружными аплодисментами (выход из зала под музыку).
Литература:
1. Ресурсы интернета.
2. Журнал «Музыкальный руководитель» №6 2014 год
3. М. Ю. Картушина «Вокально – хоровая работа в детском саду» Издательство «Скрипторий 2003» 2012