Екатерина Панащенко
НОД по познавательному развитию «По следам древних животных»
▼ Скачать +Заказ
АУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«По следам древних животных. Мамонт».
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: формирование элементарных представлений об эволюции Земли и животного мира на примере древних животных через продуктивную деятельность.
Задачи:
Публикация «НОД по познавательному развитию „По следам древних животных“» размещена в разделах
- познакомить детей с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через практическую деятельность;
- дать детям первичные научные представления о причинах исчезновения древних животных (динозавров, саблезубых тигров, ящуров, шерстистых носорогов, мамонтов) ;
- расширять представления детей об особенностях приспособления животных к новым условиям окружающей среды на примере мамонта;
- познакомить детей с мамонтом, особенностями его внешнего вида, питания;
- формировать умение детей работать по операционной карте, создавать объемную фигуру животного по частям из разной по фактуре бумаги, передавая особенности внешнего вида и выразительность образа;
- закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, радоваться результатам коллективного труда;
- развивать любознательность, познавательную активность;
- воспитывать интерес к историческому прошлому планеты, желание ее беречь и охранять.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций и чтение книг по данной теме;
- беседы о профессии палеонтолога;
- просмотр документального фильма о возникновении жизни на Земле;
- игры «Древний мир»;
- занятие «Путешествие в прошлое человека»;
- рассматривание энциклопедических книг соответствующей тематики;
- изготовление плоскостных и объемных животных разными способами;
Оборудование:
- предметные картинки, картинки слона и мамонта, «волшебная коробочка»;
- презентация «Древние животные, или жил – был мамонт»;
- стенд «Наука палеонтология»;
- наборы древних животных;
- глобус;
- муляжи останков, фотоматериалы, иллюстрации, песок;
- бейджики «Участник научной конференции» по количеству детей;
- музыка для фона; фотоаппарат.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Осуществляется самостоятельная игровая деятельность детей. Воспитатель плавно организовывает переход от игровой деятельности к НОД (непосредственно организованной деятельности) .
1. Введение в ситуацию:
Цель:
- формирование интереса к занятию, создание эмоционального настроя.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости (ПРИВЕТСТВИЕ) давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Да», «Нет»
. Но вопросы должны быть особыми, требующими только ответов «да» или «нет» (загадано слово «слон») :
- Это игрушка?
- Нет!
- Ягоды?
- Нет!
- Это животное?
- Да!
- Хищное?
- Нет!
- Травоядное?
- Да!
- Животное большое или маленькое?
- Да! Очень большое!
- Хобот есть?
- Да!
- Это слон?
- Да! Это слон. А кто был предком слона?
Воспитатель: Сегодня разговор пойдет о мамонтах. Хотите? Ребята! Как раз сегодня нам предложили стать участниками научной конференции, которая проходит в нашем селе. Там работают палеонтологи. Ребята, вам понятны все слова, которые я сказала?
Дети: Кто такие палеонтологи?
Ребенок: (заранее подготовленный). Палеонтолог - это ученый–исследователь.
Он ищет, раскапывает, исследует, изучает останки древних животных, которые жили миллионы лет назад.
Воспитатель: Спасибо! Молодец! Правильно! Палеонтологи - это ученые, которые занимаются изучением останков вымерших древних животных. А наука эта называется палеонтология. Ребята, вы хотите стать юными палеонтологами и участвовать в научной конференции? А сможете? Я буду вашим научным руководителем. Вы разрешите мне быть вашим научным руководителем. Теперь мы все участники научной конференции палеонтологов (дети прикрепляют бейджики «юный палеонтолог»). Конференция проходит в музее палеонтологии. Сейчас мы туда и отправимся.
2. Актуализация знаний:
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, как называется планета, на которой мы живем?
Ребенок: Планета, на которой мы живем, называется Земля.
Воспитатель: Все так думают? Совершенно верно! Именно на планете Земля существует жизнь. А почему?
Дети: На нашей планете есть воздух, которым мы дышим. Есть вода, свет, тепло, почва. Без этих условий не было бы и жизни на нашей планете.
Воспитатель: Глобус – макет Земли. (Рассматривание глобуса.) Что вы видите на глобусе?
Дети: синий цвет на глобусе – это океаны и моря, коричневым цветом обозначены горы, зеленым – равнины, желтым – пустыни.
Воспитатель: А знаете ли вы, что в истории нашей планеты был период, когда весна была круглый год. Это было очень давно - 65 млн. лет назад. Вот тогда и жили эти древние животные.
3. Затруднение в ситуации:
Беседа по теме: «Как работают палеонтологи».
Рассматривание экспонатов и иллюстраций
Воспитатель: Как хорошо, что есть такие люди, которые могут возвращать нас в те далекие времена. Они ищут останки динозавров, изучают их и рассказывают людям о своих находках. Это палеонтологи (рассматривание фотоматериалов на магнитной доске). Они очищают скелеты от земли, песка, извести с помощью инструментов, каждую находку фотографируют, затем эти кости покрывают защитным клеем. Затем собирают скелеты животных и помещают в музей.
Дети самостоятельно передвигаются по музею и рассматривают картинки:
- раскопки палеонтологов;
- музейные экспонаты: динозавры, мамонт, ящуры, саблезубые тигры и др;
- кости (муляжи) .
Научный сотрудник (воспитатель) : Уважаемые коллеги! Может кому – либо из вас довелось встретить этих животных в природе, в зоопарках в настоящее время? А почему?
Докажите это! (Дети сталкиваются с затруднением – не встречали таких животных в зоопарке, слышали от родителей, но не знают, почему их сейчас нет в природе.)
- Уважаемые участники конференции проходите в конференцзал.
Просьба занять места в зале для просмотра презентации (дети садятся за столы) .
4. Открытие нового знания:
Презентация «Древние животные, или «Жил – был мамонт»
Научный сотрудник : Это было очень давно - 65 млн. лет назад. Климат был теплый и влажный, на планете росли необычные растения, а Землю населяли удивительные животные – динозавры, ящуры, саблезубые тигры. Почему вымерли эти древние животные – одна из величайших загадок в истории земли. Сегодня ученые называют десятки различных версий, но ни одну из них нельзя назвать абсолютно верной.
1 слайд. Одни ученые считают, что 65 млн. лет назад на землю упал гигантский астероид. От взрыва в небо взлетели огромные тучи пыли, заблистали чудовищные молнии. Они подожгли леса, и по всей земле вспыхнули пожары. Дым и пыль смешались от взрыва и вся планета окуталась мглой. Да так сильно, что горячие лучи солнца не могли ее пробить. И вечное лето сменилось вечной зимой.
2 слайд. Начался Ледниковый период. Лед покрыл всю сушу и моря. Многие животные вымерли от холода, голода, некоторые приспособились к холодам: шерстистые носороги, овцебыки, мамонты.
3 слайд. Животные : шерстистые носороги, овцебыки, мамонты.
О своих исследованиях о мамонте нам расскажет юный палеонтолог (рассказ ребенка о мамонте)
4 слайд. Мамонт.
1 ребенок Тело мамонтов покрывала густая косматая шерсть. Мамонты похожи на слонов, очень большие и имели длинные загнутые бивни длиной около 3 метров. Ими они раскапывали снег в поисках пищи. Мамонты жили стадами и питались травой и другими растениями. Они травоядные. Их врагами были волки и свирепые саблезубые тигры, а также пещерные люди, которые охотились на них, чтобы добыть пищу, шкуру для одежды.
2 ребенок Мамонты вымерли в ледниковый период. Замерзшие тела мамонтов были откопаны учеными в вечной мерзлоте сибирской тундры возле г. Салехард. Первого ямальского мамонтенка назвали Машей. Второго мамонтенка палеонтологи назвали Любой. Его также нашли на Ямале. Ученые установили, что он жил более 10 тысяч лет назад и умер в возрасте одного года.
5 слайд. Охота на мамонтов пещерным человеком нам расскажет: ___
3 ребенок Пещерные люди охотились на мамонтов: вырывали огромную яму, прикрывали ее ветками и с громким криком и метанием копий гнали жертву к яме. Потом добивали камнями, копьями, топорами. Они употребляли мясо в пищу, из шкуры шили одежду, утепляли свои жилища. Чрезмерное уничтожение мамонтов также привело к их исчезновению. Это тоже одна из версий исчезновения мамонтов.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений:
6 слайд. Скелет мамонта.
Научный сотрудник: Уважаемые коллеги – палеонтологи! Найден скелет животного. Вы должны восстановить внешний вид этого животного на основании фотографии его скелета и полученных знаний.
7 слайд. Мамонт.
Научный сотрудник: Уважаемые палеонтологи! Наша конференция продолжается. Наши коллеги попросили о помощи, они нашли окаменелости. По предварительным данным там находятся останки древнего животного.
Хотите поучаствовать в раскопках?
Нам для этого необходимо взять специальные инструменты.
Приступайте к работе! Умейте договариваться, обсуждать, уступать, оказывать помощь и поддержку. Желаю творческих успехов!
Практическая работа:
6. Осмысление.
Научный сотрудник: Итак, работа нашей конференции подходит к концу. Уважаемые палеонтологи! Мы с вами раскопали останки мамонта. Наша работа еще не завершена, мы ее продолжим на других встречах. Нам предстоит собрать скелет мамонта.
- Благодарю вас за работу!
- Понравилось ли вам быть учеными – палеонтологами?
- А кто такие палеонтологи?
- Какой совет дадите людям, живущим на планете Земля?
Научный сотрудник: Пусть на планете Земля всегда торжествует жизнь! Мы – сегодняшние ее жители. Так будем любить, уважать и беречь все то, что есть на нашей планете! Ведь она наш дом, наша надежда, наше будущее! До следующей встречи! Общая фотография на память.