Светлана Светлана
НОД познавательно-эстетической направленности «У лесной кормушки» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«У лесной кормушки» (старшая группа)
Цель: выявить экологические знания детей о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.
Задачи:
Публикация «НОД познавательно-эстетической направленности „У лесной кормушки“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
обобщить представления детей о зиме, лесе и зимующих птицах. Вызвать желание составлять небольшие рассказы о зимующих птицах; употреблять в речи сложные и распространенные предложения; отгадывать загадки, обогащать словарь прилагательными. Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки. Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц. Учить решать противоречия; развивать координацию движений, мимику, логическое мышление, внимание, связную речь, слуховое восприятие, творческие способности. Развивать интерес к занятию через использование наглядного материала, игровых моментов. Побуждать детей отстаивать свою точку зрения. Продолжать воспитывать ответственное отношение к природе через оказание посильной помощи пернатым.
Предварительная работа:
Наблюдения за птицами в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих жизнь птиц. Чтение фрагментов рассказов Г. Скребицкого и Н. Сладкова, Т. Шорыгиной о птицах, чтение стихов В. Звягиной, Е. Благининой, А. Яшина; загадывание загадок о зимующих птицах, выделение характерных особенностей повадок и внешнего вила птиц; имитация птичьих движений; работа с карточками-схемами по составлению описательных рассказов; повторение предлогов (на. под, с, из. из-под, около);словообразование прилагательных (красногрудый,.);
Материал:
Игрушка дядюшка Ау, картина «Зимний лес», аудиозапись «Пение птиц» ;загадки; карточки с изображением воробья и разных хвостов; цветные карточки; изображение птицы: голова дятла, туловище синицы, хвост сороки; карточки с изображением дятла разрезанные на 4 части; плоское изображение разных птиц, крупы, семена, клей, кисти, салфетки, клеёнки; д. и «Скажи наоборот», «Верю-не верю», «Кто как кричит», «Кого чем покормим»; пальчиковая игра «Птенцы в гнёзде», физминутка «Мы шагаем по сугробам»
Ход занятия.
Дети смотрят в окно.
В-ль: «Сидеть в комнате тепло,
Поглядим-ка мы в окно…
А на улице (зима)
Наступили холода.
-А что такое зима (сыплет серебристый снег, на полях сугробы, дует холодный ветер и т. д.)
-Почему приходит зима? -А зима это хорошо или плохо? (решение противоречий)
Стук в дверь, появляется старичок - лесовичок АУ, ёжится, замёрз, чихает.
В-ль: Ребята, что случилось с дядюшкой АУ, почему он чихает? (ответы детей)
-Что нужно сделать, чтобы прогнать простуду? (ответы детей) -Давайте научим дядюшку АУ делать массаж от простуды.
Массаж «Прогоним простуду»
Да-да-да- наступили холода (потираем ладоши) Да-да-да- превратилась в лёд вода (проводим большими пальцами по шее сверху вниз) Ду-ду-ду- поскользнусь я на льду (указательными пальцами потереть крылья носа) Ду-ду-ду- на лыжах я иду (растереть уши) Ды-ды-ды- на снегу следы (ладонями растереть лоб) Ди-ди-ди- ну,простуда, погоди! (хлопки в ладоши)
Ну, что дедушка АУ, согрелся, а почему же ты грустишь? (Лесовичок передаёт запись; воспитатель ставит, ребята слушают)
Релаксация: «Пение птиц»
В-ль: Теперь понятно, дядюшка Ау скучает за птицами и их пением. Сейчас их стало мало. -Ребята, а вы не знаете куда делись птицы? -Как называют птиц которые остаются зимовать? - Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод? -Кто же может помочь птицам зимой? -А как мы поможем им? (ответы детей)
Давайте мы с вами отправимся в лес и поможем птицам и этим доставим радость дядюшке Ау.
-А каким бывает лес (таинственным, густым, сосновым, сказочным, таинственным, волшебным) На чем мы можем отправиться в лес? (ответы детей с объяснениями) -Можно и пешком. -Давайте потеплее оденемся. (имитируют одевание)
- Построимся парами и посчитаем сколько пар, чтобы не потеряться. Какая по счету пара Саши и Маши?
Физминутка (По команде воспитателя перешагивают низкие и высокие сугробы).
Мы шагаем по сугробам, По сугробам крутобоким, Поднимай повыше ноги, Проложи другим дорогу.
В-ль: Мы пришли в зимний лес. Сколько здесь вокруг чудес! -Ребята, а что вы видите вокруг? -Какие деревья видите? (ответы детей) -А что это с деревьями, они совсем не живые? (ответы детей) -Давайте повесим нашу кормушку. (Вывешиваем модель кормушки)
Чтобы прилетели птицы мы будем отгадывать загадки о них, выполнять задания, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке. (Дети отгадывают, кто первым отгадал вывешивает птицу на кормушку, рассказывают о ней самостоятельно или при помощи опорной таблицы; выполняют задания)
I.
В-ль:
В серой шубке перьевой И в морозы он герой, Скачет по лесу резвиться Не орёл, но всё же птица (воробей)
Ребё нок: Это воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, крошки хлеба, это всеядная птица. Живёт зимой селится вблизи жилища человека, в щелях стен, под крышей, в заброшенных гнёздах.
В холодную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись.
Лесовичок даёт задание
«Подбери хвост воробью»
II.
В-ль:
Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит. (сорока)
Ребё нок: Это сорока. Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.
Задание «Выбери краски для сороки» (белая, чёрная)
III. В-ль:
Непоседа невеличка, Желтая почти вся птичка, Любит сало и пшеничку Как зовут ее? (синичка)
Ребё нок: Это синица. Грудка у неё жёлтая, с черным галстуком, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо, сало.
Задание «Что напутал художник?»( изображена птица: голова дятла, туловище синицы, хвост сороки)
IV. В-ль:
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?. (ворона)
Ребё нок: Это ворона. Вороны очень умны. Оперение - чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё; всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.
Д. и. «Скажи наоборот» (У вороны туловище крупное, а у воробья…У воробья клюв маленький, а у вороны)
В-ль: Ой,как холодно. Давайте погреемся.
Динамическое упражнение «Мороз»
Чтоб не зябли наши ручки, мы похлопаем в ладошки. Вот как хлопать мы умеем, вот как ручки мы согреем. Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко. Вот так топать мы умеем, вот так ножки мы согреем. Нам мороз теперь не страшен, все мы весело попляшем. Вот так мы плясать умеем, вот так мы себя согреем.
V. В-ль:
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (дятел)
Ребё нок: Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев и достают насекомых под корой. У дятла очень длинный язык. Окраска оперения у дятлов черная, зеленая или пестрая, на голове красная шапочка. Это одна из очень полезных птиц наших лесов. Является лесным доктором.
Задание «Сложи из 4 частей дятла» (частей 6, две части лишние)
VI. В-ль:
Чернокрылый,красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
Ребё нок: Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Она малоподвижная птичка, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.
Игра: «Верю - не верю»
Клесты выводят птенцов зимой (Верим). У воробья большой сильный клюв. (Не верим) У свиристеля на голове хохолок. (Верим) Снегирь любит сало (Не верим) Какая птица любит сало? У синицы желтая грудка. (Верим) Сова ночью спит (Не верим) Почему она не спит? Ворона питается остатками пищи. (Верим) Клесты любят семена шишек (верим) У сороки длинный черный хвост (Верим).
VII.
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки.
На головах хохолки. (свирестели)
Ребё нок: Свиристель - это крупная, очень красивая птица с пушистым хохолком на голове и черным пятнышком на горле. Песня свиристеля — нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», пища свиристелей - ягоды рябины, а также плоды шиповника.
Д. и. «Кто как кричит?» Кар-кар! (ворона) Чик-чирик, чив-чив! (воробей) Ча-ча-ча! (сорока) Свири-свир! (свиристель) Рюм-рюм-рюм! (снегирь) Синь-синь-синь! (синица)
VIII. В-ль:
Что за птица, Мороза не боится, Хоть снега лежат везде, У неё птенцы в гнезде (клёст)
Ребё нок: Клест - птица некрупная (чуть больше воробья). Лапы короткие, сильные, цепкие, клюв, сложенный крестиком, питаются семенами шишек. Когда у клеста много сосновых и еловых шишек ему даже не страшно построить зимой гнездо и вывести маленьких птенцов
-Кто такие птенцы?
Пальчиковая игра «Птенцы в гнезде»
Улетела птица- мать
Малышам корм искать (все пальцы правой руки обхватываем левой ладонью – получается "гнездо").
Ждут малютки-птицы (шевеленье пальцами правой руки создается впечатление живых птенцов в гнезде)
Мамины гостинцы.
В-ль: -Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке. -А как вы думаете, о чём щебечут птицы у кормушки? (размышления детей) В-ль: Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки.
-Кому из птиц, какой корм нравится?
Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
-Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки; -Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени; -Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили; -Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Д. и. «Кого чем покормим?»
Дети выбирают корм для птиц и дают его дядюшке Ау. Он их благодарит за помощь.
Птичья викторина.
Почему снегиря назвали снегирем? (появляется с первым снегом)
У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)
Как называют дитя любых пернатых (птенец).
Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком? (синица)
Жизнь, какой птицы очень тесно связана с человеком? (воробей)
-А нам ребята пора возвращаться домой.
- Когда мы вернёмся домой, на память о сегодняшнем путешествии, выполним аппликацию любой птички при помощи крупы и семян. Дети прощаются. Становятся парами, уходят
Физминутка (По команде воспитателя перешагивают низкие и высокие сугробы) .
Мы шагаем по сугробам, По сугробам крутобоким, Поднимай повыше ноги, Проложи другим дорогу.
Дети выполняют творческую работу. Молодцы!
Итог.