Ольга Калентьева
НОД по ОО «Познание» (формирование целостной картины мира) «Ай да, елочка-краса»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: Познание (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Безопасность».
Цель: Формирование экологических знаний детей.
Задачи:
- помочь увидеть особенности еловой шишки: пахнет смолой, под чешуйками прячутся семена- крылатки;
- показать простейшую взаимосвязь между елью и животным миром;
- упражнять в подборе сочетаемых слов, обогатить речь детей новым словом – ельник;
- закреплять умение детей вырезать по контуру;
Публикация «НОД по ОО „Познание“ (формирование целостной картины мира) „Ай да, елочка-краса“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
- вызвать у детей желание оберегать ёлочки.
Материал и оборудование: кукла девочка – Ёлочка, театральная ширма, коробка ощущения, еловые шишки, лупы по количеству детей, заготовки из бумаги зеленого цвета с контуром елочки (киригами) по количеству детей, ножницы, дидактическая игра «Кто дружит с елью», иллюстрация с изображением елей в естественных условиях, иллюстрации зимнего леса, магнитофон, аудиозапись песни «В лесу родилась елочка», фонограмма к песне «Елочка – проказница».
Содержание организованной деятельности детей.
Организационный момент.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением зимнего леса.
Ребята, что здесь изображено? (лес)
Что такое лес? (это место где много деревьев)
Какие деревья вы знаете?
Загадка о ели:
«Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?»(ёлка)
Основная часть
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о ёлочке.
Звучит музыка на песню «В лесу родилась ёлочка». Из – за ширмы появляется кукла девочка - Ёлочка.
- Здравствуйте, ребята, я девочка – Ёлочка, живу в густом лесу это мой дом, там много моих подружек и сестричек, больших и маленьких ёлок и ёлочек. Лес – дом, в котором растут одни ели, назевается ельник.
-Что вы знаете о ели? (у ели один ствол, покрытый коричневой корой; много веток, которые постепенно увеличиваются к низу, все ветки покрыты зелёными, жёсткими, колючими иголками; коричневые шишки.)
-Ребята, я для вас приготовила сюрприз, отгадайте, что в коробке лежит?
Дидактическая игра «Коробка ощущений» (дети опускают руку в коробку, трогают предмет и рассказывают о своих ощущениях, делают вывод – это шишка.)
Девочка – Елочка: Хотите узнать, что спряталось в еловой шишке?
Исследовательская деятельность.
Воспитатель сначала рассматривает с детьми шишки, предлагает потрогать их, погладить, понюхать, отмечает цвет, удлинённую форму. Показывает чешуйки, их расположение. Таинственно сообщает. Что под чешуйками что – то есть. Рассматривая семена, дети обращают внимание на их размер, форму, цвет, лёгкость, наличие плёнки. Воспитатель сообщает, что из каждого семечка может вырасти целая ель, если оно попадёт в хорошие условия (влажная почва, если, когда оно прорастёт, на маленький росточек никто не наступит, если маленькую ёлочку заметят и не скосят во время сенокоса. Дети собирают семена в коробочку, с тем, чтобы весной их где – нибудь посеять.
Динамическая пауза «Деревце»
Дует ветер нам в лицо:
(дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо.
(руки вверх – наклоны)
Ветерок всё тише, тише…
(постепенно приседают)
Деревце всё выше, выше…
(медленно поднимают руки вверх)
Ёлочка: У меня в лесу много друзей. Вы их знаете?
Дидактическая игра «С кем дружит ель?»
с кратким пояснением каким образом происходит дружба (дятел – ест семена ели выклёвывая их клювом из еловой шишки; заяц - прячется под ёлочкой; белка – может жить на ели; мышь - питается упавшими семенами ели; клёст - строит своё гнездо на ели, его основная пища - еловые семена.)
Воспитатель: - Да ребята, для многих птиц и животных ель и дом, и столовая, а воздух в еловом лесу чистый, ароматный, очень полезный для здоровья. Славится это чудесное дерево и своею красотою (дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации с изображением елей в естественных условиях, высказывают свое мнение). Ребята, приближается замечательный праздник – Новый год и его главным украшением станет новогодняя елочка.
Игра «Новогодняя ёлка»
-Новогодняя ёлка какая? (красивая, блестящая, праздничная, пушистая, зелёная, пахучая, живая, искусственная, нарядная, колючая, стройная, высокая, большая, маленькая)
-Что для нас делает новогодняя ёлка? Она для нас … (наряжается, сверкает, блестит, веселит)
-Ребята, придумайте, как можно назвать елку? (ёлка – красавица, ёлка – модница)
Беседа о елочке.
-Ребята, как вы считаете, правильно ли то, что на новогодний праздник дома ставят живую ёлочку? (нет)
-Почему? (живая ёлочка погибнет и не сможет помочь птицам, зверям, людям)
А, как вы думаете, что чувствует елочка, когда ее спиливают и увозят из дома – леса? (ей больно, страшно и т. д.)
Но на Новый год без елочки будет скучно, как быть? (купить в магазине искусственную ель)
Воспитатель: - Искусственная елочка тоже красива! Ее можно нарядить – украсить разными игрушками, она не будет осыпаться, а радость будет всем. И самое главное то, что лесная елочка останется жива. Послушайте, какое замечательное стихотворение написала Ирина Токмакова, оно называется «Хороший подарок».
Мне елку купили! Мне елку купили!
Ее на опушке в лесу не рубили,
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей!
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной.
Задень – и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому?
Никому, просто – ветру, метели,
Соседке – живой и не спиленной ели.
Продолжает занятие педагог дополнительного образования по изодеятельности.
- Ребята, я для вас приготовила волшебные листочки бумаги, с помощью ножниц вы сможете превратить их в елочку.
(педагог вместе с детьми вспоминают правила пользования ножницами, обговаривают последовательность выполнения задания. По окончании работы все елочки выставляются на столе, дети и педагог любуются красотою елочек: - «Как много елочек, целый лес – ельник»).
Рефлексия.
Воспитатель: - Ребята, что вы нового узнали про ель?
Девочка – ёлочка: «Мне было очень приятно узнать, что вы столько много знаете о ёлочках, любите и жалеете их, и я надеюсь, что на новогодний праздник многие из вас дома поставят искусственную ель, и этим вы спасаете живую елочку в лесу.
Пение песенки «Елочка – проказница» слова и музыка С. Насоуленко.