Надежда Мазурок
НОД по экспериментированию «Удивительная соль» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию (экспериментальная и познавательно-исследовательская деятельность)
Тема «Удивительная соль».
Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о соли, о способах её добычи, об использовании человеком в быту.
Публикация «НОД по экспериментированию „Удивительная соль“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
2. Познакомить детей с добычей соли в Пермском крае.
3. Развивать мыслительную активность, умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение самостоятельно делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
5. Воспитывать любознательность и умение работать вместе, соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли, дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный - несолёный», «Соль полезна для того, чтобы», наблюдение «Как мама использует соль?».
Словарная работа: соледобывающий комбайн, растворить, минеральное вещество, кристалл, сыпучая.
Материалы и оборудование: мешочек с солью, 1 яйцо, одноразовые стаканчики, чайные ложки на каждого ребенка, лупы, стакан с пресной водой, стакан с солёной водой, гуашь 4 цветов.
Ход НОД.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский, я встретила нашего дворника Владимира Васильевича. Он мне дал вот этот мешочек и сказал, что в нем лежит очень интересное и нужное вещество и просил вас отгадать, что там находится. Посмотрите, пощупайте, потрясите его. Что же там находится? (дети пытаются отгадать, делают свои предположения).
Воспитатель. Отгадайте мою загадку:
Без нее, ребята, повар, просто как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет - испытаешь боль
Вы, наверное, догадались. Ну, конечно, это …
Дети: соль.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Да ребята, сегодня мы с вами будем изучать соль.
Воспитатель: Для чего нужна соль?
Дети: чтобы солить пищу, консервировать овощи … А много соли есть можно? (нет). В день человеку нужно не более чайной ложки соли.
Воспитатель: Где люди используют соль?
Дети: посыпают дороги, в медицине (раствором промывают нос, полощут горло, дышат в соляной комнате, в промышленности (изготавливают пластмассу, мыло, аккумуляторы, удобрения и др., в сельском хозяйстве.
Основная часть:
Воспитатель: Теперь я вам расскажу немного о соли! Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил. У кого была соль на столе, тот считался самым богатым человеком. К соли относились очень уважительно. В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны.
Откуда берется соль? Её добывают из соленых озер и морей. Такие есть в Оренбургской области в городе Соль-Илецк. Там 7 таких озер. И второй способ добычи – это из-под земли, из соляных шахт. В нашем Пермском крае ведется добыча соли в городах Соликамск и Березники. Эти шахты объединены в одно соледобывающее предприятие «Уралкалий», в него входит 5 подземных рудников. Много миллионов лет назад на этом месте находилось озеро. Сто лет назад соль добывали вручную, вытаскивали её на поверхность в мешках, с мешков текло на уши, шею, плечи, в этих местах у людей кожа краснела, становилась соленой. Отсюда и пошла поговорка «пермяк – солёные уши». Сейчас добывают соль соледобывающим комбайном, вся работа автоматизирована. Затем ее отправляют на завод, где очищают, упаковывают и развозят в магазины.
Наш дворник Владимир Васильевич солью посыпает дорожки детского сада, соль разъедает лед, поэтому нам не скользко ходить. (рассматривают картинки).
Воспитатель: У соли есть ещё много тайн и секретов. Я предлагаю вам сейчас их разгадать. Есть у вас такое желание?
Дети: Да.
Воспитатель: А как называется то место, где проводят опыты?
Дети: лаборатория.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним правила, которые нужно соблюдать при работе.
1. Соблюдать тишину.
2. Сначала послушай, посмотри, а потом повтори.
3. Не трогать руками глаза.
4. Не толкать соседа во время работы.
5. Выполнил и положи на место.
Воспитатель: А теперь мы свами будем делать чудо-опыты с этим сыпучим веществом. Результаты опытов будем фиксировать в своих исследовательских дневниках. Вы готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: И так внимание, присаживаемся на свои места.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью, давайте рассмотрим её.
- Если мы с вами посмотрим на соль, что вы можете сказать о её внешнем виде?
Какого цвета соль?
Дети: соль белого цвета.
Воспитатель: какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее?
Дети: соль сыпучее вещество.
Воспитатель: а на что соль похожа?
Дети: соль похожа на порошок.
Воспитатель: Действительно, с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим с помощью лупы.
Что вы видите?
Дети: соль состоит из белых кристаллов.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль растворяется в воде».
Воспитатель: Ребята, давайте в ваши стаканы с солью нальем воды, размешаем ложкой, что произойдет? Дети выполняют эксперимент.
Дети: соль растворилась в воде.
Вывод: соль растворяется в воде.
Опыт №3. «Плавающее яйцо».
Воспитатель: а вы знаете, что в соленой воде легче плавать?
Дети: да, нет.
Воспитатель: хотите проверить?
Дети: да!
Воспитатель: а поможет нам в этом обычное яйцо. Я возьму яйцо, опущу его в стакан с пресной водой. Что вы видите?
Дети: яйцо утонуло.
Воспитатель: а теперь опустим яйцо в стакан с соленой водой. Что теперь вы видите?
Дети: яйцо не тонет.
Воспитатель: какой вывод мы сделаем?
Вывод: в соленой воде легче плавать. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем легче научиться плавать.
Опыт № 4 «Окрашивание соли».
Воспитатель: Можно ещё провести такой эксперимент. Добавим в соль краску любого цвета и хорошо перемешаем. Посмотрите, что произойдет?
Дети: соль окрасится.
После каждого опыта дети схематично зарисовывают в своих дневниках результаты.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами раскрыли 4 секрета соли. Давайте вспомним, глядя в ваши дневнички.
Дети: соль белая, состоит из кристаллов. Растворяется в воде. В соленой воде легче плавать. Соль можно окрашивать.
Воспитатель: а вы хотите узнать, что же находится в мешочке? Там соль.
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: я предлагаю вам выбрать тот смайлик, который подходит вашему настроению и приклеить в свои исследовательские дневники.
Дети выбирают смайлики и приклеивают их.
Воспитатель: в конце нашего занятия я хочу дать вам домашнее задание. Со взрослыми проведите еще один опыт с солью. Надо поставить в морозилку баночку с обычной водой и с соленой. Через 2 часа посмотреть, что будет. Результат опыта зарисуйте в дневничке, завтра принесите его и посмотрим на ваши результаты, поделитесь друг с другом своими впечатлениями.
Дети прощаются с гостями.