Наталья Шемякина
НООД по экологии «Земля в опасности» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» Октябрьского муниципального района
Костромской области
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности
по образовательной области «познавательное развитие»
на тему: «Земля в опасности».
Публикация «НООД по экологии „Земля в опасности“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Дни защиты от экологической опасности, 15 апреля - 5 июня
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Шемякина Наталья Петровна
Воспитатель 1 квалификационной категории
с. Боговарово,2020
Цель: формирование экологической культуры дошкольников.
Программные задачи:
Образовательные: формировать знания детей о способах охраны окружающей среды;
-закреплять понятия: экология, эколог, глобус, планета, отходы, загрязнение;
Развивающие: развивать умение логически мыслить, делать выводы, развивать коммуникативные умения;
- расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;
Активизировать и обогащать словарь детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ее ресурсам.
Планируемый результат: Участвуют в беседе, в познавательно-исследовательской деятельности, понятно для слушателей отвечают на вопросы.
Материал: глобус, аудиозаписи, стаканчики одноразовые с соленой и пресной водой, проектор, компьютер, наглядное пособие: реки, города; картинки различного мусора, презентация.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций экологического содержания, беседы с детьми.
Методы и приемы:
Наглядный: рассматривание картинок, презентация, просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»
Словесный: сюрпризный момент с использованием аудиозаписи голоса Земли и воды, чтение стихотворения, похвала, вопросы к детям, художественное слово.
Игровой: двигательные упражнения, физминутка,
Практический: собственная деятельность детей, исследовательская деятельность
Ход организованной образовательной деятельности
Вводная часть
Организационный момент
1. Мотивация детей на предстоящую деятельность -презентация
2. Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми
2. Основная часть.
Цель: формирование знаний детей о способах охраны окружающей среды;
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
3. Заключительная часть
Цель: развитие у детей речевой активности
Подведение итогов деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность Деятельность воспитателя Деятельность детей
Организационный момент. Воспитатель:
Дети входят в зал, становятся в полукруг.
Воспитатель: «Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро!- солнцу и птицам.
Доброе утро!- улыбчивым лицам.
Доброе утро, уважаемые гости!»
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, давайте посмотрим на наш волшебный экран.
Воспитатель читает стихотворение.
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг –
Тут речка, там зеленый луг.
Леса, и горы, и моря, -
Всё называется Земля!
(обратить внимание на экран)
- Ребята, посмотрите какая красивая наша планета. А какую форму она имеет? Верно, форму шара. Только шар этот такой большой, и чтобы объехать его, нужно много месяцев. Подскажите, как называется модель земли? Правильно, глобус. Посмотрите, какой он разноцветный, что обозначает каждый цвет:
- Что изображено на глобусе коричневым цветом?
- Что изображено зеленым цветом?
- Что изображено желтым цветом?
- Что изображено белым цветом?
- Что изображено, синим цветом?
Воспитатель: Давайте мы сейчас с вами поиграем. Я буду показывать карточки, а вы выполнять задание.
Голубой – плавание движения рук.
Белый – потираем плечи, руки.
Жёлтый - утираем пот со лба.
Коричневый -руки высоко вверх.
Зелёный – изображаем ёлочку.
Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательны.
Воспитатель:
- Ой! Ребята, вы не замечаете ничего странного?
Обратите внимание на экран. Присядем и рассмотрим, что стало с нашей планетой?
Поговорим о самом важном,
Взглянуть на землю стало страшно,
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух - сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной,
Погибнуть может всё живое,
Земля, - что сделали с тобою?
(Далее звучит голос Земли (в аудиозаписи) :
- Я планета Земля, сейчас я больна.
И в этом, поверьте, лишь ваша вина.
Я людям не верю и им в назиданье
Придумаю страшное наказание.
Воспитатель: Ребята, давайте же с вами разберемся, почему Земля на нас гневается?
Воспитатель: Глядя на экран, можно сказать, почему Земля на нас в обиде?
(Ответы детей)
Воспитатель обращает внимание детей на сменившийся слайд.
Воспитатель: Правильно, ребята, загрязняют воздух: выхлопные газы от машин и заводов, от пожаров загрязняется воздух, и конечно от сигарет.
Воспитатель:
- Как вы думаете, можно ли исправить эту ситуацию? (Установить фильтры на трубы фабрик, придумать новое безопасное топливо, например, электромобили на солнечных батареях, посадить деревья, беречь леса).
- Да, это хорошее решение проблемы!
- Как вы думаете, для чего нужен воздух? (Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям).
Эксперимент №1 (Опыт с воздухом)
- Давайте встанем и проведем с вами эксперимент. Закройте пальцами нос, а ладошкой другой руки закройте одновременно рот. (Дети выполняют)
- Что произошло?
Воспитатель: Чтобы воздух был чистым, и нам было легко дышать – нужно беречь природу – не ломать деревья и не рвать цветы.
Физминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле (Потягивания- руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания - руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед-
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, взад-вперед)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам подойти к столам.
- Послушайте мою загадку:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без. (воды)
(Звучит музыка, имитирующая шум ручья. На экране появляется вода - картинка).
(Включить музыку воды- ручей)
Далее звучит голос ВОДЫ (в аудиозаписи)№ 2:
- Я царица, я Вода,
Без меня вам никуда.
Я и в озере, ив море,
В океанском я просторе,
В ручейке и в луже я,
Не прожить вам без меня.
Но как же вы не понимаете,
Что меня вы отравляете?
Ко мне относитесь беспечно,
Считаете, что бесконечна!
Воспитатель:
- Скажите, для чего нам нужна вода?
- Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает?
- Где живет вода?
Воспитатель:
-Ребята, подойдите пожалуйста к столу
Эксперимент№ 2: (Опыт с водой)
На столе стаканчики с соленой и пресной водой. Большее количество – с соленой. Детям предлагается попробовать воду.
Воспитатель: дети, кто попробовал соленую воду – встаньте с правой стороны, а кто пресную – с левой.
- Какой воды было больше?
- Вот и на Земле соленой – морской воды больше, а пресной воды становится все меньше и меньше.
- Почему это происходит? (Отходы предприятий, ядовитые вещества, мусор сбрасываются в реки).
Дети за воспитателем подходят к макету реки, садятся
- Ребята, послушайте сказку про речку. Я буду рассказывать, а вы будете мне помогать
Жила-была река. Сначала она жила среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода!
Река очень любила путешествовать.
Однажды она очутилась в городе.
Здесь стояли огромные дома, в которых жили люди.
Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе.
Река согласилась.
Шли годы. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается.
Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки.
Потемнела река от печали, стала грязной и мутной.
Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!» никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины.
Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и рыбы – задыхаться без воздуха. Совсем заболела река.
«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили речку.
И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе.
Воспитатель: «Ребята, а почему речка обиделась?»
Продолжает читать: Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: «Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у неё прощения».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать речку. Долго они её искали и нашли, но не сразу её узнали: ведь она стала чистой и прозрачной.
Попросили люди речку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали заботиться о ней. На фабрики и заводы поставили фильтры, машины мыли на специальных мойках. Речка была добрая и не помнила зла.
Воспитатель: «Ребята, вы поняли, что воду нужно беречь? Как это сделать?
Дети садятся. Воспитатель загадывает загадку о земле :
Черным - черна, но не страшна,
Всем людям мать-кормилица она.
Голос Земли (включить)№3
- Когда-то раньше я была
И лесом, и цветущим садом,
Шумела ярким листопадом,
Была красавицей земля,
Была кормилицей для вас,
И плодородной, и могучей,
А стала мусорною кучей, -
Такой вы сделали меня!
Воспитатель: «Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили мы нашу землю. Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора - это целый грузовик. На планете несколько миллиардов жителей. Очень скоро, если ничего не придумать, человечеству придется спасать себя от мусора.
- Ребята! Поговорим с вами о том, какую вторую жизнь можно дать мусору?
- Что же можно придумать? Может мусор можно как-то использовать?
- Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? (Нет, он выделяет вредный дым). А закапывать в землю? (Не всё сгнивает в земле).
- Мусор можно перерабатывать, и уже везде строят мусороперерабатывающие заводы, но чтобы вести мусор на этот завод его надо рассортировать:
бумага, картон - макулатура,
банки, бутылки - стекло,
пластиковые бутылки, пакеты - пластик,
консервные баночки, жесть - металлолом,
шкурка от банана, картофеля - пищевые отходы
- И у нас в селе тоже установлены контейнеры для сбора отходов.
Воспитатель: А мы с вами поиграем в игру «Рассортируем мусор»
Проводится игра «Рассортируем мусор».
Воспитатель подводит итог игры.
Воспитатель: Планета наша в опасности, но мы теперь знаем, как можно ей помочь. А у меня есть мультфильм. Мы сейчас его посмотрим, запомним хорошо, что люди должны сделать, чтобы Земля выздоровела
ВКЛЮЧИТЬ Голос земли №4
Спасибо ребята, за добрые дела
Вижу, что теперь я в надёжных руках
Вы будете меня охранять,
А я буду выздоравливать.
Воспитатель:
- Вы многое узнали о природе и способах её охраны. Этим занимается целая наука – ЭКОЛОГИЯ. А люди которые занимаются этой наукой называются – ЭКОЛОГИ.
- Так как Вы помогаете нашей планете стать чище, бережете ее, то Вас можно назвать юными экологами. (Детям выдаются медали).
Встают в полукруг,
Здороваются с гостями
Слайд № 1
Дети слушают, смотрят на экран.
Слайд № 2
Ответы детей на вопросы воспитателя:
Форму шара,
глобус
Слайд №3
Ответы детей
(горы, возвышенности)
Дети: равнины, леса
Дети: пустыни
Дети: снежные пустыни
Дети: моря, океаны, реки озёра.
Игра: показываю разноцветные карточки, дети выполняют соответствующие движения:
Слайд №4
Ответы детей: Земля стала мрачной, изменился цвет океанов и т. д.)
Дети слушают голос Земли
Затем АРСЕНИЙ, Ваня читают:
- Постой, Земля, не торопись!
- Ведь мы за взрослых не в ответе.
- Да, люди мы, но только дети.
- Позволь нам разобраться в том,
За что ты нам грозишь?
Дети отвечают:
Человек вырубает леса, выбрасывает мусор где придумает, загрязняет воду и воздух отходами заводов и фабрик и т. д.
Слайд № 5
Слайд№6
Дети делают вывод:
«Нечем дышать, не хватает воздуха».
Дети отгадывают загадку
(ответы детей)
Отгадывают загадки
Слайд №7
Ответы детей: Пить, купаться, вода нужна животным
-Пресная, морская, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная.
- В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, и т. д.).
Дети: соленой.
выполняют движения по тексту
ответы детей
Дети отвечают.
Ответы детей: Экономить воду, не загрязнять.
Дети высказывают свои предложения.
Дети складывают в отдельные контейнеры картинки с изображением мусора
Дети смотрят мультфильм.
Слайд №8
Дети приходят к выводу: Люди должны заботиться о Земле, на которой живут, не вредить ей!
Слайд №9