Путырская Надежда Анатольевна
НОД по экологии «Путешествие на дно моря»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование:
- ноутбук, проектор, презентация «На дне морском»,
- картинки с изображением батискафа, подводной лодки, аквалангиста, водолаза
- игрушки морские обитатели и дикие, домашние звери.
- два обруча (зеленый и синий,
- фонограмма шума моря и спокойной музыки,
- пазлы с изображением морского дна на каждого ребенка,
- синяя ткань,
- раскраски «Морские обитатели» в сундучке.
Содержание НОД
Воспитатель: Для начала встанем в круг
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Публикация «НОД по экологии „Путешествие на дно моря“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Ребята, сегодня у нас с вами не обычный день, а самое настоящее увлекательное путешествие. Вы любите путешествия и разные приключения?
Дети: Да!
Воспитатель: А путешествие у нас сегодня не простое, а морское. Вы когда-нибудь были на море?
Дети: (ответы)
Воспитатель: На чем можно путешествовать по морю?
Дети: На катере, корабле, лодке, яхте.
Воспитатель: А вы хотите увидеть, кто живет в море?
Дети: Да!
Воспитатель: А как вы думаете, с помощью чего можно опуститься на морское дно?
Дети: На подводной лодке, нырнуть с аквалангом, в водолазном костюме.
Воспитатель: Правильно, дети, а еще на морское дно можно опуститься с помощью батискафа. Батискаф – это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. Ну а нам, чтобы побывать на морском дне, нужно дружно сказать волшебные слова. Послушайте какие:
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился.
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!
Давайте все повторим волшебные слова:
(воспитатель и дети хором)
Воспитатель: А сейчас закройте глаза и вслушайтесь в звуки.
Звучит фонограмма шума моря. Включается проектор.
Воспитатель: Вы попали в морское царство.
Предложить хочу вам, дети,
Позабыв про все на свете –
Путешествие начать,
В Морском царстве побывать.
Располагайтесь поудобнее и посмотрите, сколько морских обитателей! Вы кого-нибудь узнаете? Знакомиться мы сегодня будем не с рыбами, а с другими, не менее интересными морскими обитателями. Давайте узнаем их получше.
Слайд 4. Морской конек.
Воспитатель:Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок,
Рыбок друг морской конёк.
Морской конек своим хвостиком цепляется за веточки подводных растений и висит, как игрушка на новогодней елке. А когда мелкие рачки приближаются к морскому коньку очень близко, он всасывает воду вместе с пищей. Еще морской конек может менять свой цвет.
Слайд 5. Морской еж.
Воспитатель: Ты попробуй взять меня:
Я колюсь, как ёжик.
Круглым вырос я, друзья,
И совсем без ножек.
Я живу на дне морском,
Там, где очень тихо.
Оказывается, ежи живут не только на суше. Есть и морские ежи. Тело морского ежа покрыто длинными и острыми иголками. Для чего морским ежам нужны такие иголки, как вы думаете?
Дети: чтобы колоться.
Воспитатель: Оказывается, при помощи этих иголок ежи передвигаются, питаются и защищаются от врагов. Бывают ежи с ядовитыми иглами.
Слайд 6. Краб.
Воспитатель:- Этот рыцарь в воде живёт,
Он в доспехах круглый год.
Панцирь прочный, как бетонный,
Десять лап для обороны.
По-боксёрски в стойку встал –
И клешнями всех достал.
Он с врагом сразиться рад,
Очень храбрый этот краб.
Тело краба покрыто прочным панцирем. Вы знаете, для чего крабу такой прочный панцирь?
Дети: Чтобы на него не напали враги.
Воспитатель: Правильно, панцирь нужен крабу для защиты. Но его панцирь не растет вместе с крабом, и когда панцирь становится слишком тесным, краб сбрасывает его. Оставшись без своей защитной одежды, краб становится совершенно беззащитным и вынужден прятаться среди камней, пока не вырастет новый панцирь. У крабов 10 ножек. Передние ножки – это мощные клешни. Для чего нужны клешни, кто знает?
Дети: чтобы кушать.
Воспитатель: С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот.
Слайд 7. Морская звезда.
Воспитатель: На дне морском звезда лежит,
Не двигаясь, наверно, спит.
Пять ручек у звезды той есть,
Звезда руками может есть.
И для неё рачок, креветка –
Как будто для ребят конфетка.
Оказывается, звезды бывают не только на небе, а еще и на дне моря. Все морские звезды ползают по дну или зарываются в песок. Они могут быть самого разного цвета, иногда даже пятнистыми и с рисунками. Морская звезда питается морскими ежами. В случае опасности могут отбрасывать часть своего тела, и из отброшенных частей через некоторое время вырастают новые звезды.
Слайд 8. Осьминог.
Воспитатель: Восемь ног, как восемь рук,
Только это не паук.
По дну передвигается
И рыбками питается. (осьминог)
Осьминоги бывают маленькими и очень большими. Тело осьминога мягкое, гибкое, эластичное. Оно позволяет ему проникать в самые узкие щели и отверстия в скалах. Когда на осьминога нападают, он выпускает чернильную струю и под ее покровом скрывается. А еще он умеет менять цвет. По песку прошел – желтым стал, в водоросли попал – зеленым стал.
Слайд 9. Морская черепаха.
Воспитатель: И на суше, и в воде –
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме черепаха.
У черепахи тело покрыто панцирем. Передние лапы – это мощные ласты. Для чего они нужны?
Дети: Чтобы плавать.
Воспитатель: Правильно, чтобы легко и свободно плавать. Черепахи бывают очень маленькими и очень большими. Любят они пещеры, где можно спрятаться и отдохнуть. Черепахи очень хорошо ориентируются в воде.
Слайд 10. Медуза.
Воспитатель: В море зонтики плывут,
Куда волны их несут.
Обжигают как огонь,
Береги свою ладонь!
Посмотрите и скажите, на что похожа медуза?
Дети : На гриб, на колокольчик.
Воспитатель:У медузы полупрозрачное тело в форме зонтика или колокольчика. Добычу они захватывают с помощью щупалец. Медузы бывают разными: и маленькими, и очень большими. Щупальца у них ядовитые и могут вызвать у человека смертельные ожоги.
Вот такой интересный и удивительный морской мир.
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи,до чего же хороши!
(Проектор выключается.)
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем. Встаньте со стульчиков. Повторяйте за мной:
Мои руки – это волны (имитация волны руками)
Ветер гонит их вперед (вытягивают руки вперед волнообразными движениями)
Мои руки – крылья чаек (взмахи руками)
Небо их к себе зовет (вытягивают руки вперед и вверх тянутся)
Мои руки – рыбки в море,
Плавают туда-сюда (ладони вместе, имитация рыбы плывут)
Мои руки – это крабы (растопыривают пальцы и шевелят)
Разбежались кто куда. (движение рук вперед, назад)
Ребята, вы что-нибудь слышите?
Дети : Нет.
Воспитатель:А я слышу, как животные просят нас о помощи: они потеряли свои домики и надо им скорее их найти. Давайте им поможем!
Игра «Помоги найти домик»
( Дети должны распределить животных по месту их обитания: морских - в синий обруч, живущих на суше – в зеленый обруч)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Всё правильно сделали. Посмотрите, у меня есть голубая ткань. Давайте представим, что это море. Возьмитесь за её концы. Знаете, ребята, иногда море тихое, спокойное, как сейчас:
"Не шумит оно, не хлещет,
лишь едва, едва трепещет.
И в лазоревой дали,
Нежный плеск волны. "
Давайте представим, как море едва, едва трепещет:
(дети берут ткань за края и слегка её колышут).
Но море не всегда спокойное. Как только поднимется сильный ветер, шторм,
"Море вздуется бурливо
зашумит, поднимет вой.
Хлынет на берег пустой
Расплеснётся в шумном беге. "Представьте, что наше море расплескалось, поднялись высокие волны (дети сильнее колышут ткань). Нелегко приходиться и подводным обитателям в такие минуты. Ой, ребята, я хотела показать вам красивую картинку с морскими животными, но море так разыгралось вместе с нами, что всё перепутало. Поможете мне собрать картинку?
Игра «Сложи картинку»
(дети за столом собирают пазлы «Морское дно» Включить спокойную музыку).
Воспитатель:Скажите, каких морских обитателей вы видите на картинке?
Дети: Дельфин, рыбка, осьминог, морская звезда.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Знаете, дети, на дне моря можно даже отыскать сокровища. А откуда в море сокровища, как вы думаете?
Дети: С затонувших кораблей.
Воспитатель: Правильно. К сожалению, в море иногда тонут корабли, а вместе с кораблями тонут и сокровища, которые они везли. Обычно сокровища спрятаны в сундуках. Посмотрите сюда, не сундук ли здесь лежит?
(показывает небольшой сундучок, спрятанный под голубой тканью).
Дети: Да, сундук.
Воспитатель: Давайте откроем его и посмотрим, что там внутри. (открывают сундук, там раскраски с морскими животными).
Воспитатель: Дети, а вы любите раскраски?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот возьмите, пожалуйста, всем по раскраске. (раздает раскраски).
Ребята, а теперь нам пора возвращаться, будем с вами прощаться. Закройте глаза.
Хватит по морю гулять,
Отправляемся назад.
Море изменяется,
В нашу группу превращается.
Воспитатель: Ребята, где вы побывали?
Дети: - На дне морском.
Воспитатель:Вам понравилось наше путешествие? А каких морских обитателей вы там видели?
Дети: (отвечают).