Ворсина Светлана
НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Наши права»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по социально-коммуникативному развитию
Тема: «Наши права»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
Цель: Содействовать социально-коммуникативному развитию детей через образовательную деятельность.
Образовательные задачи.
1. Познакомить детей с документом «Конвенция о правах ребенка»,
«Свидетельство о рождении».
2. Упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
3. Учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы
4. Формировать правильную осанку, учитывая смену поз на протяжении всего занятия.
II. Развивающие задачи.
1. Развивать внимание, память, логическое мышление.
2. Развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности.
III. Воспитательные задачи.
1. Воспитывать устойчивость внимания, интерес, любознательность, дисциплинированность, дружеское отношение друг к другу.
2. Воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям.
Словарная работа:
Активизация: конвенция, свидетельство о рождении, право, забота.
Методические приемы: Дидактические игры, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, изготовление «Божьих коровок», анализ, подведение итогов.
Оборудование и материал:
Демонстрационный: магнитная доска, фотографии, проектор, ноутбук, шляпа, шкатулка, сидетельство о рождении.
Раздаточный: скорлупа грецкого ореха, кисточки, ватные палочки, краски, влажные салфетки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, русских
народных сказок, разучивание пословиц, стихотворений о правах ребенка, беседы по теме «Права ребёнка» рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие, окраска ореховой скорлупы.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей. - А что же такое право? (Высказывания детей.)
Дети: Право - это то, без чего человек не может жить достойно.
Дети читают стихи:
1. Как хорошо, что есть права.
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают,
Чтоб нас никто не мог
Украсть, унизить и обидеть.
2. Как хорошо, что есть права.
Они помогут человеку,
Мир восстановят навсегда.
3. И у младенца есть права.
Без прав на свете жить не сможем.
Всегда нам право и везде поможет.
Воспитатель. Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любим.
Он на свете не один!
Воспитатель: Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам, просто потому, что вы люди. Дети, а кто знает, как называется книга, в которой записаны права ребенка?
Дети: "Конвенция о правах ребенка"
Воспитатель: Любой человек взрослый и маленький должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции и не нарушать их - это основной документ.
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная шкатулочка (Папка, что же в ней находится? - Что это за документ? Свидетельство о рождении
Это первый документ каждого человека, выдается после рождения. Здесь записаны ваши фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство. Попросите дома родителей показать вам этот документ и ещё раз внимательно его прочтите.
- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)
Воспитатель загадывает загадку:
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у сына есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя.)
Слайд 1 (картинка чебурашка) Право на имя, фамилию, отчество
О чем говорит нам эта картинка? А как произошло имя Чебурашка?
Ответы детей.
Воспитатель: - Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Что означает моё имя?»
Вы подходите к нашей фотовыставке. Находите свой портрет, называете ваше имя и что оно означает. Например: Меня зовут Ольга, мое имя означает «святая».
Воспитатель: А вы знаете, что имя может расти? Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте, и вместе с вами растёт ваше имя. Послушайте. Жила-была маленькая девочка, и звали эту девочку ласково: Оленька. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она педагог. Вы догадались, о ком я говорю. Конечно же, о себе. Моя мама звала меня. Олечкой. Мои дети называют меня «мама», муж и друзья зовут Олей. А в детском саду я для всех Ольга Викторовна.
Воспитатель: Что такое отчество?
Дети: Это имя папы.
Воспитатель: Папу Ильи звать Сергей, значит он Сергеевич. А твоё как отчество?
Ответы детей.
Воспитатель. Так же у каждого человека есть своя фамилия.
Для чего она нужна?
Ответы детей.
Воспитатель. Я вам предлагаю поиграть в игру
Игра «Шляпа знакомств».
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы играли.
Воспитатель: Ребята, следующая картикна. О каком праве она нам расскажет?
Слайд 2 (Буратино и Мальвина)
- О чем говорит эта картинка?
Право на образование
Воспитатель: - Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания.
- Где можно получить образование?
(В школе, в детском саду, в училище, в институте)
- Для чего надо учиться?
(Чтоб получить профессию, диплом)
- Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.
- В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)
Игра «Продолжи пословицу».
Воспитатель: - Я начинаю, а вы продолжаете.
1. Век живи … век учись.
2. Учиться всегда … пригодиться.
3. Ученье – свет, … а неученье – тьма.
4. Тяжело в ученье – … легко в бою.
Воспитатель: В нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь
Слайд 3 (Айболит)
Право на медицинскую помощь
Ребенок: (читает)
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи скорей лечиться
И корова и волчица
И жучок, и червячок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Воспитатель:
Из какой сказки этот герой? (ответы)
Что нужно сделать, если вы вдруг заболели? (ответы)
Ну а чтобы не болеть, что для этого надо делать? (ответы)
Физкультминутка
Каждый день у нас ребятки,
Начинается с зарядки!
Руки в стороны и вниз.
Все присели, поднялись.
И девчонки, и мальчишки
Побежали все вприпрыжку
И, конечно, очень важно,
Чтоб зарядку делал каждый!
Слайд 4 (Заюшкина избушка)
Право на свое жильё
Воспитатель: Какое право зайчика было нарушено?
Ответы детей.
Все вы живете в квартирах, домах, одним словом у вас есть жильё. Вот вам следующее ваше право – право иметь свой дом.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
А теперь давайте поиграем в игру "Кому, какой дом?"
Медведю - берлога
Белке -. Дупло
Птице -. Гнездо
Пчеле -. Улей
Собаке -. Конура
Человеку -. Дом
Воспитатель: А кто с вами живет в доме, в квартире?
Ответы детей.
Слайд 5 (Гадкий утёнок) А что произошло с гадким утенком? Было ли у него право на семью?
Право на семью
У всех вас есть мама, папа, бабушки и дедушки, или другими словами есть семья. Вот вам и следующее ваше право – Каждый ребенок имеет право иметь семью.
Что вы знаете об этом праве? (У каждого человека должны быть папа, мама)
Ребенок: Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас. В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые должны заботиться о маленьких.
Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
Дети:
В семье дружат - живут, не тужат.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут
Птица рада весне, а дитя матери.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Воспитатель: Как много вы знаете пословиц и поговорок о семье! Молодцы! В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Воспитатель: У каждого в семье есть обязанности.
Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?
Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры
Ребенок: Я заправляю постель
Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома
Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.
Воспитатель: Сейчас нам следующая картинка расскажет о праве…
Слайд 6 (Золушка) Какое право у Золушки было нарушено?
Право на отдых
Как можно отдохнуть детям?
Я предлагаю воспользоваться правом на отдых
Физминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Воспитатель: Ребята, а как можно отдыхать семьёй?
Ответы детей.
Воспитатель: У нас в стране есть замечательный праздник «День семьи, любви и верности». А символом этого праздника считается ромашка. Вот я вам хочу подарить ромашки, а на лепестках попросите родных написать самые ласковые имена, которыми они вас называют. На то имя, которое вам больше всего нравится, «посадите» божью коровку, которую я предлагаю сделать. Букет из ромашек поместим в раздевальной комнате, чтобы все, то приходит в группу, любовались нашей поляной и знали, какие ласковые имена детей присутствуют в нашей группе.
Изготовление «Божьих коровок» (из ореховой скорлупы)
Воспитатель: Что вам больше запомнилось на занятии? Что нового узнали?
Подведение итогов. Посмотрите, какие вы все разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права, и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди – и маленькие и большие – имеют права.