Светлана Соловьева
НОД по рисованию «Мои любимые краски»
НОД по рисованию «Мои любимые краски»
Нетрадиционные техники: набрызг, оттиск поролоном, губкой, печать по трафарету.
Цель: развивать цветовое восприятие разных тонов, умение применять их в рисунке, образно называть подбирать и самостоятельно использовать, комбинировать художественные техники, которыми можно выразить отношение к цвету.
Публикация «НОД по рисованию „Мои любимые краски“» размещена в разделах
Оборудование: куклы Снежная Королева и Золушка, бумага формата А3, тонированная разными цветами пастельных оттенков, гуашь в мисочках для печати, гуашь с блестками, жесткая кисть, поролон, губка, кусочек картона для набрызга, трафареты, овал из картона, простой карандаш, мягкие кисти, иллюстрации к игровым упражнениям, педагогические эскизы с цветовыми решениями (колоритом разных тонов).
Ход занятия
Воспитатель организует игровую ситуацию: встречу Золушки и Снежной Королевы. Золушка любит все теплое, веселое; Снежная Королева – холодное, ледяное, грустное. Рассматриваются куклы Снежной Королевы и Золушки, к каждой подбираются эскизы с колоритом и краски, которые им понравятся. Воспитатель употребляет названия тонов: «теплое» и «холодное», «легкие» и «тяжелые», «светлые» и «темные».
Устраивается игра «Теплое-холодное». Дети упражняются в определении тона (теплого и холодного, легкого, тяжелого и т. д., в подборе эскизов теплого или холодного цветов к различным предметам и явлениям: дождь, луна, листья осенью, небо солнечное и грозное, утро, ночь, день, вечер, зима, пустыня, север и т. д. педагог называет предмет или явление, ребята поднимают цветовой эскиз, после чего он показывает картинку или иллюстрацию с соответствующим колоритом, чем и проверяется правильность подбора цветового образа. Дети выбирают цвет и технику рисования Снежной Королевы или Золушки (для мальчиков по желанию дом для Снежной Королевы или Золушки). Чтобы сразу было понятно, кто из них нарисован, нужно использовать теплые или холодные, светлые или темные тона красок. Предлагается прикрыть на рисунке овальным шаблоном лицо, чтобы закрашивать набрызгом или печатью формы, похожие на лучи солнышка (красивая прическа, сказочный головной убор). При этом дети используют любимые тона (или теплые, или холодные). Прически они рисуют обычной кистью, печатью или набрызгом по трафарету выполняют детали (корона, украшения в виде цветов и звезд, затем на лице кистью изображают глаза, нос, рот и т. д. Применяя шаблон, юные художники не дают краске при печати и набрызге попасть на лицо портрета. Дом Снежной Королевы или Золушки сначала вырезают из сложенного вдвое листа бумаги, а потом расписывают красками.
По ходу выполнения рисунки раскладываются в два ряда теплых и холодных тонов. С каждым ребенком педагог рассматривает и обсуждает его работу, интересуется, с какой целью тот использовал ту или иную технику и колорит, как его выбор помогает передать характеристику, сходство и отношение к изображаемым цветовым образам.
Литература:
Р. Г. Козакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р. Г. Козаковой – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.