Лариса Свяжина
Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе «Как у нас на Дону»
▼ Скачать + Заказать документы
Как у нас на Дону
Цель: создать условия для формирования у детей интереса к истории Донского края.
Задачи:
Образовательные: формировать представление детей об истории своей малой Родины, о быте и укладе жизни казачьей семьи; формировать ценностные представления о семейных отношениях в казачьих семьях.
Развивающие: развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков; развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
Публикация «Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе „Как у нас на Дону“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, чувство причастности к нему; воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.
Предварительная работа: фото материалы, заучивание казачьих слов и выражений, стихов, чтение былин, рассказов; рассматривание альбомов «Жилище казака», «Одежда казаков», знакомство с заповедями казаков; знакомство с казачьими играми.
Материал: кисет с Донской землёй, карта Ростовской области, картинки казачьих куреней: одноэтажных и двухэтажных, ремень, символика казаков: флаг, герб.
I. Ход занятия
Воспитатель: здорово дневали, гости дорогие!
Ответы детей: (Слава Богу).
Воспитатель: ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Уезжая из родного дома на службу, казаки брали с собой ее частицу в небольшой расшитый мешочек - кисет и хранили на груди у самого сердца, считая, что она придает им сил в бою. Как вы думаете, что ценное находится в моем кисете?
Ответы детей: (земля).
Воспитатель: Это не просто земля - это наша родная земля. Это наша- Родина! А кто знает, как называется земля, на которой мы живем?
Ответы детей: (Донская земля).
Воспитатель: Правильно. А почему возникло такое название? Потому что мы живем в Ростовской области, а главная река наша - Дон.
Воспитатель: послушайте пожалуйста замечательное стихотворение подумайте, о чем пишет автор с такой любовью и восхищением.
Ой, да ты широкий и глубокий
Величавый Тихий Дон,
Край казачий, край раздольный,
Низкий мой тебе поклон!
Ты не только тихий, плавный
И широк среди всех рек.
Дон привольный, необъятный
Он наш – батюшка на век.
Воспитатель: ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
Ответы детей: (о реке Тихий Дон).
Воспитатель: правильно. Это очень хорошо видно на карте. Давайте проследим течение реки. Посмотрите, вот река Дон. (работа с картой Ростовской области). Как видите, все в нашем краю связано с Доном. Народ очень любил свою реку - кормилицу, уважал ее и называл по-разному, но всегда ласково: Дон - Иванович, Дон - кормилец, Тихий Дон, Дон - батюшка и т. д.
Воспитатель: как вы думаете почему люди так почтительно к ней относились?
Ответы детей: (река давала им пищу, заработок, воду, жизнь).
Воспитатель: Дети, мы говорим: люди, которые селились на Дону. А кто же эти люди?
Ответы детей: (Донские казаки).
Воспитатель: а чем занимались казаки?
Ответы детей: (одни были воинами- защищали Родину от захватчиков. Другие занимались домашним хозяйством: сеяли хлеб, выращивали скот. Строили дома).
Воспитатель: верно, главная задача казаков - оберегать границы государства, ведь термин «казак» означает «защитник», «воин». А как называли свои дома казаки?
Ответы детей: (курени).
Воспитатель: правильно, но курени были разные. Чем они отличались друг от друга? (показ одноэтажных и двухэтажных куреней (картинки)
Ответы детей: (одни были двухэтажные, другие одноэтажные).
Воспитатель: как вы думаете от чего это зависело?
Ответы детей: (от места жительства. Там. Где Дон разливался, строили двухэтажные курени. А куда воды Дона не доходили, строили одноэтажные курени).
Воспитатель: а что значит название дома – курень, знаете?
Ответы детей: (это значит «круглый»).
Воспитатель: правильно. Но «круглый» - не значит, что само здание круглое. Просто по всему куреню можно пройти кругом, от печки, т. к. из одной комнаты выходила дверь в другую. Для строительства куреня казаки использовали глину, из дерева делали рамы для окон, двери, крыльцо. Крышу крыли камышом, иногда соломой.
Воспитатель: а, как вы думаете, легко ли было строить курени?
Ответы детей: (нет).
Воспитатель: поэтому, если в хуторе кто-то задумал построить курень, то на помощь приходили все родственники и просто желающие помочь. Глину месили ногами, а если замес был большой, то в него загоняли несколько лошадей и водили по всему замесу, т. е. месили глину.
Физминутка:
Давайте станем в круг, представим, что нас пригласили на помощь, месить глину. (Дети ходят друг за другом по кругу, поднимая колени, руки на поясе).
Воспитатель: молодцы, хорошо поработали, теперь я думаю можно отдохнуть.
Игра «Ремень».
Играющие становятся лицом в круг. Дети по считалке выбирают «деда». Дети, стоящие в кругу, проговаривают слова:
Прячу, прячу ремешок,
Под калиновый кусток.
А кто зореньку проспит –
Того бить и колотить.
Водящий с ремешком ходит за кругом, у детей глаза закрыты. С последним словом кладёт ремень кому-нибудь на плечо. Тот бежит за водящим, пытаясь догнать. Водящий пытается занять место того, кто за ним бегает. Тому, кому не досталось место, становится «дедом».
Воспитатель: издавна казачьи семьи были очень крепки. И сильны они были тем, что каждый в семье имел свои обязанности. А знаете ли вы казачата, какие обязанности имели казаки?
Ответы детей: (да).
Воспитатель: кто охраняет любимую Родину?
Ответы детей: (казаки).
Воспитатель: кто ведет домашнее хозяйство?
Ответы детей: (казачка).
Воспитатель: кто пашет и засевает широкие донские поля?
Ответы детей: (казак).
Воспитатель: кто поет своим детям колыбельные песни?
Ответы детей: (мать-казачка).
Воспитатель: кто готовит вкусный казачий борщ?
Ответы детей: (казачка).
Воспитатель: кто ухаживает за лошадьми
Ответы детей: (казак).
Воспитатель: а что делали казачата?
Ответы детей: (они любили играть, лепить из теста, когда подрастали помогали по хозяйству).
Воспитатель: а вы знаете, что у казаков есть свой гимн, флаг, герб? Посмотрите на доску, это флаг Великого Войска Донского, а это герб (воспитатель показывает картинки?
Флаг состоит из трех продольных полос равной ширины. Синего цвета- цвета чистого неба и чистой воды, жёлтого - цвета степи, красного - цвета крови, отваги, храбрости.
Воспитатель: ребята, вот и закончилось наше занятие.
II. Рефлексия:
- что вам понравилось сегодня на занятии?
- что в кисете казака находится?
- как называется земля, на которой мы живём?
- как называли свои дома казаки?