Альфина Габдуллина
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие речи у детей подготовительной группы.
Коррекционно-образовательные задачи:обобщать и уточнять знания детей о зимующих птицах. Продолжать совершенствовать навыки образования прилагательных и существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, навыки согласования числительных с существительными; упражнять в образовании сложных (двукоренных слов); обогащать и активизировать словарный запас детей.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие задачи : развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память; развивать мелкую моторику, закреплять умения выполнять движения в общем для всех темпе; развивать личностные качества : активности,любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценке и самоанализу. Развивать предпосылки к учебной деятельности: умение слушать взрослого, выполнять его инструкции.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, внимание к собственной речи, самостоятельности в принятии решений. Воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам и окружающей среде.
Оборудование: доска магнитная, магниты ученические, картины зимующих птиц : вороны, сороки, воробья, синицы, снегиря, голубя, дятла ; сюжетные картинки; ингредиенты для экокормушки для птиц : семена подсолнечника, тыквы, сушеные плоды шиповника, боярышника, ячневая крупа,овсяные хлопья,мука,вода; формочки для создания экокормушки, подсолнечное масло для смазывания формочек, ленточки, влажные салфетки.
Вводная часть.
Оргмомент
Логопед:Собралисьвсе дети в круг
Ты – мой друг,
А я твойдруг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. (Артикуляционные упражнения «Улыбка»-«Заборчик»-«Улыбка»).
Давайте сделаем глубокий вдох через нос, вдохнем в себя красоту и доброту и выдохнем через рот все тревоги и печали. (Дыхательные упражнения, повтор 2-3 раза).
Основная часть.
Логопед: Дети, какое сейчас время года? (Зима).
Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
Какие зимние признаки вы знаете (На улице холодно. Все покрыто снегом. Солнце светит, но не греет. День короче ночи)
Игра «Отгадайте загадки»
Логопед: Ребята,я загадаю загадки, а вы отгадайте и на столе найдите картинку-отгадку. Слушайте внимательно и до конца!
Хоть и не молоток-
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел).
Кар-кар-кар!
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клена
Своим пением (Ворона).
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок-
Получается прыжок. (Воробей).
Снег засыпал все тропинки.
Отдыхал я у осинки.
Вдруг на ветку села птица
В жёлтом платьице… (Синица).
Красногрудый,чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь).
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её… (Сорока).
Назовите, какая у кого птица? (У меня дятел, у меня воробей).
Значит, о ком мы сегодня поговорим? (О зимующих птицах).
Почему их так называют? (Зимующими называют птиц, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в тёплые края).
Как живется птицам зимой? (Тяжело. Холодно. Голодно).
Игра с мячом «Назови ласково»
Дети, согреем зимующих птиц ласковыми словами. Я буду называть птицу, а вы – называть её ласково. Отвечает тот, кому я передаю колючий су-джок мячик.
Птица - (птичка)
Синица - (синичка)
Воробей - (воробышек)
Снегирь - (снегирёк)
Голубь - (голубок)
Ворона - (воронушка)
Логопед ставит на магнитную доску изображение большой и маленькой синицы.
Логопед: А теперь поиграем в такую игру. Я скажу про большую синицу, а вы – ласково про маленькую.
У большой синицы чёрные глаза. А у маленькой синички – чёрненькие глазки.
У большой синицы жёлтая грудь. А у маленькой синички - …
У большой синицы серый клюв. А у маленькой синички - …
У большой синицы пёстрые крылья. А у маленькой синички
Пальчиковая гимнастика «Сколько птичек»
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Вот синица, воробей,
Вот щегол и голубь,
Дятел в пёстрых пёрышках.
(Загибают пальчики по очереди)
Всем хватило зёрнышек.
(Раскрывают ладонь).
Игра «Посчитай»
Логопед: Трудное время легче пережить сообща. Вот и собираются птицы в стайки. Так и корм легче найти, и опасность заметить. Каждая стайка хочет сидеть на своем дереве. Посадите воронна одно дерево, синиц – на другое. Посчитайте, сколько ворон сидит на дереве. (Одна ворона, две вороны, три вороны, четыре вороны, пять ворон).
Игра «Скажи одним словом»
Логопед: Я начну предложение, а вы его закончите:
У сороки белые бока, поэтому её называют… (белобокая).
У сороки длинный хвост, поэтому её называют (длиннохвостая).
У синицы желтая грудь,поэтому её называют… (желтогрудая).
У вороны чёрные крылья, поэтому её называют. ,. (чернокрылая).
У дятла длинный клюв,поэтому его называют (длинноклювый).
Игра «Составь предложения поопорным словам»
Логопед называет слова, а дети составляют из них предложения.
Ветку, снегирь, сел,на. (Снегирь сел на ветку).
Сова, дупле, спит, днём,в. (Сова днём спит в дупле).
Синица, дороге, по, скачет. (Синица скачет по дороге).
Дети, кормушку, птиц, повесили,для. (Дети повесили кормушку для птиц).
Изготовление экокормушки.
-Что страшнее для птиц : голод или холод?
-Конечно, голод страшнее. Ведь голодные птицы меньше двигаются и поэтому могут замёрзнуть. Как птицы находят себе корм? (Их кормят люди).
- Если мы положим корм на землю, его может замести снегом, и птицы останутся голодными. Что же делать? (Нужно сделать кормушки).
Из чего их можно сделать? (Из пластиковых бутылок, коробок из-под сока, досок).
-Хотите, я вас научу делать необыкновенные экологические кормушки? Они так называются, потому что птицы их полностью съедают, не оставляя мусора (пластиковых бутылок, коробок, который люди забывают убирать весной.
_На что это похоже? (на печенье).
-Правильно, это и есть печенье для птиц. Будем его делать из следующих ингредиентов. Посмотрите, что вы видите на столе? (Семена тыквы, подсолнуха, сушеные плоды шиповника и боярышника, ячневая крупа, овсяные хлопья, мука, вода). Семена и сушеные плоды я измельчила блендером. Добавляем остальные ингредиенты, и полученным тестом наполняем наши формочки. В серединку вставляем соломинку. Когда тесто подсохнет, в дырочку из- под соломинки проденем ленточки.
Оставим наше печенье подсыхать на тарелочке. Когда вы пойдете на прогулку,развесите его на деревьях.
Домашнее задание
- А сейчас проверим домашнее задание. Правильно проговорим скороговорки о зимующих птицах.
1. Проворонила ворона воронёнка.
2. Солнце садится,струится водица
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется.
Славно сегодня звенится -поётся.
3. Сидел воробей на сосне,заснул – и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.
4. Три свиристели еле свистели на ели.
5. Три сороки-тараторки тараторили на горке.
6. Скворцы и синицы- весёлые птицы.
Заключительная часть
Итог
-Какую пользу приносят птицы? Почему мы должны о них заботиться? (Птицы охраняют лес от вредителей, защищают урожай и человека от насекомых и грызунов, распространяют семена деревьев и трав, украшают природу, красиво поют).