Елена Панина
НОД по речевому развитию «Игровая шкатулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать связную речь, уточнять, закреплять и активизировать словарь детей.
Задачи:
Коммуникация - активизировать и пополнять словарь сложными словами; обогащать глагольный и прилагательный словарь; развивать долговременную память и логическое мышление; развивать связную речь, внимание; уметь воплощать на бумаге свою фантазию, воображение.
Здоровьесбережение — развивать общую и мелкую моторику, развивать зрительное и слуховое восприятие.
Публикация «НОД по речевому развитию „Игровая шкатулка“» размещена в разделах
Социализация — воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.
Материал к занятию: «шкатулка игровая», записка, речевые дидактические игры : «Составь слово», «Цветик-семицветик», «Волшебники», «тактильные дощечки», на каждого ребёнка лист бумаги, простые и цветные карандаши, зеркальце.
Ход.
Приветствие:
Становись скорее в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, сегодня в нашу группу почтальон принёс посылку. А к посылке прикреплена записка. Я попрошу кого-нибудь из вас прочитать записку. (ребё нок читает: от Знайки).
Теперь мы знаем от кого эта посылка. Давайте сядем за столы, откроем посылку и узнаем, что там. А Знайка приготовил вам интересные игры, и первая игра - «Цветик-семицветик». Цель: придумать глаголы, прилагательные к существительному.
Вам надо придумать слова прилагательные - к слову весна- какя весна? (дети называют прилагательные, а я выкладываю «лепестки» на каждое придуманное ими слово).Аналогичное задание выполняем к словам — снег, яблоко.
Теперь вам надо придумать слова глаголы: к слову машина — что делает? (дети подбирают слова действия, а я выкладываю «лепестки» на каждое придуманное слово). Аналогичное задание выполняем к словам — мяч, лист.
Молодцы, интересные и правильные слова вы придумали. Следующая игра «Составь слово». Цель: из двух простых составить одно сложное.
Вам надо из двух простых слов составить одно сложное:
лёд идёт - кофе варить -
снег падает - лист падает -
рыбу ловит - сок выжимать -
мясо рубить - пыль сосёт -
пар варить - лёд колоть -
Молодцы, Незнайка приготовил ещё игру, называется она «Волшебники». Цель: развивать логическое и образное мышление, развивать долговременную память.
Я раздаю вам карточки, где нарисованы части предмета, вам надо «расколдовать» этот предмет и сказать на что похож. Вы будите работать в паре, поэтому можно тихо посовещаться и обсудить этот предмет. (дети работают в паре). (дети — похож на забор, на лыжи, на колесо, и т. д.). Теперь объясните, зачем нужны эти предметы. Цель — развивать связную и монологическую речь, логическое мышление. (Дети стараются объяснить, что это за предмет и зачем он нужен).
Дети, Знайка прислал вам рассказ и таблицу. Давайте подумаем для чего? (высказывание детей). Правильно, дети, надо прочитать рассказ и пересказать его, используя таблицу. Слушайте внимательно (я читаю рассказ).
- Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, бегут ручьи, кругом лужи. Идёт тёплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая трава. Прямо из под снега распускаются подснежники — первые весенние цветы. Просыпаются насекомые, из тёплых мест возвращаются перелётные птицы. Удивительное и красивое время года — весна.
О чём этот рассказ? (о весне)
(начинаем работать по тексту, затем дети пересказывают рассказ по таблице).
Физкультурная минутка: “Весна»
Ну, Весна, как дела? Ходьба на месте
У меня уборка. Наклоны вперёд.
Для чего тебе метла? Изобразить, как держат метлу, правой рукой.
Снег смести с пригорка. Плавные движения руками перед собой.
Для чего тебе ручьи? Волнообразные движения руками вперёд.
Мусор смыть с дорожек. Поднимать плавно то правую, то левую руку.
Для чего тебе лучи? Руки скрестить над головой.
Для уборки тоже. Топать ногами на месте.
Всё промою, просушу, Круговые движения кистями рук.
Всех на праздник приглашу! Хлопать в ладоши.
Молодцы, дети, хорошо справились со всеми заданиями, которые прислал вам Знайка. И я вам приготовила тоже необычное задание - «Тактильные дощечки». Цель: развивать тактильные ощущения, воображение, образное мышление, речь.
Вам надо взять дощечку и потрогать её пальчиками: гладкая, колючая, мягкая, пушистая или шершавая? Какие она вызывает у вас ощущения? Нарисуйте своё представление предмета. На что, по вашим ощущениям, похож предмет? (помогаю если ребёнок затрудняется)
Ульяна: дощечка у меня мягкая, пушистая. Пушистая может быть кошка.
Даниил: у меня дощечка шершавая. Похожа на дорогу по которой едут машины.
Но перед тем, как вы начнёте рисовать, давайте разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Весна — красна, ты с чем пришла?
Весна — красна, («шагать» пальчиками по столу)
Ты с чем пришла?
С сохой, бороной,
С лошадкой вороной,
С рожью зернистой,
С пшеницей золотистой,
С травою шёлковою,
С водою ключевою,
С калиной, малиной,
С красною рябиной! (на каждое название загибать по одному пальцу, сначала на левой, затем на правой руке).
Пальчики размяли, берём листочки и карандаши, и начинаем зарисовывать предмет, который вы представили по своим ощущениям.
(в конце задания спрашиваю, что нарисовали и почему).
Молодцы, дети, все с заданием справились. Посмотрите, к нам в группу солнечный зайчик заглянул, давайте глазками его поищем и скажем, где он находится: на стене, на доске, около двери, внизу, выглядывает из-за. (гимнастика для глаз). Поиграл с нами солнечный зайчик и убежал.
Скажите, дети, чем мы сегодня занимались? (ответы детей).
Возьмите светофорчик и оцените свои знания и затруднения (красный — справился, а синий - были затруднения).