МААМ-картинки

Конспект ООД по познавательному развитию «Малахитовая шкатулка»

Альбина Смородинова
Конспект ООД по познавательному развитию «Малахитовая шкатулка»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

Познакомить детей с существованием особых ландшафтов - гор, рассказать, что они состоят из камней.

Продолжать учить пользоваться ранее полученными знаниями для достижения определенной цели: опытным путем научить добывать информацию о камнях ( свойства: твердость, вес, тонет не тонет, использование человеком, из чего состоят).

Упражнять в планировании своей деятельности: (что мы знаем - реактивное выявление предварительных знаний, что мы хотим узнать, как нам найти ответы на наши вопросы. Составление плана процесса добывания знаний по карточкам.

Продолжать учить общению.

Темочки:

Активизировать в речи Саши Г., Аллы названия камней.

Предварительная работа:

Знакомство с символическими изображениями методов исследования;

Упражнения в способах добывания информации;

Составление коллекций камней;

Чтение сказок: «Три толстяка»

«Серебряное копытце»

«Малахитовая шкатулка»

«Хозяйка медной горы»

Участники:

Дети: «Заслуженный строитель»

«Геолог»

«Ювелир»

«Фотокорреспондент»

«Отдыхающий с юга»

Воспитатель.

Оборудование и материалы:

Карточки с символическими изображениями методов исследования;

Коллекции камней;

Лупы по количеству детей;

Сахар, соль, вода, ложечки;

Глобус;

Емкости (пластиковые стаканы);

Тарелочки;

Монетки;

Подносики;

Магнитофонная запись (муз. П. Моруа);

Опрыскиватель с запахом (ароматом лаванды).

Методические приемы:

Рассматривание коллекции камней;

Игра «Вспомни сказку»;

Интервью;

Эксперимент;

Наблюдение;

Беседа;

Моделирование;

Рассматривание фотографий;

Игра «Я положил в рюкзак»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, на какой планете мы с вами живем? Как она называется? (Дети отвечают)

Воспитатель: Да, наша планета - Земля, она очень большая, а вы хотите увидеть ее всю сразу? (Ответ детей)

Воспитатель: Вот копия Земли, только уменьшенная в тысячи раз. Как называется копия?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Посмотрите, какая наша Земля нарядная, есть у нее синее платье - это моря и океаны. Есть и зеленый наряд - это леса и равнины. Есть у земли и каменная одежда, там, где эта одежда видна на поверхности, мы видим горы, они обозначены на глобусе коричневым цветом. У нас в России самые высокие горы - горы Уральские. Чем темнее коричневый цвет, тем выше горы. Много гор на юге. Кто из вас, ребята, бывал в этих местах?

Дети: (Маша) - Я, ребята, в этом году отдыхала на юге, я была в горах. Посмотрите мои фотографии.

Дети рассматривают фотографии.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое горы? 9высказывания детей) Воспитатель: зимой мы катаемся с ледяной горки. Чем она отличается то других мест?

Дети: она высокая, у нее есть склоны, с которых можно съезжать и вершина, на которую забираются, чтобы скатиться.

Воспитатель: Все правильно, так и у настоящих гор есть склоны и вершины. Давайте, ребята, сейчас мы сами смоделируем горы.

Я раскладываю ткань - место ровное - оно так и называется - равнина. Теперь подставим свои кулачки под ткань, что получилось? Равнина исчезла, появились горы. Так и в природе горы чередуются с ровными местами. Все горы состоят из камней. Интересно, а кто добывает камни в горах? Как называется профессия этих людей? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, геологи.

Воспитатель: Сейчас предоставим слово нашему геологу, он покажет свою коллекцию добытых камней и расскажет о них Уважаемый геолог, вам слово.

(Ребенок со значком «геолог» рассказывает о природных камнях)

Геолог (с рюкзачком) : Я добываю в горах камни, мои камни природные. f Это гранит, мрамор, каменный уголь, известняк. Из гранита, мрамора

строят памятники архитектуры, отделывают дома. Эти камни очень дорогие.»А вот этот камень - каменный уголь, его используют для отопления домов в деревне. Это топливо. А это — известняк — из него потом сделают всем известный мел. Мы им рисуем.

Воспитатель: Вот и познакомились с природными камнями. А еще камни бывают искусственные, их создали руки человека, они так и называются - рукотворные. О них нам расскажет наш заслуженный строитель. «Заслуженный строитель» : Я собрал коллекцию искусственных камней. Посмотрите - это керамзит, асфальт, кирпич, бетон. Все они используются для строительства домов, школ, детских садов. Асфальт для укладки дорог. Керамзитом утепляют дома.

Воспитатель: Спасибо вам, заслуженный строитель, а теперь слово предоставляем нашему ювелиру.

«Ювелир» : Я хочу познакомить всех с драгоценными камнями. Это - янтарь, он получается из смолы сосны. А вот - малахит, он зеленого цвета. Этот камень добывают в горах. Есть у меня и жемчужины. Их используют как украшения и талисманы.

Воспитатель: Спасибо вам, ювелир. С видами камней мы, ребята, познакомились. А что вы еще хотите узнать о камнях? (Ответы детей) Воспитатель: А как нам найти ответы на наши вопросы? (Ответы детей) Воспитатель: Все правильно, помогут нам наши карточки - подсказки. Что они обозначают. Воспитатель показывает карты-методы исследования. Воспитатель: Как они нам помогут? (ответы детей)

Воспитатель: Согласна. Какие карточки на ваш взгляд помогут нам сегодня в знакомстве с камнями?

Дети: Можно:

Провести наблюдение;

Спросить у другого человека;

Провести эксперимент;

Прочитать в книге.

Воспитатель: Ну что ж, давайте проведем наблюдение. Приглашаю вас в научную лабораторию. Здесь мы опытным путем познакомимся со свойствами камней. Рассаживайтесь поудобнее.

I. Рассортируем камни.

В тарелочку с желтым донышком положим все рукотворные камни, а в тарелочку с синим донышком - природные. Ребята, потрогайте камушки в тарелочках, какие они на ощупь?

Ответы: он гладкий, без острых углов.

Воспитатель: А как он называется?

Дети: Галька, это камень морской.

Воспитатель: А почему он такой гладкий, без острых углов?

Дети: Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно исчезают, камушки становятся округлыми. Воспитатель: ребята, какой вывод можно сделать из этого ответа? Чем отличаются морские камни от остальных?

Дети: камни бывают разные: природные, искусственные или рукотворные, и морские.

Морские камни округлые, гладкие, не имеют углов, остальные шершавые, с углами.

А теперь рассмотрим камушки через лупу. Что вы видите?

Ответ детей: трещинки, кристаллики, узоры.

Попробуем что-нибудь нацарапать на камушке монеткой. Что получилось? Можно посмотреть через лупу.

Ответ детей: На камушке ничего не видно.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Вывод: Камни твердые, на них ничего нельзя нацарапать, написать. Молодцы, мои дорогие.

A сейчас поставьте поближе к себе стаканчик с водой. Возьмите в руки кусочек гранита и окатыш керамзита. Сравним их по весу. Что легче? Что тяжелее?

Ответы детей: Гранит тяжелее, керамзит легче.

Воспитатель: Что будет, если опустить их в воду? Опускаем изх одновременно в воду. Что произошло с каждым из них?

Ответ детей: Гранит утонул, а керамзит плавает на поверхности. Воспитатель: Какой вывод можно сделать из этого опыта? Почему гранит утонул, а керамзит плавает?

Дети: В керамзите много пузырьков воздуха, он легче воды, не тонет, а в граните мало пузырьков воздуха, он тяжелее воды, тонет.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно, удачно мы поставили опыты.

А теперь я предлагаю немного размяться, подышать чудесным запахом гор.

(Включается запись П. Моруа, помещение опрыскивается хвойным ароматом, проводится дыхательная гимнастика).

Воспитатель: Вот и славненько отдохнули. Можем продолжить работу. Каким способом можно еще добыть информацию о камнях. Смотрим на подсказку (выставленные в ряд карточки - методы исследования).

Дети: Можно спросить у другого человека.

Воспитатель: Чудесненько, давайте спросим у наших гостей, что они знают о камнях. Уважаемый корреспондент, ваш выход. Возьмите интервью у любого гостя.

Корреспондент: Оля Кадырова, 136 детский сад. Расскажите нам, пожалуйста, что вы знаете о камнях.

Ответ взрослого.

Корреспондент: Большое спасибо за информацию.

Воспитатель: Какие карточки у нас остались открытыми? (ответ детей) Воспитатель: Давайте проведем эксперимент, приглашаю вас в природную мастерскую.

В наших тарелочках есть сахар и соль. Рассмотрите их в лупу. Что представляют собой соль и сахар?

Ответы детей: Крупинки, кубики, кристаллики.

Воспитатель: Все правильно. Ребята, вот из таких кубиков, кристалликов, крупинок состоят все камни. А вы хотите сделать камни? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, мы будем пипеточкой капать воду на соль, размешаем ложечкой. И на несколько минут все оставим, пусть вода испарится.

Пока проходит эксперимент мы с вами поработаем с последней карточкой «прочитать в книге», вспомнить сказки, в которых рассказывается о камнях. Дети называют сказки: «Три поросенка»

«Хозяйка медной горы»

«Малахитовая шкатулка»

«Серебряное копытце»

Молодцы, ребята, много сказок вспомнили. А теперь я предлагаю поиграть в игру «я положил в рюкзак» есть у нас рюкзак, в нем много разных камней. Сейчас я все выложу, мы будем заново собирать его. Будем складывать камни по одному, только сначала будем называть уже положенные камни, а затем свой. Я положу в рюкзак камень первая. Я положила в рюкзак гранит.»

Дети: «Я положил в рюкзак гранит и керамзит.»

Следующий: «я положил в рюкзак гранит, керамзит и мрамор» и т. д. Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошая у вас память.

А сейчас вернемся в нашу мастерскую, и посмотрим, что получилось У всех вода испарилась? У всех получился камень? (Ответы детей).

Воспитатель: Ай да молодцы, ай да волшебники мои. Вечером заберете свой камень домой. Храните его, он будет оберегать вас. Ребята, что нового вы узнали сегодня. Опрос каждого ребенка.

Воспитатель: Мне очень приятно. Молодцы, спасибо вам. Попрощайтесь с гостями. До свидания, до новых встреч.

Список литературы

1. Баталина Т. С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях / Т. С. Баталина // Дошкольная педагогика - 2012. - №1. - С15

. 2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина -», 2002 - М. : ТЦ «Сфера 192с

3. Дыбина О. В. ,Щетинина В,В. ,Поддьяков Н. Н. Ребёнок в мире поиска, М. :ТЦ «Сфера,2017

4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 240 с.

5. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 1. - С. 21-30.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Малахитовая шкатулка» по сказам П. П. БажоваДидактическая игра «Малахитовая шкатулка» по сказам П. П. Бажова Дидактическая игра «Малахитовая шкатулка» по сказам П. П. Бажова"Малахитовая шкатулка" представляет собой не одну игру, а три дидактические.

Дидактическая игра «Волшебная шкатулка» по развитию мелкой моторики рукиДидактическая игра «Волшебная шкатулка» по развитию мелкой моторики руки Дидактическая игра"Волшебная шкатулка" по развитию мелкой моторики руки для детей младшего и среднего дошкольного возраста Цель игры: развитие.

«Путешествие на планету Грамотея». Конспект НОД по познавательному развитию и развитию речи в подготовительной группе«Путешествие на планету Грамотея». Конспект НОД по познавательному развитию и развитию речи в подготовительной группе «Путешествие на планету Грамотея». Цель: закрепить и обобщить знания и умения детей полученные за учебный год. Задачи: 1. Развивать познавательный.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи «Путешествие по временам года» в старшей логопедической группе Цель: обобщить и систематизировать знания детей о временах года. Задачи: -образовательные: закрепить представление детей о характерных.

Конспект развлечения в рамках ДСМ «Шкатулка добрых дел» Конспект развлечения в рамках ДСМ на тему: «Шкатулка добрых дел» Цель: -Углублять представление детей о доброте – как о ценном качестве.

Конспект занятия по познавательному развитию Тема ОД: «Морское путешествие» (средняя группа) Цель: формирование первичных представлений об обитателях морских глубин, развитие любознательности,.

Мастер-класс по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Малахитовая ваза»Мастер-класс по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Малахитовая ваза» Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством изобразительной деятельности» Тема: «Малахитовая.

Конспект НОД по конструированию «Шкатулка» Конспект непрерывной образовательной деятельности по конструированию «Шкатулка» Выполнила: воспитатель Сизова В. Ж. 2019 год Ход Организационный.

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) «Шкатулка с сюрпризом» во второй младшей группе НОД по познавательному развитию (ФЭМП) «Шкатулка с сюрпризом» во второй младшей группе Воспитатель: Алиева Л. В. ЦЕЛЬ: Формирование элементарных.

Проект «Малахитовая шкатулка» Проблема Современные дети мало читают книги, у детей не достаточно знаний о жизни народов Сибири, Урала о, их быте, промысле. Задача педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному развитию «Малахитовая шкатулка»
Опубликовано: 23 октября 2019 в 23:07
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по познавательному развитию «Малахитовая шкатулка»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Смородинова (УИ 2063477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД