Альбина Смородинова
Конспект ООД по познавательному развитию «Малахитовая шкатулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познакомить детей с существованием особых ландшафтов - гор, рассказать, что они состоят из камней.
Продолжать учить пользоваться ранее полученными знаниями для достижения определенной цели: опытным путем научить добывать информацию о камнях ( свойства: твердость, вес, тонет не тонет, использование человеком, из чего состоят).
Упражнять в планировании своей деятельности: (что мы знаем - реактивное выявление предварительных знаний, что мы хотим узнать, как нам найти ответы на наши вопросы. Составление плана процесса добывания знаний по карточкам.
Продолжать учить общению.
Темочки:
- Бажов П.П.
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Активизировать в речи Саши Г., Аллы названия камней.
Предварительная работа:
Знакомство с символическими изображениями методов исследования;
Упражнения в способах добывания информации;
Составление коллекций камней;
Чтение сказок: «Три толстяка»
«Серебряное копытце»
«Малахитовая шкатулка»
«Хозяйка медной горы»
Участники:
Дети: «Заслуженный строитель»
«Геолог»
«Ювелир»
«Фотокорреспондент»
«Отдыхающий с юга»
Воспитатель.
Оборудование и материалы:
Карточки с символическими изображениями методов исследования;
Коллекции камней;
Лупы по количеству детей;
Сахар, соль, вода, ложечки;
Глобус;
Емкости (пластиковые стаканы);
Тарелочки;
Монетки;
Подносики;
Магнитофонная запись (муз. П. Моруа);
Опрыскиватель с запахом (ароматом лаванды).
Методические приемы:
Рассматривание коллекции камней;
Игра «Вспомни сказку»;
Интервью;
Эксперимент;
Наблюдение;
Беседа;
Моделирование;
Рассматривание фотографий;
Игра «Я положил в рюкзак»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, на какой планете мы с вами живем? Как она называется? (Дети отвечают)
Воспитатель: Да, наша планета - Земля, она очень большая, а вы хотите увидеть ее всю сразу? (Ответ детей)
Воспитатель: Вот копия Земли, только уменьшенная в тысячи раз. Как называется копия?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Посмотрите, какая наша Земля нарядная, есть у нее синее платье - это моря и океаны. Есть и зеленый наряд - это леса и равнины. Есть у земли и каменная одежда, там, где эта одежда видна на поверхности, мы видим горы, они обозначены на глобусе коричневым цветом. У нас в России самые высокие горы - горы Уральские. Чем темнее коричневый цвет, тем выше горы. Много гор на юге. Кто из вас, ребята, бывал в этих местах?
Дети: (Маша) - Я, ребята, в этом году отдыхала на юге, я была в горах. Посмотрите мои фотографии.
Дети рассматривают фотографии.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое горы? 9высказывания детей) Воспитатель: зимой мы катаемся с ледяной горки. Чем она отличается то других мест?
Дети: она высокая, у нее есть склоны, с которых можно съезжать и вершина, на которую забираются, чтобы скатиться.
Воспитатель: Все правильно, так и у настоящих гор есть склоны и вершины. Давайте, ребята, сейчас мы сами смоделируем горы.
Я раскладываю ткань - место ровное - оно так и называется - равнина. Теперь подставим свои кулачки под ткань, что получилось? Равнина исчезла, появились горы. Так и в природе горы чередуются с ровными местами. Все горы состоят из камней. Интересно, а кто добывает камни в горах? Как называется профессия этих людей? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, геологи.
Воспитатель: Сейчас предоставим слово нашему геологу, он покажет свою коллекцию добытых камней и расскажет о них Уважаемый геолог, вам слово.
(Ребенок со значком «геолог» рассказывает о природных камнях)
Геолог (с рюкзачком) : Я добываю в горах камни, мои камни природные. f Это гранит, мрамор, каменный уголь, известняк. Из гранита, мрамора
строят памятники архитектуры, отделывают дома. Эти камни очень дорогие.»А вот этот камень - каменный уголь, его используют для отопления домов в деревне. Это топливо. А это — известняк — из него потом сделают всем известный мел. Мы им рисуем.
Воспитатель: Вот и познакомились с природными камнями. А еще камни бывают искусственные, их создали руки человека, они так и называются - рукотворные. О них нам расскажет наш заслуженный строитель. «Заслуженный строитель» : Я собрал коллекцию искусственных камней. Посмотрите - это керамзит, асфальт, кирпич, бетон. Все они используются для строительства домов, школ, детских садов. Асфальт для укладки дорог. Керамзитом утепляют дома.
Воспитатель: Спасибо вам, заслуженный строитель, а теперь слово предоставляем нашему ювелиру.
«Ювелир» : Я хочу познакомить всех с драгоценными камнями. Это - янтарь, он получается из смолы сосны. А вот - малахит, он зеленого цвета. Этот камень добывают в горах. Есть у меня и жемчужины. Их используют как украшения и талисманы.
Воспитатель: Спасибо вам, ювелир. С видами камней мы, ребята, познакомились. А что вы еще хотите узнать о камнях? (Ответы детей) Воспитатель: А как нам найти ответы на наши вопросы? (Ответы детей) Воспитатель: Все правильно, помогут нам наши карточки - подсказки. Что они обозначают. Воспитатель показывает карты-методы исследования. Воспитатель: Как они нам помогут? (ответы детей)
Воспитатель: Согласна. Какие карточки на ваш взгляд помогут нам сегодня в знакомстве с камнями?
Дети: Можно:
Провести наблюдение;
Спросить у другого человека;
Провести эксперимент;
Прочитать в книге.
Воспитатель: Ну что ж, давайте проведем наблюдение. Приглашаю вас в научную лабораторию. Здесь мы опытным путем познакомимся со свойствами камней. Рассаживайтесь поудобнее.
I. Рассортируем камни.
В тарелочку с желтым донышком положим все рукотворные камни, а в тарелочку с синим донышком - природные. Ребята, потрогайте камушки в тарелочках, какие они на ощупь?
Ответы: он гладкий, без острых углов.
Воспитатель: А как он называется?
Дети: Галька, это камень морской.
Воспитатель: А почему он такой гладкий, без острых углов?
Дети: Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно исчезают, камушки становятся округлыми. Воспитатель: ребята, какой вывод можно сделать из этого ответа? Чем отличаются морские камни от остальных?
Дети: камни бывают разные: природные, искусственные или рукотворные, и морские.
Морские камни округлые, гладкие, не имеют углов, остальные шершавые, с углами.
А теперь рассмотрим камушки через лупу. Что вы видите?
Ответ детей: трещинки, кристаллики, узоры.
Попробуем что-нибудь нацарапать на камушке монеткой. Что получилось? Можно посмотреть через лупу.
Ответ детей: На камушке ничего не видно.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Вывод: Камни твердые, на них ничего нельзя нацарапать, написать. Молодцы, мои дорогие.
A сейчас поставьте поближе к себе стаканчик с водой. Возьмите в руки кусочек гранита и окатыш керамзита. Сравним их по весу. Что легче? Что тяжелее?
Ответы детей: Гранит тяжелее, керамзит легче.
Воспитатель: Что будет, если опустить их в воду? Опускаем изх одновременно в воду. Что произошло с каждым из них?
Ответ детей: Гранит утонул, а керамзит плавает на поверхности. Воспитатель: Какой вывод можно сделать из этого опыта? Почему гранит утонул, а керамзит плавает?
Дети: В керамзите много пузырьков воздуха, он легче воды, не тонет, а в граните мало пузырьков воздуха, он тяжелее воды, тонет.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно, удачно мы поставили опыты.
А теперь я предлагаю немного размяться, подышать чудесным запахом гор.
(Включается запись П. Моруа, помещение опрыскивается хвойным ароматом, проводится дыхательная гимнастика).
Воспитатель: Вот и славненько отдохнули. Можем продолжить работу. Каким способом можно еще добыть информацию о камнях. Смотрим на подсказку (выставленные в ряд карточки - методы исследования).
Дети: Можно спросить у другого человека.
Воспитатель: Чудесненько, давайте спросим у наших гостей, что они знают о камнях. Уважаемый корреспондент, ваш выход. Возьмите интервью у любого гостя.
Корреспондент: Оля Кадырова, 136 детский сад. Расскажите нам, пожалуйста, что вы знаете о камнях.
Ответ взрослого.
Корреспондент: Большое спасибо за информацию.
Воспитатель: Какие карточки у нас остались открытыми? (ответ детей) Воспитатель: Давайте проведем эксперимент, приглашаю вас в природную мастерскую.
В наших тарелочках есть сахар и соль. Рассмотрите их в лупу. Что представляют собой соль и сахар?
Ответы детей: Крупинки, кубики, кристаллики.
Воспитатель: Все правильно. Ребята, вот из таких кубиков, кристалликов, крупинок состоят все камни. А вы хотите сделать камни? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, мы будем пипеточкой капать воду на соль, размешаем ложечкой. И на несколько минут все оставим, пусть вода испарится.
Пока проходит эксперимент мы с вами поработаем с последней карточкой «прочитать в книге», вспомнить сказки, в которых рассказывается о камнях. Дети называют сказки: «Три поросенка»
«Хозяйка медной горы»
’«Малахитовая шкатулка»
«Серебряное копытце»
Молодцы, ребята, много сказок вспомнили. А теперь я предлагаю поиграть в игру «я положил в рюкзак» есть у нас рюкзак, в нем много разных камней. Сейчас я все выложу, мы будем заново собирать его. Будем складывать камни по одному, только сначала будем называть уже положенные камни, а затем свой. Я положу в рюкзак камень первая. Я положила в рюкзак гранит.»
Дети: «Я положил в рюкзак гранит и керамзит.»
Следующий: «я положил в рюкзак гранит, керамзит и мрамор» и т. д. Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошая у вас память.
А сейчас вернемся в нашу мастерскую, и посмотрим, что получилось У всех вода испарилась? У всех получился камень? (Ответы детей).
Воспитатель: Ай да молодцы, ай да волшебники мои. Вечером заберете свой камень домой. Храните его, он будет оберегать вас. Ребята, что нового вы узнали сегодня. Опрос каждого ребенка.
Воспитатель: Мне очень приятно. Молодцы, спасибо вам. Попрощайтесь с гостями. До свидания, до новых встреч.
Список литературы
1. Баталина Т. С. Организация экспериментальной деятельности детей на занятиях / Т. С. Баталина // Дошкольная педагогика - 2012. - №1. - С15
. 2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина -», 2002 - М. : ТЦ «Сфера 192с
3. Дыбина О. В. ,Щетинина В,В. ,Поддьяков Н. Н. Ребёнок в мире поиска, М. :ТЦ «Сфера,2017
4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 240 с.
5. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 1. - С. 21-30.