Кристина Переверзина
НОД по речевому и познавательному развитию в средне группе «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
Образовательные:
обогащать у детей словарный запас;
обобщать и закрепить знания о зимующих и перелётных птицах;
закреплять умение воспринимать образ и настроение каждого времени года через музыку;
закреплять представление детей о характерных особенностях разных времен года;
закреплять представление о понятии «слог»;
Публикация «НОД по речевому и познавательному развитию в средне группе „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
закреплять навык употребления предлогов в самостоятельной речи.
Развивающие :
формировать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи между изменениями в природе и животным миром;
развивать мышление, фантазию, сообразительность;
развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе.
Воспитательные:
воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому;
воспитывать умение внимательно слушать;
воспитывать уважение друг к другу.
Здоровьесберегающая: сохранять и сберегать здоровье средствами
Динамических упражнений, гимнастики для глаз.
Оборудование: слайд-шоу «Времена года»; проектор, экран; магнитная доска; 4 красочных покрывала (зима, весна, лето, осень); мяч; корзина с фруктами; девочка-осень; карточки с изображением разных предметов; фигурки животных и птиц из бумаги; лист ватмана, разделенный на 4 части (4 времени года); клей-карандаш; клеёнки, салфетки.
.
I. Вводная часть
Входят дети и рассаживаются на приготовленные стульчики.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними
поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы сказки любите?
Дети: Да!
Воспитатель: А что вы любите делать со сказками: смотреть, слушать или
играть?
Дети: Слушать.
Воспитатель: Сегодня мы с вами попадем в сказку, которую можно слушать,
смотреть и играть в нее. Но для того, чтобы попасть в сказку,
нужно сказать волшебные слова.
Дети: Начался волшебный час.
В сказке может все случится.
Сказка ждет нас впереди.
Скажем дружно: «Приходи».
II. Основная часть
На экране название сказки «Времена года». Голос говорит: «Жили-были на свете 4 сестры. А звали их Зима, Весна, Лето и Осень. И был у них отец Год и 12 братьев месяцев. Но случилось так, что не могли сестры и братья все вместе собираться, общаться, дружить. Они были слишком разные по характеру. И приходили они к своему отцу Году по очереди».
На экране картинка зимы; звучит шум метели. Воспитатель стелет покрывало зимы.
Воспитатель: В какое время года мы попали?
Дети: Мы попали в зиму.
Воспитатель: Как вы поняли, что это зима? Назовите признаки зимы.
Дети: Слышно, как завывает метель. Зимой становится холодно, выпадает
снег. Люди одеваются в теплую одежду. Природа спит. Мы встречаем
Новый год.
Воспитатель: Правильно. Слушайте сказку дальше.
На экране картинка трех месяцев. Голос говорит: «Сестрица Зима была очень сурова. Она любить разгонять по свету холодные ветра, суровые холода, снег, стужу. А дружила зима с тремя братьями месяцами».
Воспитатель: Ребята, как звали этих братьев?
Дети: Зимние месяцы это – декабрь, январь, февраль.
На экране зимний лес, где звери спят в норах. Голос говорит: «Сестрица Зимы была очень строгой и любила порядок. Если на что рассердится – холодом дыхнет. Многие звери и птицы ее побаивались: кто на всю зиму спать укладывался, кто в теплые края улетал».
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Дети: Эти птицы называются перелётными.
Воспитатель: А как называются птицы, которые остаются с нами?
Дети: Эти птицы называются зимующими.
Воспитатель: Однажды все птицы перепутались и забыли, кому надо
улетать в теплые края, а кому оставаться зимовать. Давайте
поможем им разобраться.
Дети подходят к столу. На столе 2 листа бумаги и фигуры птиц из бумаги. Детям необходимо на первый лист прикрепить зимующих птиц, а на второй – перелётных. Во время выполнения задания звучит чириканье птиц.
Воспитатель: Готово? Давайте проверим.
Первая группа детей поднимает свой листок и называет перелётных птиц. Вторая группа детей называет зимующих птиц. В это время на экране появляются перелётные и зимующие птицы.
Воспитатель: Все правильно, молодцы! Помогли птичкам. Проходим на
коврик.
На экране картинка весны. Звучит чириканье птиц. Голос говорит: «Пришла к отцу вторая сестра». Воспитатель стелет покрывало весны.
Воспитатель: Как звали эту сестру?
Дети: За Зимой пришла Весна.
Воспитатель: Давайте вспомним признаки весны.
Дети: Весной из тёплых краев прилетают птицы. Люди переодеваются в
одежду полегче. Природа оживает. Просыпаются животные.
На экране картинка трёх весенних месяцев. Голос говорит: «У сестрицы Весны тоже есть три братца месяца».
Воспитатель: Назовите весенние месяцы.
Дети: Весенние месяцы это – март, апрель и май.
Воспитатель: Всё верно, молодцы. Давайте слушать сказку дальше.
На экране картинка спящих зверей. Голос говорит: «Зимой животные спали. Пригрела сестрица Весна солнышком землю, растопила снег, побежали ручьи. Стало тепло. Пора просыпаться всем соням, всем, кто спал зимой».
Воспитатель: Давайте похлопаем в ладоши, чтобы они проснулись.
Нет, не просыпаются. А давайте потопаем ножками.
На экране картинка животных, пробудившихся после зимней спячки. Звучат звуки животных.
Воспитатель: Наконец-то разбудили. Они спросонья не могут понять, где же
их место. Давайте им поможем!
Воспитатель и дети проходят к магнитной доске. На ней висит большой лист с рисунком. Лежат фигурки животных из бумаги с двухсторонним скотчем. Детям необходимо их правильно посадить на свое место, делая акцент на предлоги.
Дети: Посадим мишку ВОЗЛЕ дерева. Ёжика ПОД пенек, змею положим НА
камень, а пчела пусть летит НА ВЕРХ к цветам на деревьях.
Воспитатель: Ребята, а кто появляется у животных с приходом весны?
Дети: У животных появляются детёныши.
Происходит игра с мячом. Дети становятся полукругом перед воспитателем. Воспитатель кидает мяч, называя зверя. Дети называют детёныша.
-У лисы – лисята. У белки – бельчата. У ежихи – ежата. У медведицы – медвежата. У волчицы – волчата. У зайчихи – зайчата. У птиц – птенцы. У курицы – цыплята. У коровы – телята. У лошадки – жеребята.
Гимнастика для глаз.
Под музыку дети вместе с воспитателем выполняют гимнастику для глаз.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
На экране картинка лета. Голос говорит: «Оглянулась весна, а уж третья сестрица тут как тут».
Воспитатель: Что за сестрица пришла к нам в гости?
Дети: Это Лето.
Воспитатель: Давайте назовём признаки лета.
Дети: Лето жаркое. Летом можно купаться в море. Летом мы одеваемся
легко. Летом поспевает очень много разных фруктов и овощей.
На экране картинка трёх летних месяцев. Голос говорит: «Среди своих сестер Лето самая теплая и лучистая. У сестрицы Лето, как и у других сестёр, есть три брата месяца».
Воспитатель: Назовите летние месяцы.
Дети: Летние месяцы – это июнь, июль и август.
Воспитатель: Молодцы. Давайте немного поиграем. Проходите к столу.
На столе для каждого лежит картинка.
Воспитатель: У вас на столе лежат карточки с картинками. Сейчас они
превратятся в живые слова. Давайте вспомним. Из чего состоят
слова?
Дети: Слова состоят из слогов.
Воспитатель: Каждый будет показывать картинку, а мы будем хлопать и
называть, сколько слогов в каждом слове.
Но и сестрице Лето пора уходить.
На экране картинка осени. Воспитатель стелет покрывало осени. Голос говорит: «Пришло время сестрицы Осени повстречаться со своим батюшкой Годом. Она среди своих сестер самая плаксивая. Осень любит раскрашивать природу в различные цвета, создавая невероятную красоту. А помогают ей в этом братья».
Воспитатель: Назовите осенние месяцы.
Дети: Осенние месяцы – сентябрь, октябрь и ноябрь.
Воспитатель: А что значит «осень плачет»?
Дети: Это значит, что осенью много дождей проливается на землю.
Воспитатель: Почему осень называют золотой?
Дети: Осень называют золотой потому, что листья на деревьях желтеют, все
деревья одеты словно в золото.
Воспитатель: А что нам дарит осень?
Дети: Осень дарит нам свои дары: овощи и фрукты.
Воспитатель: Все верно. Посмотрите на экран. Здесь изображены овощи и фрукты. Скажите, какой они формы?
Дети: Яблоко, помидор, гранат – круглой формы. Огурец - овальной. Морковка – конусовидной формы.
Воспитатель: Сегодня прямо из сказки к нам пришла Осень, чтобы подарить
вам свои дары.
Под музыку, кружась, заходит девочка, переодетая в осень.
Девочка-осень: Я – Осень. Принесла вам свои дары, полные витаминов, чтобы вы, ребята, не болели.
Девочка-осень дарит детям корзинку с овощами и фруктами. Под музыку уходит.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Вот и подошла сказка к концу. Вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: А в сказке сестры встретились?
Дети: Нет, сестры приходили по отдельности.
Воспитатель: А давайте сделаем так, чтобы они повстречались хоть на
мгновенье! Ребята, подойдите к столу. Почему лист бумаги
разделён на 4 цвета?
Дети: Он символизирует 4 времени года.
Воспитатель: Давайте к каждому времени года приклеим его признаки.
Дети подходят к столу. На столе лежит ватман. На нем цветом разделены 4 части, символизирующие 4 времени года. Детям необходимо приклеить признаки каждого времени года. Пока дети выполняют задание, звучит музыка.
Воспитатель: Вот так у нас на листе повстречались 4 времени года.
Молодцы! Спасибо.