Наталья Федорина
НОД по развитию речи «Знатоки профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение познавательного интереса детей к теме «Профессии» путём создания проблемных ситуаций с помощью вопросов и их обсуждения, расширение представлений детей о мире профессий, воспитание уважительного отношения к людям разных профессий.
Задачи:
Образовательные:
- учить ориентироваться в мире профессий;
- закреплять навыки образования имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия с суффиксами –щик-, -чик-, ниц-, -иц- (учительница и тд.);
Публикация «НОД по развитию речи „Знатоки профессий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-закреплять умение образовывать имена существительные из глаголов, обозначающих действие, относящееся к определённой профессии;
-закреплять навыки находить сходства и различия в профессиях (врач-ветеринар);
-закреплять умение составлять связный, последовательный рассказ о профессии по опорным картинкам;
Развивающие :
-содействовать формированию учебно-информационных навыков, умению работать в группах и парах;
-развивать кругозор, мышление, внимание, наблюдательность;
-развивать умение изображать мимикой и жестами действия человека, относящегося к заданной профессии;
Воспитательные:
-помогать осознавать ценность совместной деятельности;
-воспитывать коммуникативную культуру;
Активация словаря:название профессий, образование слов-действий, употребляемых в разных профессиях;
Предварительная работа:чтение стихотворений о профессиях и отгадывание загадок, занятия («Кто работает в детском саду», «Труд работников швейной промышленности», «Кем быть?», «Профессия, о которой мечтают мальчишки (девчонки)», «Профессии нашего города» и тд.); экскурсии в библиотеку, ЗАГС, краеведческий музей, ДДТ; дидактические игры (лото «Профессии», «Знаю все профессии», «Кто я?», «Угадай профессию», «Кто что делает», «Кем я мечтаю стать», «Азбука профессий» «Логическая цепочка», «Четвёртый лишний»); сюжетно-ролевые игры («Кафе», «Автомастерская»; «Салон красоты», «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «Школа», «Ателье», и тд.); подбор наглядного материала о профессиях4 привлечение родителей, для создания развивающей среды к сюжетно-ролевым играм.
Оборудование и материалы:
Ход: Дети находятся в свободной деятельности в групповой комнате.
В: Внимание! Внимание! Сегодня мы снимаем фильм. (звучит отрывок «Фильм! Фильм! Фильм!») Ребята, а вы хотите сниматься в кино? (ответы детей) Тогда давайте приведем нашу киностудию в порядок, сядем в кружок и начнём.
Сейчас мы произнесём волшебное заклинание (артикуляционное) и вы перевоплотитесь в настоящих актеров кино.
А какую бы роль мне взять на себя? (дети предлагают роли, воспитатель выслушивает ответы и вносит своё предложение)
Раз вы актёры, и наверно очень известные, то я сегодня стану тележурналисткой и возьму у вас интервью. И первое, что мне сразу захотелось узнать у вас : актёр, режиссёр, оператор, журналист…-что означают эти слова? (ответы детей- Профессии)
В: А, что такое профессия? (воспитатель передаёт микрофон по кругу, с предложением продолжить фразу: профессия –это)
В: Вы знаете, что профессий на земле более 30000 и перечислить их все просто невозможно. Хотите ли вы снять первый эпизод нашего фильма, который называется «Азбука профессий»? (ответы детей). Тогда пойдёмте к столу ( на столе буквы разного цвета: красного, синего и зелёного, выберете себе букву.
(дети выбирают по одной букве, во время того как дети начинают выбирать, воспитатель объясняет правила игры)
В: Ну ка буквы встаньте в ряд! (дети называют профессии, начинающиеся на ту букву, которую они выбрали)
(Раздаётся звон разбитого стекла и звуки «Ой-ой-ой! Ай-я-яй!»)
В: Что-то случилось? Пойду посмотрю. (в группу «въезжает» с рулём в руке Незнайка, под глазом синяк, брюки порваны, шляпа набекрень).
В: Кто же пришёл к нам в детский сад в таком виде?
Н:Здрасьте, пожалуйста! Не пришёл, а приехал! Это я, знаменитый Незнайка! Я так профессию водителя осваиваю! Но перед этой профессией, я освоил ещё целых 5 профессий! И вот вам результат на лицо! Всё умею, всё могу!
В:А как же это ты профессию водителя осваивал?
Н: Как? Как? Сел на руль, ноги закинул на крышу, свистнул и вперёд!
В: Так, так, мне кажется, что-то ты напутал? А какие ещё профессии ты освоил?
Н: Да много какие: я теперь великий химик, ещё врач, пожарный, полицио-цио-нер, вот! Я даже генералом быть могу или даже президентом!
Вот стану врачом и всех арестую, пожарным –и всех полечу, а если химиком, то-армией командовать буду!
В: Вы актёры играете разные роли и знаете, какие обязанности у людей каждой профессии. Хотите помочь Незнайке правильно разобраться в профессиях? Посоревноваться и узнать, кто из вас лучший знаток профессий?
Тогда следующий эпизод нашего фильма будет называться «Знатоки профессий».
Для этого разделитесь на три команды по цветам ваших букв, займите места на специально отведённых местах для каждой команды (указатель цветом).
Н:А я тоже хочу стать лучшим знатоком профессий, потому, что я всегда всё знаю!
В: Конечно участвуй, если желаешь, слушайте все внимательно инструкцию, для этого эпизода фильма (воспитатель предлагает детям выбрать название команды; капитана команды; ответственного за самоанализ, ребёнка, который будет выдавать своей команде за каждый правильный ответ по фишке; объясняет, что необходимо посовещаться, посоветоваться перед ответом).
Мотор! Камера! Начали!
I конкурс: «Блиц-опрос» (каждой команда отвечает на пять вопросов по очереди)
1 команда:
-кто работает на экскаваторе?
-кто регулирует уличное движение?
-кто грузит предметы?
-кто стеклит окна?
-кто играет на пианино?
2 команда:
- кто служит в танковых войсках?
- кто работает на тракторе?
-кто работает на подъёмном кране?
-кто дрессирует животных?
-кто сваривает трубы?
3 команда:
-кто ремонтирует часы?
-кто делает массаж?
-кто делает мебель?
-кто играет в футбол?
-кто учит детей?
В:Молодцы, актёры! Переходим к следующему эпизоду.
Н:Подождите, подождите! А я вот, что ещё знаю, медсестрица всем продаёт шоколадки!
В:Так ли это? (ответы детей, а верно ли назвал Незнайка профессию?
Хотите показать ему, как правильно образовываются названия женских профессий? (ответы детей)
II конкурс: «Назови женские профессии»
Учитель-, ткач-, продавец-, певец-, пианист-, проводник-, писатель-, дрессировщик-, воспитатель-, повар-, художник-, лётчик-, скрипач-, уборщик-
III конкурс: «Показуха» (Незнайка просит гостей превратиться в актёров и помочь командам)
В: Команды, я буду показывать картинку по очереди, игроки каждой команды без слов изображают действия человека на картинке, а остальные две команды отгадывают, чья команда быстрее отгадает профессию этого человека получает фишку. (по завершению конкурса, гости садятся на свои места)
Н:А ещё я знаю, что профессия дворника и профессия повара очень похожи, они оба варят, только дворник грязь, а повар кашу там всякую!
В: Так ли это? Хотите научить нашего Незнайку как правильно находить сходства и различия в профессиях? (ответы детей)
IV конкурс: «Чем похожи и чем отличаются»
(каждая команда посоветовавшись отвечает, чем похожи и чем отличаются заданные профессии)
1 команда:
Воспитатель-учитель
2 команда:
Сапожник - портной
3 команда:
Врач-ветеринар.
В:А сейчас мы будем снимать заключительную сцену нашего фильма и для этого я хочу пригласить всех участников во второй павильон нашей киностудии
V конкурс: «Логическая цепочка»
В: У каждой команды на столах картинка, разрезанная на несколько частей. Сложите её и назовите профессию, которая изображена на ней
(швея, парикмахер, повар)
(затем дети выбирают из разных картинок,те которые относятся к профессии их команды, и составляют цепочку из картинок так, что бы получился последовательный рассказ о профессии).
Вопросы:
-Кто это?
-Где работает человек этой профессии?
-Что он делает?
-Какие инструменты или приборы помогают ему в работе?
-Каким должен быть человек этой профессии?
Теперь выберете по одному игроку от каждой команды, которые представят нам рассказ.
Н: Ура! Ура! Я понял всё о профессиях и теперь обязательно хочу нарисовать как правильно должен вести себя водитель, и что бы в нашем фильме показали какой я художник знаменитый!
В: Незнайка ты опять за своё?
Н: Ну ладно, пусть кинооператор просто снимет, как я научился рисовать, а художником я обязательно ещё стану. Кто хочет со мной нарисовать свою самую любимую профессию? (ответы детей) Тогда вперёд, за столы!
В:А кто хочет, пойдёмте со мной в центр игры, что бы принять на себя понравившуюся роль и поиграть в сюжетно-ролевую игру. А, что бы в нашем фильме не было победителей и проигравших, предлагаю все фишки отдать Незнайке, ведь мы его сегодня многому научили. А у нас победила дружба.