татьяна омельченко
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе «По дорогам сказок»
▼ Скачать +Заказ
Цель: закрепить знания русских народных сказок, воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству, развивать речь, память, внимание смекалку.
оборудование: мультимедийное оборудование, костюм Василисы, макеты деревьев (дуб, ели, яблоня,сундук, иллюстрации к сказкам, магнитная доска с изображением героев р/н сказок и силуэтные картинки их принадлежностей на магнитах
СЛАЙД 2:
В: Зовут меня и Марьей Морьевной
Зовут и Марьей-царевной
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе „По дорогам сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Кому-то я - Царь-Девица
По- всякому может случиться
Я-Василиса-Прекрасная
И так меня величают
Но чары мои опасны
Об этом многие знают.
Стихиями я управляю,
Владею волшебною силой.
Отважному я помогаю,
Но не люблю ленивых Слыхала я вы знаете много сказок и очень их любите. Хотите отправиться в путешествие «По дорогам сказок»? Но помните это путешествие не для трусливых и ленивых, а для смелых, добрых и находчивых, кто знает и любит русские нар. сказки. А почему они называются народными? Д- Их придумал народ.
Вас: Верно. Тогда в путь! (появляется воспитатель в костюме Василисы)
Мы с хорошей сказкой неразлучны
А чудес у сказки до небес,
Вы представьте как бы было скучно
Если б в мире не было чудес.
Слайд 3 Ой что это! В какой-то сказке я уже встречала такой дуб с ларцом.
- «Лягушка-царевна»
-Да. А что в ларце было?
- Кощеева смерть.
- А как именно Кощей ее прятал?
-На конце иглы. Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, а заяц в ларце, а ларец на дубе
- Кто царевичу помог смерть Кощееву достать и жену вернуть опять? Д- Медведь, заяц, селезень, щука.
-Давайте откроем ларец. Не бойтесь, ведь Иван-царевич победил Кощея, а мы верно угадали сказку и можем открыть ларец (открывает). Ой, да здесь книга сказок о животных и книга волшебных сказок, (достает их). Но где же сказки? Беда- они все перепутались! Надо их вернуть каждую сказку в свою книгу иначе путешествие не состоится! Ребята, какие вы знаете р/н сказки о животных? (Показ слайдов № 4-11)
-«Лиса и волк», «Волк и семеро козлят», «Зимовье зверей», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лиса и журавль»
-А волшебные сказки?
- «Гуси-лебеди», «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка»
- Вот теперь все сказки на месте и можно двигаться дальше. А дорогу нам укажет этот волшебный клубочек (достает из ларца, который как помог Ивану-царевичу?
- Показал дорогу в Кощеево царство.
бросает клубок, он катится в лес. На экране -волк
Слайд 18
Волк: Ох, какие хорошенькие! Сейчас я вас съем!
В: Не ешь нас ты ведь можешь быть не злым. Волк: А каким?
В: Ребята, какой волк в р. н. сказках?
-Доверчивый, сердитый, хитрый, голодный, наивный,глупый.
Волк; Ну а кумушка моя-Лизавета какая?
-Хитрая, умная, льстивая, находчивая, сообразительная, проворная.
Вас: Хитрая-прехитрая, хитрющая.
Волк: А коза, которая через костер мне прыгать предлагала?
- Добрая, заботливая, ласковая, умная, нежная находчивая.
Волк: А колобок?
Д- Румяный, озорной, веселый, смешной, глупый, хвастливый.
Волк: Какие умные! Ладно не буду вас есть. Проходите. Пока! Я побежал (скрывается за елками)
(клубок катится к дому лисы)
Слайд 19 Лиса: (поет)
В глухомани, в лесу
Не смотря на красу
Не пускают лису на деревню! Привет! Слыхала я от куманька какие к нам знатоки сказок пожаловали. Ну-ка скажите какие сказки про меня знаете.
- «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк», «Лесичка со скалочкой».
Л: А как в этих сказках меня по-разному называют?
- Л-лисичка-лисонька-лиска-лисафья
Л: А моего кума?
- Волк-волчишко-волчок-волчище.
Лис: А зайца-трусишку?
- Заяц-зайчишко-зайчонок-заинька-заюшка-зайка. Лиса: А кота-воеводу?
- Кот-котишка-котик-коток-котейка-котище- котофей.
Лиса: Умнички какие! Я еще люблю песни слушать и петь. Скажите какую песенку я пела петушку?
-Петушок, Петушок! Золотой гребешок,
Выгляни в окошко- дам тебе горошку Л: А кот какую пел у моей норы? - Трень-брень гусельки, золотые струнушки
Дома ли лисафья-кума, во своем ли теплом гнездышке?
Л: А как позвать Сивку-Бурку?
- Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной Как лист перед травой!
Л: А как Иванушка кликал Аленушку?
- Аленушка, сестрица моя, выплынь на бережочек Костры горят высокие, котлы кипят чугунные Ножи точат булатные - хотят меня зарезати!
(можно задать еще вопросы, если позволяет время)
Л: А какую песню пела коза козлятам?
- Козлятушки- ребятушки, ваша мама пришла, Молочка принесла, бежит молочко по вымечку, С вымечка по копытечку, с копытечка во сыру землю!
Л : молодцы! Вот вам за то корзинка. Она вам пригодится, в добром деле послужит.
(В. бросает клубок. Он катится в речку)
Вас: Ой, как же быть, без волшебного клубочка нам дороги не найти! Речка-матушка, дай нам клубочек! Ребята, она говорит, что поможет, если мы посчитаем героев сказок, придя через речку по волшебным камушкам и отгадаем в каких р. н. сказках встречаются эти герои.
(Через речку -3 камня (на одном- цифра «1», на другом- «2», на третьем-«5». Рядом на пеньке- картинки с героями. Один ребенок прыгает и считает, следующий не считает, а просто прыгает за ним а на берегу называет сказки, где встречается этот герой)
- Печь встречается в сказках : «По щучьему велению», «Гуси-лебеди»
- Щука-«По щучьему велению», «Лягушка-царевна»
- Яблоня- «Хаврошечка»,«Гуси-лебеди»
Яблонька (на полянке)
-Справились с заданием и речка- кисельные берега вернула нам клубочек
авайте отдохнем на этой полянке под яблонькой (Импровизирует плачь).Кто это плачет? Это ты яблонька! Ребята, ее веточкам тяжело, она просит собрать с них наливные яблочки. Яблочки волшебные. Их надо срывать и отгадывать загадки. А класть будем их в эту корзинку, что лисичка нам дала.
Гуси-лебеди летят, Унести детей хотят, Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться
Д- Речка, яблоня, печь
Красна-девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко Слезы льет бедняжка.
Д- Снегурочка
Кощеем заколдована Иваном очарована Зеленая подружка Царевна-
Д- Лягушка
Унесла его лиса Аж за синие леса Слышен тонкий голосок Кто же это?
Д- Петушок
До чего ж хитра она Это прямо вот так на, Мужика перехитрила, С воза рыбу утащила, Обманула волка Тоже очень ловко! (лиса)
Он гремит костями страшно Злой, коварный и ужасный, Ходит в черном он плаще И зовется царь…
Д- Кощей
Он- герой всем нам известный И с волшебным словом вместе Может целую неделю На печи лежать
Сдобный, пышный, круглоликий, Всем ребятам он знаком И зовется
Он не слушался сестрицы, Он испил воды с копытца
Д- Емеля
Д- Колобком
Д- братец Иванушка
Скрипит зубами, Водит носом Гостей не любит, смотрит косо Старуха с костяной ногой Зовется
Сидит в корзинке девочка У мишки за спиной,
Он сам того не ведая
Принес ее домой
Кто-то за кого-то Ухватился крепко, Ох, никак не вынуть Ох застряла
Д-Бабою-Ягой
Д- Машенька
Д- Репка
В: Вот и помогли яблоньке. Ребята, а яблочки- то настоящие! Яблонька нас угощает.
Спасибо. Мы их дома отведаем. До свидания, Яблонька
Физпауза Вас: Да. Много чудес в сказках происходит.
А хотите превратится в какого-нибудь из сказочных героев?
В сказку детскую малыш только постучится
Тук, тук, тук - и вот глядишь - оживут все лица!
Посмотри-ка, вот лиса ходит по лесу краса,
Волк крадется меж кустов,
Зайка прыг - и был таков,
Мишка хлопает в ладоши
И конец в сказках хороший!
(дети имитируют движения этих героев).
Слайд 20 (избушка Бабы Яги. магнитная доска)
-. Здесь избушка на курьих ножках. Чья?
- Бабы Яги.
-А что это герои сказок у нее делают? И растерянные такие!
Слайд 21
Яга : А я у них кое-что стащила- решила
напроказничать.
В: Ну-ка, верни им все обратно! Иначе сказки не будут сказываться!
Яга: Верну, если детишки загадают мне 3 трудных загадки и я не угадаю
хотя бы одну из них.
- Шел, нес, сел, посидел, не съел, домой отнес.
Баба Яга: Да это медведь из сказки «Маша и медведь» -- Ткала, пряла и в трубы катала.
Яга: Коза что ли?
В: А вот и не угадала! Д- Это Хаврошечка.
Яга: Ну, это не считается! Загадывайте еще.
- Ловил, говорил, приговаривал, приморозил, оторвал, ничего не поймал, еле убежал.
Яга: Мороз!
Нет! Волк из сказки «Волк и лиса».
Яга: Ладно возвращаю, верните все героям, (отдает на подносе силуэты вещей героев. Дети называют кому что из героев нужно).
В: Молоды! Пора нам домой возвращаться.
Яга: И клубочек в свою сказку вернулся. За то что вы так любите и знаете сказки я покажу вам дорогу домой. Идите прямо и никуда не сворачивайте!
В: Вот мы и дома. Ну как понравилось вам путешествие?
Все герои из русских народных сказок благодарят вас за помощь.
И я вам советую - дружите со сказками!
Со сказками все дружат и сказки дружат с каждым
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что может было, а может быть и нет.
Как здорово, что в сказках все сложно и не сложно
Конец у них счастливый, недолгая беда.
А то, что необычно и то, что невозможно
Обычным и возможным становится всегда!
В: А теперь можно и волшебных яблочек отведать. (раздает угощенье)