Любовь Девяткина
НОД по развитию речи в старшей группе «Юмор, веселье — хорошее настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с юмористическими произведениями
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с юмористическими произведениями И. Шевчука, Н. Кончаловской.
2. Учить понимать авторский замысел юмористического произведения.
3. Познакомить с понятием «юмор».
4. Упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными, подбирать антонимы к словам.
5. Активизировать словарный запас (названия овощей, фруктов, частей тела).
Развивающие :
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе „Юмор, веселье — хорошее настроение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
1. Развивать мышление, воображение, внимание, фонематическое восприятие.
2. Развивать умение понимать положительный эмоциональный фон произведения и передавать радостное, весёлое эмоциональное состояние через улыбку, смех.
3. Развивать словотворчество.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к юмористическим произведениям.
2. Воспитывать внимательное отношение друг к другу в совместной деятельности.
Оборудование: кастрюля с крышкой, мешок без дна для проведения игры «овощи», магнитофон с аудиозаписью, иллюстрации с изображением- новостройки, телевышки; схемы «лесенка», силуэты «фрукты».
Предполагаемый результат:
1. Знают юмористические произведения и их авторов, понимают замысел произведения, объясняют, с помощью каких приемов стихотворение стало веселым.
2. Дети образовывают новые слова – названия необычных фруктов с помощью слияния двух слов.
3. Используют в активной речи слова; юмор, юмористический; подбирают антонимы.
4. Правильно согласовываю прилагательные с существительными.
Ход занятия
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Кто из вас сегодня день начал с улыбки?
Замечательно! Тогда вам непременно понравится игра, в которую невозможно играть без улыбки!
Игра «Моё тело»
Головушка - соловушка;
Лобик – бобик,
Носик – абрикосик,
Щёчки – комочки;
Губки – голубки;
Зубочки – дубочки;
Бородушка – молодушка;
Глазки – краски;
Реснички – сестрички;
Ушки – непослушки;
Шейка – индейка,
Плечики – кузнечики,
Грудочка – уточка,
Пузик – арбузик,
Спинка – тростинка;
Коленки – поленки;
Ножки – сапожки.
Воспитатель: Я вижу, вам было весело во время нашей игры. А как ещё можно развеселить друзей?
Ответы детей
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, как можно развеселить своих друзей с помощью юмористического стихотворения. А вы знаете, что значит юмор?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте все пройдём в нашу поэтическую гостиную и узнаем, какие стихи сегодня здесь нас ждут. (Дети садятся на стульчики полукругом)
Воспитатель: Перед вами портрет поэта Игоря Шевчука. Сейчас мы познакомимся с его стихотворением «Кастрюля». А вы внимательно послушайте и приготовьтесь дать ответ: можно ли это стихотворение назвать юмористическим?
Чтение стихотворения.
В эту самую огромную кастрюлю
Запросто пролезет,
Что угодно:
Поварёшки, ложки, стол и стулья.
Даже шкаф
Поместится свободно.
Влезет кран подъёмный, новостройка,
А за ними следом телевышка.
Не пролезет ни за что в кастрюлю
Только её собственная крышка!
Рассуждения детей о том, юмористическое ли это стихотворение
Воспитатель: Ребята, скажите, а бывают такие огромные кастрюли, как у поэта Игоря Шевчука?
Дети: нет
Воспитатель: Дети, а почему вы улыбались, когда я читала про кастрюлю
Воспитатель: Бывают ли в жизни такие кастрюли, в которые может запросто войти телевышка, новостройка, подъёмный кран? А что вы себе представляли, когда слушали это стихотворение?
Ответы детей
Воспитатель: Да, вы всё сказали верно. Это стихотворение Игоря Шевчука - юмористическое, потому что поэт сумел сделать его смешным. А как ему это удалось? (Он придумал необычную кастрюлю – очень огромную, он всё преувеличил, мы себе представили, какой нелепой, смешной станет обычная кастрюля, если будет такого огромного размера, и нам стало смешно)
Рассматривание иллюстрации
Воспитатель: Кастрюля у нас есть. Может, сварим суп? А сварить его нам поможет стихотворение Натальи Кончаловской. Послушайте его и приготовьтесь сказать, можно ли это стихотворение назвать юмористическим.
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли, помидыни росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.
Воспитатель: Что вы можете сказать об этом стихотворении?
Дети: это стихотворение юмористическое, потому что в нём придуманы смешные названия овощей.
Воспитатель: Как это стихотворение может повлиять на настроение человека?
Дети: Оно может развеселить, рассмешить.
Воспитатель: Кто запомнил, какие овощи росли в огороде?
Дети: Редис, свекла, лук, репа.
Воспитатель: А как Наталье Кончаловской удалось сделать смешными названия овощей?
Дети: Смешные названия получились тому, что соединились два слова.
Воспитатель: Как получилось слово «помидыня», какие два слова соединились?
Дети: Помидор и дыня.
Воспитатель: Для того, чтобы сделать стихотворение смешным, автор использовала приём соединения слов. И теперь наш суп получится тоже юмористическим. Чтобы он получился вкусным и полезным, добавим в него немного настоящих овощей.
Физкультминутка «Огород»
Воспитатель: На второе блюдо мы с вами приготовим солянку, для неё потребуется много овощей. Отправимся в огород, но сначала выберем огородника, с помощью считалки:
Суп из шишек для мальчишек,
Из гребёнок – для девчонок.
Из репейника – бульон,
Кто не хочет, выйди вон!
Огородник выбран! Все остальные дети – «овощи».
Дети выбирают себе муляжи овощей.
Воспитатель: Посадим овощи на грядки. Взошло солнышко, и стали они расти. «Овощи» растут под музыку на грядках. Пришла пора урожай собирать. Огородник собирает овощи в мешок без дна. Дети убегают к стульчикам.
Воспитатель: Много собрали овощей. Давайте вместе мешок поднимать. Ой, а мешок-то пустой. Овощи нас перехитрили, пошутили и убежали.
Дети: Овощи мы все помыли,
Порубили, посолили,
В сковородку положили.
Будем мы теперь мешать
Жарить, парить, угощать.
Воспитатель: Одному огороднику понравилась шутка, он рассмеялся. А второй не любил шутки и обиделся, и стал делать всё наоборот.
Помогите мне правильно об этом рассказать:
Игра «Скажи наоборот»
Один огородник находит, а второй …. (теряет).
Один огородник говорит, а второй …. (молчит).
Один огородник может рассмешить, а второй …. (может довести до слёз).
Один огородник всё разрешает, а второй …. (запрещает).
Один огородник смеётся, а второй …. (плачет).
Один огородник помогает, а второй …. (мешает).
Один огородник зажигает, а второй …. (гасит).
Один огородник входит, а второй …. (выходит).
Воспитатель: Чтобы второй огородник перестал обижаться и делать всё наоборот, давайте напоим его юмористическим компотом. Из чего варят компот?
Дети: Из фруктов.
Игра «Подбери слово»
Воспитатель: Чтобы отобрать фрукты для компота, нужно придумать красивые слова. Например, «яблоко» - какое?
Апельсин - …., груша - …., абрикосы - …., добавим вкус (какого…., ананаса к (какому…. персику.
Для юмористического компота нужны не просто фрукты, а юмористические.
Игра «Чудо-фрукт»
Воспитатель: На тарелке лежат силуэты разных фруктов, возьмите по одному, объединитесь в пары, соедините два фрукта и придумайте новое юмористическое название.
Расскажите, что у вас получилось?
Ответы детей
Воспитатель: Замечательный у нас получился юмористический компот.
Я вижу, вы уже и сами неплохо научились придумывать смешные слова, значит, вы не остались равнодушными к юмористическим стихам Игоря Шевчука и Натальи Кончаловской.
Рефлексия. Поделитесь со мной, как наша деятельность повлияла на ваше настроение? Для этого поместите человечка на ту ступеньку «чудо - лесенки», которая соответствует вашему настроению на занятии.
Воспитатель: А в книжном уголке вас ждут новые книги с юмористическими произведениями.