Наталья Азарова
НОД по развитию речи в старшей группе «В Гостях У Бабушки и Дедушки»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи в старшей группе
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА : ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.
«В ГОСТЯХ У БАБУШКИ И ДЕДУШКИ»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе „В Гостях У Бабушки и Дедушки“» размещена в разделах
- уточнить знания детей о пользе домашних животных, приносимой человеку и как он (человек) о них заботится;
- придумать фантастическое домашнее животное, используя метод каталога;
- формировать умение выделять главное, существенное, отделяя всё необходимое;
- развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения;
- упражнять детей восстанавливать целостный образ по отдельной части.
2. Задачи на развитие связной речи :
- совершенствовать навыки ведения диалога, формирования фразы;
- учить образовывать множественное число существительных, правильно употреблять падежные окончания;
- добиваться интонационной выразительности речи.
3. Воспитательные задачи:
- формировать доброжелательность в общении с пожилыми людьми;
- заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик;
- учить детей разговаривать по телефону.
Материал к занятию: фотографии дедушки и бабушки, картинки с изображением домашних животных в конверте, загадки о них; картинка «волк», маски домашних животных. Платочек, игрушечный телефон. Аудиозапись «Голоса животных». Плоскостное изображение «хлев». Каталог частей домашних животных. Альбомные листы и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия:
- Ребята посмотрите, какой сегодня день. Улыбнитесь, как кот, греющийся на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас, как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.
- Ребята, утром нам принесли письмо, оно от дедушки Вани и бабушки Тани (выставляю фотографии).
Дедушка и бабушка живут в деревне, сами много работают и детишек учат трудолюбию и доброте.
Какие пословицы и поговорки вы знаете о добре и труде? (дети рассказывают пословицы).
Примерные ответы детей:
- Жизнь дана на добрые дела.
- Хорошие поступки украшают человека.
- Будешь трудиться – будут хлеб и молоко водиться.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. И т. д.
- У дедушки Вани и бабушки Тани в деревне много верных друзей. Они за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются. Хотите посмотреть кто это? Они спрятались в этом домике, который называется «хлев». Внимательно послушайте и угадайте, кто в нём живёт. Как только угадаете животное, оно сразу вам покажется.
Звучит аудиозапись «Деревенская песенка».
- Закройте глаза. Прислушайтесь. Что вы услышали?
Примерные ответы детей:
- Я услышал, как собака лает.
- А я – как кошка мяукает.
- Как корова мычит.
- Курочка кудахчет. И т. д.
Достаю из-за хлева картинки с изображением тех животных, которых назвали дети. А картинки с изображением животных, чьи голоса дети не узнали, выставляю на полотно, после того, как дети отгадывают загадки про них.
После того, как дети называют всех животных, вызываю детей к «хлеву» и спрашиваю:
- Опиши, что на картинке? (На картинке изображена корова. Она большая, рыжая, с чёрными пятнами, умная, рогатая, добрая и т. д.).
- А кто изображён на этой картинке? И т. д.
После того, как дети составят описательные рассказы про всех животных, спрашиваю:
- Ребята, рассмотрите животных, как можно назвать их одним словом?
- Это домашние животные.
- Какие они?
- Добрые. Полезные, нужные…
Физкультминутка с мячом.
- У дедушки и бабушки по одному домашнему животному: одна корова, одна лошадь, а в деревне их много. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Один – много».
- У бабушки корова, а у соседей… коровы.
- У бабушки телёнок, а у соседей… телята. (лошадь – лошади, жеребёнок – жеребята, коза – козы, козлёнок – козлята… и т. д.).
- наступила ночь, все животные спят, отдыхают. И мы с вами отдохнём, закроем глазки. (Дети закрывают глаза, выставляю картинку «волк»).
- День, проснулись. Посмотрите, кто здесь лишний? Почему?
- Это волк, он – дикое животное, живёт в лесу, охотиться на других животных. У волка нет друзей, а у нас кругом друзья.
- А сейчас мы с вами будем делать пальчиковую гимнастику.
Со мной здоровался петух «ку-ка-ре-ку» - пропел он вслух. Ладонь вверх, указательный палец упирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
«ко-ко» - услышал я от кур, Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Мурлыка кот мурлыкнул: «муррррр…» Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх
А пёс Барбос, меня, узнав, пролаял вежливо: «гав, гав!» Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
И протянул телё нок: «мууууу…», мол, здравствуй, скучно одному. Показывают рожки на голове.
И воробей на ветке чирикнул: «жив я, чик-чирик». Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за дружка. Большие пальцы, сомкнутые крылья. Помахать ими.
«как хорошо, - подумал я, - что у меня кругом друзья». Развести руки в стороны, сомкнуть с другом в рукопожатии.
- Ребята, кого из друзей выберем прогнать волка?
- Пса Барбоса.
- Ну-ка, пёс, полай-ка, волка прогоняй-ка!
-Гав-гав!
- Молодцы, прогнали волка (картинка убирается).
- Ребята, предлагаю вам придумать для дедушки Вани и бабушки Тани чудесное животное. А для этого мы будем использовать каталог, но не обычный, а каталог частей животных.
- Какие полезные части мы возьмём от домашнего животного коровы?
- Рога и вымя. Оно будет защищаться от врагов, и давать вкусное молоко.
- От овцы – пушистую шерсть. Бабушка Таня будет вязать носки и рукавички.
- От лошади длинные стройные ножки, что бы наше животное хорошо бегало и умело скакать.
- От свиньи – туловище и пятачок, пусть будет толстенькое и весёлое.
- От кошки – чуткие ушки – они помогут вовремя услышать и спастись от врагов.
- От собаки – хвостик, он будет весело помахивать.
- Чем хорошо такое животное?
- Чем плохо такое необычное домашнее животное?
- Давайте нарисуем его.
Дети садятся за стол рисовать.
- У всех получилось необычное животное? Очень хорошо. Я пошлю ваши рисунки в деревню к бабушке Тане и дедушке Ване.
А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Стадо и пастушок».
Кто это на дудочке играет? Всех на весёлый лужок приглашает? Взрослый изображает игру на дудочке.
На носочках выходите, пастушка того найдите. Ходьба врассыпную, на носочках, руки на поясе.
- А кого пасёт пастушок, мы сейчас увидим.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду,
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала,
Кто дудочку возьмёт,
Тот скажет, кого пасёт.
Пока звучит музыка, дети гуляют по «лужайке» : сначала на носочках, затем на пятках, с высоким подниманием колена, двигаются галопом.
Дети делятся на две команды: «пастухов» и «стадо».
Догадайтесь и покажите. Взрослый поочерёдно показывает картинки с изображением частей домашних животных. Дети угадав животное, изображают его средствами пантомимы.
- Скажи, пастушок, с кем вышел на лужок.
Команда «пастухов» угадывает, кого изображают дети из команды «стадо» (корова с телятами, лошади с жеребятами, собаки со щенками и т. д.).
- Молодцы, ребята. Покажите, какими домашними животными вы хотели бы быть? (ухоженными, весёлыми, чистенькими).
- Хотели бы вы, ребята, рассказать обо всём дедушке Ване и бабушке Тане? Садитесь, давайте попробуем. Представьте, что я – бабушка Таня (надеваю платок). Беру телефон и звоню всем ребятам по очереди.
Дети складывают ладонь в кулачок и по очереди «берут трубку», беседуют с бабушкой Таней по телефону, рассказывают ей, что они узнали, чему научились.
- Ребята, я обязательно напишу в письме бабушке и дедушке, чем мы с вами занимались, и вложу в конверт рисунки с чудесным животным.
Наше занятие окончено, можете пойти играть.
Литература
1. Кильпио Н. Н. 80 игр для детского сада. Изд. 3-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1973.