Ирина Баева
«Весна-красна». НОД по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие грамматического строя речи у детей в средней группе. Закрепить знания детей о признаках весны и активизировать словарь по данной теме;
Обучающие задачи:
- закреплять характерные признаки весны;
- закреплять названий птиц;
- обогащение и активизация словаря по теме «Весна»;
- закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
Развивающие задачи:
- развивать диалогическую и связную речь;
- развивать слуховое внимание и логическое мышление;
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы о весне
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества в игре и на занятии;
- формировать умение работать в коллективе
Оборудование: Коробка с двойным дном, волшебная палочка, заряды энергии, картинки птиц, картинки зимы и весны, разрезные картинки, мнемотаблица, мольберт,USB-колонка.
Предварительная подготовка:
Рассматривание картинок с изображением весны, чтение художественной литератур, беседа, отгадывание загадок, дидактические игры по теме весна.
Методы и приемы:
словесный, наглядный, практический, игровой, сюрпризный момент, создание волшебной ситуации.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Воспитатель приглашает детей встать в круг, взяться за руки и друг другу улыбнуться, то есть подарить окружающим хорошее настроение.
Топнем ножкой,
Хлопнем в ладошки
Покружимся, повернёмся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Посмотрите, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте c ними поздороваемся и подарим им свои улыбки.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила (показывает пустую коробку и волшебную палочку).
Воспитатель: Как вы думаете, что это? (Ответы детей) А для чего нужна волшебная палочка? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята давайте проверим нашу волшебную палочку? Повторяйте за мной волшебное заклинание: «Раз, два, три – чудо сотвори Бибиди, бобиди, бум». Ребята, как вы думаете почему ничего не получилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, это настоящая волшебная палочка…Но у неё закончился заряд энергии. Что бы увидеть её волшебство, нам нужно её зарядить. Вам нужно выполнить мои задания. За каждое выполненное задание, я буду давать вам заряд энергии, для волшебной палочки. Согласны?
2. Основная часть:
1. Задание. Назвать признаки весны.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнёт-
В лесу подснежник расцветёт.
Кто это? (Весна).
Воспитатель: Правильно. Вот и наступила весна, мы ее так долго ждали.
А какие вы знаете весенние месяцы?
Дети: Март, Апрель, Май
Воспитатель: А какие признаки весны вы знаете?
Как мы можем понять, что наступила весна?
Дети: Весной становится теплее. Солнышко теперь не только светит, но и греет. Солнышко прогревает землю. Тает снег. Тают сосульки. Появляются первые листочки, цветочки и травка. Прилетают птицы из теплых стран.
Воспитатель: А какое оно, это весеннее солнышко? Как мы его можем описать?
Дети: Теплое, весеннее, яркое, желтое, лучистое, светлое ….
Воспитатель: Давайте опишем весеннюю травку. Какая она?
Дети: Зеленая, молодая, красивая, первая, весенняя ….
Воспитатель: Давайте расскажем что происходит весной с деревьями,
Дети: Набухают почки, распускаются листочки….
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня с вами повторили, как можно понять, что наступила весна.
Как вы думаете, когда светит теплое солнышко, зеленеет травка, поют птички, какое настроение у людей?
Дети: Радостное, праздничное, веселое …
Молодцы! С первым заданием вы справились. Даю вам заряд энергии.
2. Задание. Игра «Скажи наоборот».
Воспитатель: После какого времени года наступает весна? (Весна наступает после зимы). Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? (Нет).
Зимой снег белый, а весной – серый,
Зимой снег чистый, а весной – грязный,
Зимой дни холодные, а весной – теплые,
Зимой дни короткие, а весной – длинные,
Зимой солнце тусклое, а весной – яркое,
Зимой небо серое, а весной – голубое,
Зимой ветер холодный, а весной – теплый.
Молодцы! Со вторым заданием вы тоже справились. Даю вам второй заряд энергии.
3. Задание «Загадки»
Воспитатель: Весной всё просыпается и оживает вся природа.
Весной прилетают птицы.
Воспитатель: Сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки?
1). Ходить не умеет,
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей)
2). Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягодки клевать.
С первым снегов на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
3). Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
4). Непоседа-невеличка,
Желто-груденькая птичка.
Ем я сало и пшеничку,
А зовут меня.. (Синичка)
5). Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет!
Видишь, кружат 20 пар
И кричат «Кар! Кар! Кар!» (Ворона)
— Ребята, мы про всех птиц загадки загадали? А какие птицы остались, давайте, назовем их. (Лебедь, утка, ласточка,цапля). К какой группе они относятся? (К перелетным).
— А эта группа птиц к каким относится? (К зимующим).
Воспитатель: Ребята, разместите перелётных птиц под солнышком, а зимующих под снежинкой.
Воспитатель: Весной у птиц много забот, а самая главная, какая? – это построить дом для своих птенцов. Как называются домики у птиц? (дети - гнездо, скворечник)
Молодцы ребята! И с этим заданием вы тоже справились. Даю вам третий заряд энергии.
Воспитатель: Ребята, что-то мы устали. Давайте немного поиграем. Вставайте в круг.
Физкультминутка:
Под музыку (Солнышко лучистое).
Молодцы. Присаживайтесь на стульчики.
4. Задание Игра «Назови ласково».
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови ласково» У весны много ласковых слов, я вам скажу солнце, а вы мне ласково…
Дети: Солнышко.
Вода-водичка. Ручей – ручеек. Солнце – солнышко. Снег – снежок. Луч – лучик. Ветер – ветерок. Птенец – птенчик. Ветка – веточка. Капля – капелька. Цветок – цветочек. Трава – травка. Лист – листик.
Молодцы ребята! И с этим заданием вы тоже справились. Даю вам ещё один заряд энергии.
5. Задание «Собери картинку»
Воспитатель: Ребята, вам необходимо разделиться на две команды. На столе у каждой команды лежит разрезанная картинка и мнемотаблица. Ваша задача собрать картинку и составить небольшой рассказ.
Ребята делятся на две команды. Каждая команда собирает картинку.
Воспитатель: Какое время года изображено на картинке? Что делают дети на картинке? (Ответы детей)
Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Даю вам последний заряд энергии.
Воспитатель: Ребята наша волшебная палочка полностью зарядилась и сейчас мы увидим её волшебство.
Проводим над пустой коробкой и говорим волшебные слова: «Раз, два, три – чудо сотвори. Бибиди, бобиди, бум…». Дети заглядывают в коробку и видят там сюрприз.
Рефлексия:
Ребята, вам понравилось занятие? Про что мы сегодня разговаривали? Какое задание было самое трудное?
Ребята возьмите солнышко, если вам всё на занятии понравилось, тучку - если что-то было трудно.