Каролина Самсонова
НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение литературной сказки «Теплый хлеб»
▼ Скачать +Заказ
Цель: обогащение литературного багажа детей, способствование эмоциональному отклику детей и осознания глубокого смысла литературной сказки Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб», инициирование диалога с детьми, активизация речи дошкольников, совершенствование когнитивных способностей.
Задачи:
Публикация «НОД по развитию речи в подготовительной группе „Чтение литературной сказки „Теплый хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Обучающие: познакомить детей с новым литературным произведением — сказкой «Теплый хлеб», учить отвечать на вопросы по содержанию текста, совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарный запас, учить выявлять главную мысль произведения, вести диалог, способствовать и поддерживать детей в высказывании своего мнения по предложенной теме.
Развивающие: развивать мышление и умение анализировать, развивать слуховое восприятие, совершенствовать связную речь и память детей.
Воспитательные: воспитывать доброту, культуру общения, воспитывать умение признавать свои ошибки и исправлять их, бережное и уважительное отношение к окружающему миру, закреплять в сознании детей золотое правило морали.
Необходимое оборудование и материалы:
Стульчики, расставленные полукругом по количеству детей, если позволяет РППС, то дети могут сесть на ковер или подушки напротив воспитателя, стол, доска, иллюстрации к словарным словам, изображения хлеба, коробка черного цвета, в ней - свежий теплый хлеб, колонки, ноутбук, мелодия из игры «Что? Где? Когда?». Предварительно на доске нарисовать большое красное сердце и закрыть его листами бумаги серо-голубого цвета, стилизованными под кусочки льда.
Ход занятия:
Вводная часть: Звучит музыка из телеигры, воспитатель выходит с «черным ящиком». В: «Ребята, здесь лежит кое-что очень важное и ценное, хотите узнать что там? Тогда рассаживайтесь скорее по свободным местам»
В: «Загадки помогут вам понять, что лежит в этом ящике:
***
Тарелка супа меж локтями,
А он в руках у всех ломтями.
Без него, как видно.
Не вкусно и не сытно! (Хлеб)
***
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
***
На одном большом заводе,
Он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи
Выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед,
Ведь к обеду нужен. (Хлеб)»
Воспитатель показывает на ящик: «Так что лежит здесь?» - ответы детей
В. : «Очень похоже, что хлеб, но давайте проверим, к правильному ли выводу вы пришли? Кто первый подойдет?»- дети по очереди подходят и нюхают то, что лежит в коробке, каждый описывает аромат.
После того как желающие продегустировали аромат и дали ответы, воспитатель достает и демонстрирует детям нарезанный хлеб, предлагает каждому ребенку назвать по одному слову, характеризующему хлеб. (Какой хлеб… Ароматный, черный, белый, мягкий и т. д.)
В. : «А почему хлеб – это важное и ценное?»– ответы детей
Физминутка «Колосок»
Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)
Он ни низок, ни высок, (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх и качают ими вправо и влево)
Закачался колосок.
А мы в поле придем, (Ходьба на месте)
Колоски соберем (Наклоны)
Муки натолчем (Кулаком одной руки стучат о ладонь другой)
Каравай испечем. (Соединяют руки перед собой, как будто несут большой, круглый каравай)
Гостей приглашаем, караваем угощаем! (Руки вперед ладонями вверх, словно преподносят что-то)
Основная часть:
В. : «Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой «Теплый хлеб». Написал ее писатель Паустовский Константин Георгиевич, спустя 9 лет после победы нашей страны в Великой Отечественной Войне. События, описанные в сказке, происходят во время Гражданской войны, которая была раньше ВОВ, но и это было очень трудное и голодное время для всего государства»
Словарная работа:
В. : «В этой сказке вы услышите такие слова:»
Кавалеристы – род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь;
Околица - край деревни;
Плотина – сооружение из земли, камня, железа, бетона и т. п., устраиваемое поперек реки для поднятия уровня воды или поперек оврага для образования искусственного пруда, также можно назвать запрудой;
Удила - это прикрепленное к ремням железо, которое вкладывается в рот лошади;
Картуз - мужской головной убор;
Вороной конь – это конь, у которого черный цвет шерсти, гривы и хвоста.
Чтение сказки
Вопросы по содержанию сказки.
- В каком населенном пункте происходит действие сказки? (в Бережках)
- Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)
- Кто вылечил раненого коня? (мельник Панкрат)
- Почему конь ходил по дворам? (у Панкрата не было возможности прокормить коня, поэтому он отпускал его самостоятельно добывать себе пропитание)
- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
- Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)
- Как изменилась погода после этого? (поднялась метель, наступил сильный мороз)
- Что случилось в этой деревне 100 лет назад? (такой же мороз, а потом голод)
- Почему пришел мороз в деревню? (Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)
- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)
- У кого, по мнению бабки, можно спросить совета? (у Панкрата)
- Что придумал Филька? (продолбить лёд на реке) Получилось у него? Кто ему помогал? (да, получилось, помогали мальчишки, старики и яркое солнце)
- Кто был свидетелем разговора? (сорока)
- Какую роль сыграла сорока в этой сказке? (позвала теплый ветер)
- Как Филька и конь помирились? Что принес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)
В. : «Эта сказка рассказывает нам о том, что все в руках людей, от наших поступков зависит то, что будет завтра. Добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» [4] и побеждают «злобу людскую». [4] К. Г. Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и сумел исправиться. Это отображается и в природе: в самом начале произведения «зима стояла тёплая», [4] затем наступил «лютый мороз», [4] и вот «запахло весной». [4] Растопив лед на реке, Филька открыл свое сердце, а хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что был согрет его теплом. К. Г. Паустовский учит нас не совершать плохих поступков, а случившееся «злодейство» [4] признавать и исправлять.
В. : «Дети, как вы считаете пословица: «Умел ошибиться – умей и поправиться» подходит к данной сказке?» – ответы детей
Дыхательная гимнастика с элементами самомассажа «Какой бывает ветер и мороз»
Дети встают на ноги и выполняют движения в соответствии со словами воспитателя:
- Какая была погода вначале сказки? – дети стоят спокойно
- Какой подул ветер, когда Филька обидел коня? Какой наступил мороз? – дети сильно дуют, легко щипают себя за щеки, за уши, за нос, за пальцы рук, предплечья, вдоль ног.
- Какой ветерок подул, когда люди начали долбить лед на реке? – дети дуют не сильно, ровно
- Как закрутилось мельничное колесо в воде? – дети крутят вперед руками, согнутыми в локтях.
- Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке) – спокойно опустили голову и закрыли глаза.
Заключительная часть:
В. : «В этом мире огромном,
В котором живем я и ты,
Не хватает тепла,
Не хватает людской доброты.
Пусть не ставят нам в школе оценок
За щедрость души,
Ты однажды возьми и
Добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемящем запахнет весной,
И тогда на Земле станет больше улыбкой одной.
Ребята, давайте подумаем и назовем какие добрые дела могут сделать человека лучше, а вместе с ним и весь мир?» - дети называют доброе дело и по одному снимают лед с сердца, нарисованного на доске, когда сердце полностью откроется, воспитатель обращает на это внимание детей и говорит: «Посмотрите, у вас получилось добрыми мыслями разморозить такое большое сердце! А значит, если вы всегда будете по-доброму относиться к миру, то и для вас мир всегда будет добрым. Согласны?» - ответы детей.
В. : «Всем большое спасибо за хорошую работу, можете идти играть» - дети расходятся.