МААМ-картинки

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение литературной сказки «Теплый хлеб»

Каролина Самсонова
НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение литературной сказки «Теплый хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: обогащение литературного багажа детей, способствование эмоциональному отклику детей и осознания глубокого смысла литературной сказки Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб», инициирование диалога с детьми, активизация речи дошкольников, совершенствование когнитивных способностей.

Задачи:

Темочки:

Обучающие: познакомить детей с новым литературным произведением — сказкой «Теплый хлеб», учить отвечать на вопросы по содержанию текста, совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарный запас, учить выявлять главную мысль произведения, вести диалог, способствовать и поддерживать детей в высказывании своего мнения по предложенной теме.

Развивающие: развивать мышление и умение анализировать, развивать слуховое восприятие, совершенствовать связную речь и память детей.

Воспитательные: воспитывать доброту, культуру общения, воспитывать умение признавать свои ошибки и исправлять их, бережное и уважительное отношение к окружающему миру, закреплять в сознании детей золотое правило морали.

Необходимое оборудование и материалы:

Стульчики, расставленные полукругом по количеству детей, если позволяет РППС, то дети могут сесть на ковер или подушки напротив воспитателя, стол, доска, иллюстрации к словарным словам, изображения хлеба, коробка черного цвета, в ней - свежий теплый хлеб, колонки, ноутбук, мелодия из игры «Что? Где? Когда?». Предварительно на доске нарисовать большое красное сердце и закрыть его листами бумаги серо-голубого цвета, стилизованными под кусочки льда.

Ход занятия:

Вводная часть: Звучит музыка из телеигры, воспитатель выходит с «черным ящиком». В: «Ребята, здесь лежит кое-что очень важное и ценное, хотите узнать что там? Тогда рассаживайтесь скорее по свободным местам»

В: «Загадки помогут вам понять, что лежит в этом ящике:

***

Тарелка супа меж локтями,

А он в руках у всех ломтями.

Без него, как видно.

Не вкусно и не сытно! (Хлеб)

***

Вот он – тёплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол –

Он пожаловал – пришёл.

В нем – здоровье, наша сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло! (Хлеб)

***

На одном большом заводе,

Он - и не кирпичный вроде,

В огнедышащей печи

Выпекают кирпичи.

Я кирпич купил в обед,

Ведь к обеду нужен. (Хлеб)»

Воспитатель показывает на ящик: «Так что лежит здесь?» - ответы детей

В. : «Очень похоже, что хлеб, но давайте проверим, к правильному ли выводу вы пришли? Кто первый подойдет?»- дети по очереди подходят и нюхают то, что лежит в коробке, каждый описывает аромат.

После того как желающие продегустировали аромат и дали ответы, воспитатель достает и демонстрирует детям нарезанный хлеб, предлагает каждому ребенку назвать по одному слову, характеризующему хлеб. (Какой хлеб… Ароматный, черный, белый, мягкий и т. д.)

В. : «А почему хлеб – это важное и ценное?»– ответы детей

Физминутка «Колосок»

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)

Он ни низок, ни высок, (Постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх и качают ими вправо и влево)

Закачался колосок.

А мы в поле придем, (Ходьба на месте)

Колоски соберем (Наклоны)

Муки натолчем (Кулаком одной руки стучат о ладонь другой)

Каравай испечем. (Соединяют руки перед собой, как будто несут большой, круглый каравай)

Гостей приглашаем, караваем угощаем! (Руки вперед ладонями вверх, словно преподносят что-то)

Основная часть:

В. : «Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой «Теплый хлеб». Написал ее писатель Паустовский Константин Георгиевич, спустя 9 лет после победы нашей страны в Великой Отечественной Войне. События, описанные в сказке, происходят во время Гражданской войны, которая была раньше ВОВ, но и это было очень трудное и голодное время для всего государства»

Словарная работа:

В. : «В этой сказке вы услышите такие слова:»

Кавалеристы – род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь;

Околица - край деревни;

Плотина – сооружение из земли, камня, железа, бетона и т. п., устраиваемое поперек реки для поднятия уровня воды или поперек оврага для образования искусственного пруда, также можно назвать запрудой;

Удила - это прикрепленное к ремням железо, которое вкладывается в рот лошади;

Картуз - мужской головной убор;

Вороной конь – это конь, у которого черный цвет шерсти, гривы и хвоста.

Чтение сказки

Вопросы по содержанию сказки.

- В каком населенном пункте происходит действие сказки? (в Бережках)

- Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)

- Кто вылечил раненого коня? (мельник Панкрат)

- Почему конь ходил по дворам? (у Панкрата не было возможности прокормить коня, поэтому он отпускал его самостоятельно добывать себе пропитание)

- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

- Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)

- Как изменилась погода после этого? (поднялась метель, наступил сильный мороз)

- Что случилось в этой деревне 100 лет назад? (такой же мороз, а потом голод)

- Почему пришел мороз в деревню? (Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)

- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)

- У кого, по мнению бабки, можно спросить совета? (у Панкрата)

- Что придумал Филька? (продолбить лёд на реке) Получилось у него? Кто ему помогал? (да, получилось, помогали мальчишки, старики и яркое солнце)

- Кто был свидетелем разговора? (сорока)

- Какую роль сыграла сорока в этой сказке? (позвала теплый ветер)

- Как Филька и конь помирились? Что принес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)

В. : «Эта сказка рассказывает нам о том, что все в руках людей, от наших поступков зависит то, что будет завтра. Добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» [4] и побеждают «злобу людскую». [4] К. Г. Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и сумел исправиться. Это отображается и в природе: в самом начале произведения «зима стояла тёплая», [4] затем наступил «лютый мороз», [4] и вот «запахло весной». [4] Растопив лед на реке, Филька открыл свое сердце, а хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что был согрет его теплом. К. Г. Паустовский учит нас не совершать плохих поступков, а случившееся «злодейство» [4] признавать и исправлять.

В. : «Дети, как вы считаете пословица: «Умел ошибиться – умей и поправиться» подходит к данной сказке?» – ответы детей

Дыхательная гимнастика с элементами самомассажа «Какой бывает ветер и мороз»

Дети встают на ноги и выполняют движения в соответствии со словами воспитателя:

- Какая была погода вначале сказки? – дети стоят спокойно

- Какой подул ветер, когда Филька обидел коня? Какой наступил мороз? – дети сильно дуют, легко щипают себя за щеки, за уши, за нос, за пальцы рук, предплечья, вдоль ног.

- Какой ветерок подул, когда люди начали долбить лед на реке? – дети дуют не сильно, ровно

- Как закрутилось мельничное колесо в воде? – дети крутят вперед руками, согнутыми в локтях.

- Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке) – спокойно опустили голову и закрыли глаза.

Заключительная часть:

В. : «В этом мире огромном,

В котором живем я и ты,

Не хватает тепла,

Не хватает людской доброты.

Пусть не ставят нам в школе оценок

За щедрость души,

Ты однажды возьми и

Добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемящем запахнет весной,

И тогда на Земле станет больше улыбкой одной.

Ребята, давайте подумаем и назовем какие добрые дела могут сделать человека лучше, а вместе с ним и весь мир?» - дети называют доброе дело и по одному снимают лед с сердца, нарисованного на доске, когда сердце полностью откроется, воспитатель обращает на это внимание детей и говорит: «Посмотрите, у вас получилось добрыми мыслями разморозить такое большое сердце! А значит, если вы всегда будете по-доброму относиться к миру, то и для вас мир всегда будет добрым. Согласны?» - ответы детей.

В. : «Всем большое спасибо за хорошую работу, можете идти играть» - дети расходятся.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел» Воспитатель: Ряполова П. С. Цель: совершенствовать знание детей о том, как хлеб пришел к нам на стол. Задачи: Образовательные: -закрепить.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Алёнушка-1» Г. Ершова Саратовской области Название : Конспект НОД по развитию речи в средней.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Интегрированное занятие с.

Конспект ООД по речевому развитию «Беседа по содержанию рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб»Конспект ООД по речевому развитию «Беседа по содержанию рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение литературной сказки «Теплый хлеб»
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 17:30
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение литературной сказки «Теплый хлеб»» (включая файлы) размещена пользователем Каролина Самсонова (УИ 578942) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД