Елена Панина
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну «Фольклор»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну «Фольклор».
Цель: формировать знания об устном народном творчестве.
Задачи:
- Закрепить малые фольклорные формы, представления о жанровых особенностей, назначении пословиц, поговорок, загадок.
- Формировать умение детей понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, отгадывать загадки, построенные на описании; рассказывать потешки;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие в страну „Фольклор“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Формировать выразительность, точность речи.
- Развивать речевую активность детей.
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству, уважение к памяти предков.
- Воспитывать любовь к Родине и своему народу, желание познавать прошлое своей страны.
- Воспитывать чувство патриотизма через приобщение дошкольников к устному народному творчеству.
Предварительная работа: Разучивание пословиц, поговорок, потешек, загадок, драматизация сказок.
Ход.
В. – Проходите, добры молодцы да красны девицы. Поприветствуйте гостей дорогих, как это было принято на Руси.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются и кланяются)
Веселья Вам да радости!
Давно мы Вас ждём- поджидаем, занятие без Вас не начинаем. (садятся на стульчики).
Воспитатель: Готовы ли вы, ребятушки?
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами будем путешествовать по необычной, удивительной стране, а называется эта страна - Фольклор.
Воспитатель: - Фольклор- это устное народное творчество.
Воспитатель: - А что входит в устное народное творчество?
Д. - Пословицы, потешки, сказки, считалки, поговорки, частушки, загадки, скороговорки, небылицы, дразнилки.
Воспитатель: Путешествуя по удивительной стране «Фольклор», мы побываем в разных городах.
Воспитатель: На чем мы отправимся в удивительную страну? (на самолете). Логоритмика «Самолет».
Воспитатель. - И первая наша остановка будет в городе Пословица. (на интердоске включаю иллюстрацию- потешки)
Воспитатель. - Проходите ребятушки дорогие. (садятся на стульчики)
В народе говорят: “Речь без пословицы – всё равно, что еда без соли”.
Ребята, а еда без соли бывает вкусная?
Дети: Нет, еда без соли невкусная.
Воспитатель: Что же такое пословица?
Д: Пословица- это устное народное творчество.
Воспитатель. - короткое, мудрое выражение с поучительным смыслом.
Воспитатель. - А пословицы вы какие-нибудь знаете? Расскажите.
1. Не зная броду, не суйся в воду.
2. Готовь сани летом, а телегу – зимой.
3. Кашу маслом не испортишь.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. Куда иголка – туда и нитка.
6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень много пословиц вы знаете.
Воспитатель. - Вот мы все знаем пословицы. Но пословицы – это не просто наша речь. Пословицы советуют, поучают, наставляют, предупреждают.
Воспитатель. - Объясните смысл пословиц.
1. Один за всех, все за одного.
Д. - (Эта пословица о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу, они поддерживают друг друга в беде.)
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
(Эта пословица о том, что хорошо иметь много друзей, дружба дороже денег, богатства.)
Воспитатель. – Молодцы. Отправляемся дальше. На каком транспорте мы поедем в другой город? (на машине).
Координация речи с движением
Едем, едем на машине, (крутят руль
Нажимаем на педаль. (нажимают одной ногой на педаль
Газ включаем, выключаем. (нажимают двумя ногами попеременно на педали
Смотрим пристально мы вдаль. (прикладывают руку ко лбу
Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота! (имитация движения дворников руками
Едем, едем на машине (крутят руль
Мы шоферы – хоть куда! (показывают большой палец
Воспитатель. - Давайте остановимся в городе Потешка (на интердоске включаю иллюстрацию – потешка).
Воспитатель. – Что же такое Потешка?
Д. -это веселое произведение устного народного творчества. Потешками потешали, забавляли детей. (помогаю детям объяснить).
Воспитатель. – А какими потешками вас забавляли родители? («Ладушки», «Водичка, водичка,», «Идет коза рогатая.», «Ты мне ручки подай», «Сорока, белобока.») /дети рассказывают потешки.
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет -
Забодает,
Забодает,
Забодает!
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдём,
Где водичка найдём!
Воспитатель. - Молодцы, много знаете потешек. Давайте вместе вспомним про Сороку- белобоку, которая кашу варила.
(Показываем на ладошке)
Сорока, сорока,
Сорока белобока,
Кашку варила
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала
Дрова не рубил, печку не топил,
Воду не носил.
Ничего не дадим.
Воспитатель. –А сейчас мы отправляемся в путь. Вот несчастье колесо спустило, надо накачать колесо и едем дальше.
Дыхательное упражнение «Накачаем колесо»
И. п. : дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку насоса.
Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». (потом садимся в машину и проговариваем -
Едем, едем на машине (крутят руль
Мы шоферы – хоть куда! (показывают большой палец
Воспитатель. - А теперь я предлагаю вам в город Загадок заглянуть (на интердоске включаю иллюстрацию – загадка).
Воспитатель. - Ребята, а что такое загадка?
Д. - Загадка- это устное народное творчество, выражение, которое нуждается в разгадке.
Воспитатель. – Вот сейчас мы узнаем, кто умеет отгадывать и загадывать загадки. Кто смелый, выходите и загадайте свою загадку. (дети загадывают загадки).
1. Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья. (Осень)
2. Белое одеяло
Землю одевало
Солнце припекло
Одеяло убежало. (Снег)
3. Не огонь, а греет.
Не лампа, а светит
Как мячик, круглое
Как тыква желтое (Солнце)
4. Зеленая, но не огурчик
Прыгает, но не кузнечик” (лягушка)
5. Серый, но не мышка,
Страшный, но не медведь” (волк)
Воспитатель. - Молодцы, ребята. А сейчас отправляемся в другой город «Город сказок». «Логоритмика с кольцами су-джок «Машина») (на интердоске включаю иллюстрацию – Сказки).
Воспитатель. - В этом городе мы с вами покажем сказку «Репка». (надеваем маски для драматизации сказки).
(дети по ролям показывают и рассказывают сказку).
Воспитатель. - Молодцы, интересно было смотреть вашу сказку. Что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии? (ответы детей).
Воспитатель. - Вот и заканчивается наше путешествие. Но страна, Фольклор, по которой мы с вами путешествовали, такая огромная и поучительная, и мы не раз ещё посетим её и встретимся со всеми её жанрами, которые научат нас уму- разуму.
Воспитатель. - Пришла пора и с гостями прощаться.
До свиданья, гости дорогие!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!