Светлана Карева
НОД по развитию речи «Таня не боится мороза» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский сад комбинированного вида №5 «Подсолнушек»
НОД по развитию речи в средней группе «Радуга» «Таня не боится мороза»
Воспитатель Карева С. М
Возрастная группа Средняя группа
Область «Речевое развитие»
Тема НОД Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»
Интеграция образовательных областей
Публикация «НОД по развитию речи „Таня не боится мороза“ (средняя группа)» размещена в разделах
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».
«Художественно – эстетическое развитие»
Цель: Развитие у детей связной речи
Образовательные задачи:
- формировать умения составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, через использование схемы - модели
Развивающие задачи :
- развивать связную монологическую речь
- развивать уверенность в составлении рассказа по картине
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание эмоционально откликаться на красоту природы
- воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности при составлении рассказа
Речевые задачи:
- упражнять в подборе определений к словам: зима, снег, снежинка
- упражнять в подборе слов на заданный звук С.
Предварительная работа с детьми
Рассматривание: альбома «Зима», серии картинок; картин «Дети на прогулке», «Зима»; игра «Идём на прогулку»;
дидактическая игра «Когда это бывает?», «Составь рассказ».
Дидактическое обеспечение НОД
Снеговик, фильм о зиме, загадки.
Демонстрационный: картина «Таня не боится мороза»,
Раздаточный: схемы-модели, карты к ним, клей, клеенки, снежинки, глазки, нос, рот, колпачки.
Методы и приё мы:
Практические - игровое упражнение «Назови слово», игра «Загадаю - отгадай», физминутка «Прогулка».
Наглядные: рассматривание картины, показ образца
Словесные: художественное слово, рассказ воспитателя, рассказы детей с помощью схем-моделей.
Этапы работы
Вводная часть:
организационный этап
1. Организационный этап: Дети стоят полукругом «Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
- Посмотрите, ребята, у нас сегодня много гостей, давайте и их поприветствуем
у нас еще гость - снеговик.
- Ему было скучно стоять во дворе, вот и заглянул к нам. Давайте, с ним поиграем. Игра называется «Загадаю – отгадай». Запомните ее название. Для этого проговорите шепотом «Загадаю – отгадай». Арина, как называется игра? (спросить нескольких детей)
Игра «Загадаю – отгадай»
(дети отгадывают загадки и подбирают прилагательные к отгадкам - снег, снежинка, зима).
• Подморозило вчера,
Налетела мошкара.
И от этой мошкары,
Стали белые дворы.
Что это? (снег)
- Как можно сказать про снег, какой он?
(белый, пушистый, мягкий, холодный, колючий, блестящий)
• Странная звёздочка упала,
Мне на ладошку легла и пропала.
О чём загадка? (о снежинке)
- Как можно сказать про снежинку, какая она?
(легкая, пушистая, резная, колючая, воздушная, блестящая, холодная, хрупкая)
• Дел у меня немало,
Я белым одеялом.
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня (зима)
- Как можно сказать про зиму, какая она?
(холодная, морозная, снежная, лютая, волшебная, красивая)
- Молодцы, ребята, справились с загадками. Посмотрите, что для вас приготовил Снеговик, красивое видео о своем любимом времени года. Фильм о зиме
2. Основная часть. Мотивационно-ориентировочный этап:
-Милый снеговик, ребята, у меня для вас тоже подарок, это картина. По ней, мы будем составлять рассказ.
- Эту девочку зовут Таня. Несмотря на мороз, она всё время выходит на прогулку.
Познакомьтесь с нашей Таней –
Ей пошел четвертый год.
Таня рано утром встанет,
И гулять она пойдет.
Давайте начнем составлять рассказ, заодно и Снеговика научим. Он сказал мне по секрету, что не умеет составлять рассказы.
Рассматривание картины:
-Какое время года изображено на картине? (зима)
-Почему вы так думаете? (лежит снег на земле, деревьях)
-Кто нарисован на этой картине? (девочка Таня)
-Как одета девочка? (тепло, потому что на улице холодно)
-Во что она одета:
какая шапочка? (тёплая, вязаная)
какое пальто? (красивое, зимнее)
какие сапожки? (коричневые, тёплые)
какие варежки? (пушистые, мягкие, шерстяные)
-Снеговику очень понравилось, как вы отвечали, но ему стало жарко, давайте немного прогуляемся.
Физ. минутка «Прогулка»
На дворе мороз и ветер,
Во дворе гуляют дети. (шагают)
Ручки потирают,
Ручки согревают. (потирают руки друг о друга)
Чтоб не зябли ножки,
Потопаем немножко. (топают)
Нам мороз не страшен, (хлопают в ладоши)
Весело мы пляшем. (кружатся)
- Хорошо прогулялись, и снеговику стало прохладнее. Пройдите, пожалуйста, за столы.
3. Практический этап:
- Я расскажу вам рассказ, про девочку Таню, поможет мне схема – модель.
В зимний морозный день Таня захотела выйти на прогулку. Она надела зимнее зелёное пальто. На голову надела шапку, не забыла шарфик и тёплые, пушистые варежки связанные мамой. На ножки Таня надела мягкие, удобные валеночки. Взяла девочка ведёрко, лопатку, сани и пошла во двор. Вышла Таня на улицу, а там белый, пушистый, свежий снежок. Хоть и холодно зимой, Таня мороза не боится! (затем свою схему убирает).
- А теперь вы выложите на столе схему – модель и расскажите свой рассказ. Кто готов?
(Дети выкладывают схему-модель и рассказывают свои рассказы по картине.
Опрос 3-4 человек)
Воспитатель хвалит детей за интересные рассказы.
- Давайте поиграем еще в одну игру. Игра «Назови слово». Запомните ее название. Для этого проговорите шепотом «Назови слово».
- Кто больше назовёт зимних слов начинающихся на звук С;
Снег, снежинка, снеговик, сугроб, салазки, снегопад,
снегоход, снегирь, синица, Снегурочка, сосулька.
- Молодцы, вот вам за это снежинки.
4. Продуктивная деятельность
- У меня есть предложение, давайте, снежинкам приклеим глазки, ротик, носик и вот такой интересный колпачок. И подарим их нашему гостю.
5. Заключительная часть. Рефлексивно-оценочный этап:
- Кто заглянул к нам в гости? Чему мы учили Снеговика? Чей рассказ вам понравился?
- Что вам понравилось больше всего?