Дарья Жабина
НОД по развитию речи по мотивам сказки И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи по мотивам сказки И. С. Соколова-Микитова .
Оренбургский Государственный Педагогический Университет
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Направление деятельности: «Развитие речи».
Образовательная область «Познание», «Коммуникация».
Тема: «Листопадничек».
Возрастная группа: подготовительная.
Подготовила:
Жабина Д. А.
студентка 5 курса ДиНО
Оренбург – 2012
Тема: «Листопадничек».
Цель: продолжать развивать речь дошкольников.
Публикация «НОД по развитию речи по мотивам сказки И, С, Соколова-Микитова „Листопадничек“,» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Задачи:
Образовательные:
- повышать уровень культуры речи у детей.
- формировать умение у детей запоминания и рассказывания сказки по предметам-заместителям.
- способствовать обогащению и уточнению представлений о природе.
- формировать умение самостоятельно проверять правильность выполнения задания.
- способствовать обогащению детского словаря.
- формировать интерес к сказкам.
Воспитательные:
- воспитание чувства взаимопомощи, самостоятельности и любознательности.
- воспитывать заботу и любовь к природе, животным.
Развивающие:
- Развитие навыков связного высказывания.
- Развивать умение рассказывать сказку по предметам заместителям.
- Развивать воображение и творческую активность.
- Развивать логическое мышление, память у детей.
Приемы руководства деятельностью детей в НОД:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: чтение сказки о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций «Лесные жители».
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: планирование, беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, физминутка.
3. Приемы поддержания интереса у детей: выставление предметов-заместителей, ситуация выбора, чередование видов детской деятельности.
4. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместный выбор педагога и детей лучшего пересказа сказки.
Создание среды для организации и проведения НОД:
В группе создается
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Трудовая.
Познавательная.
Продуктивная.
Художественное творчество.
Чтение художественной литературы.
Физическая
Планируемые е результаты:
Личностные: вежливость, отзывчивость, предприимчивость, взаимопомощь.
Интеллектуальные:
- логичность и последовательность речи;
- проявление сообразительности;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности;
Критерии оценки деятельности детей в НОД
1. Проявляет активность в постановке цели.
2. Самостоятельность в принятии решений и выбора способа действий
3. Обращается за помощью к взрослому, детям и оказывает ее своим сверстникам
4. Сопереживание за сверстника.
5. Моделирует фрагмент сказки.
6. Задает вопросы.
7. Пересказывает фрагмент сказки.
Интеграция образовательных областей:
Интегративные бласти. Решаемые задачи
Познание. Рассказ о жизни животных в разное время года. Сконцентрировать внимание на
прочтение сказки И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Социализация Помогать друг другу, в выборе рисунка к фрагменту сказке. Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.
Продумать модель рисунка для пересказывания сказки с помощью взрослого или сверстников.
Коммуникация Беседа. Вопросы по сказке.
Коммуникативная игра. (С) Совместная замена героев из сказки предметами заместителями.
Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет фрагменты сказки для каждого ребенка);
Музыка Осенние звуки – шорох листьев. Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения, выполнять музыкально – ритмичные движения.
Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Художественное творчество Составление пересказа по собственному рисунку. (П) Развивать речь детей, творческие способности во время рисования, (а также мелкая моторика рук) и воображение при пересказывании рассказов.
Физическая культура Физминутка: «Зайчик делает зарядку». Эмоциональный и физический отдых детей.
Чтение художественной литературы Сказка И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек» (П) Заинтересовать детей. Побуждать интерес к прочтению книг.
Труд «Летние и осенние листья». Эмоциональный отдых детей. Закрепление знаний о разницы во временах года.
План НОД
1. Вводная часть:
Эмоциональный настрой.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
2. Основная часть:
Чтение сказки.
Беседа по сказки.
Выставление героев (заместителей)
Зарисовка фрагментов.
Пересказ сказки по фрагментам.
3. Заключительная часть:
Итог занятия:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Длительность НОД: 37 минут.
1. Вводная часть.
Эмоциональный настрой.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Анализ обследование, выводы.
- Ребята, совсем недавно мы ходили с вами в краеведческий музей. Каких животных нашей области вы там видели?
- Зайцы, бобры, волки.
- А вы знаете, что многие авторы посвящали свои сказки именно животным, а художники до сих пор рисуют лесных жителей. Вои и мы с вами сейчас прочитаем сказку И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Коммуникация
Познание
Социализация
2. Основная часть.
Задания для детей.
Планирование.
Составление рассказов детьми.
Физкультурная пауза
Образец составления рассказа.
Мотивация на продуктивную деятельность.
Педагог читает сказку.
В:- О ком же эта сказка?
Д:- О зайчатах-листопадничках.
В:- А почему их так называют?
Д:- Потому что они родились осенью, когда с деревьев падают листья, листопад.
В:- Ребята, зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как же называют зайчат каждого выводка? Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст, летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники».
(наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели).
1. В:- Чем занимались зайчата каждое утро?
Д:- Смотрели на журавлей.
В:- Как понять долговязые журавли?
Д:- высокие, нескладные, худощавые.
В:- О чём мечтал самый маленький зайчонок?
Д:- Улететь вместе с журавлями в теплые края.
-Так о чем же эта часть?
Д:- О мечте листопадничка.
2. В:- Почему журавли стали собираться к отлёту в тёплые страны?
Д:- Пришла осень, на улице стало холодно.
В:- Что слышалось зайчатам в крике журавлей?
Д:- Будто они прощаются с ними и кричат: «Прощайте, милые листопаднички!».
В:- Чем же в это время занимались другие звери?
Д:- Строили норы, берлоги, жилища на зиму.
В:- Как стало в лесу?
Д:- Грустно, тихо, одиноко.
В:- Ребята, (у педагога на столе гербарий из летних и осенних листьев, я всегда собираю листочки летом и осенью, а сегодня они у меня случайно перепутались, помогите мне разобраться, какие листья собраны летом, а какие зимой? Подходите к столу и разделите их. (включается шорох листьев).
В:- Спасибо, ребята. Так о чем же эта часть сказки?
Д:- О подготовке животных к зиме.
3. В:- А чего испугался Листопадничек?
Д:- Что придут холода и он замерзнет.
В:- И что же задумал маленький зайчонок?
Д:- Искать теплый мягкий дом, где можно переждать зиму.
В:- Куда же он отправился? И кого встретил?
Д:- Он бежал по лесу, и увидел как бобры строят хатку на зиму. Он попросился на зиму к ним, и они его взяли к себе.
В:- Этот фрагмент сказки о встречи зайчонка с бобрами.
4. В:- Почему же затосковал зайчонок в хатке бобров?
Д:- Ему захотелось домой к родной маме. Он совсем не умел плавать. И у бобров он ел горькую кору, а ему хотелось покушать сладкой редьки.
В:- Какое решение он принял?
Д:- Убегать от бобров к маме. Сначала у него не получилось, так как выход был только из воды. Но когда был потоп, бобер вытащил его на своей спине на берег. И он сразу побежал к маме.
В:- А как вы считаете, а почему автор именно так закончил историю про зайчонка?
-Что он хотел сказать своим читателям?
В:- В гостях хорошо, а дома лучше!
В:- Поиграем:
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки.
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек.
“Хвостиком повилял и обратно поскакал.
В:- Итак, мы с вами разделили сказку на 4 части. Давайте обозначим каждого героя сказки.
Начнем с главных героев. Как мы обозначаем зайчат?
Д:- Серые маленькие кружочки это зайчата, а серый большой круг – это мама-зайчиха (на доску выставляются круги).
В:- Как обозначим бобров? А маленьких бобриков?
Д:- Коричневые большие кружочки бобры, а маленькие коричневые бобрики. (выставляются коричневые круги).
В:- Журавлей?
Д:- Черные треугольники (выставляются треугольники).
В:- А теперь мы с вами разделимся на 4 команды, каждая из которой будет рисовать фрагмент из сказки.
(первая команда рисует начало сказки, вторая – второй фрагмент сказки, следующая команда – 3 фрагмент, и четвертая команда рисует последний фрагмент сказки). Рисунки в виде моделей, из обозначенных нами заместителей.
- Молодцы, я вижу все справились.
Итак, начинаем сказку:
В:- Маша, выходи со своим рисунком. Покажи что ты нарисовала?
Д:- Я нарисовала семью листопадничков (ребенок начинает пересказ первого фрагмента).
В:- Спасибо, продолжаем сказку, Степан, прошу.
С:- Я нарисовал как семья листопадничков смотрит на журавлей (рассказывает второй фрагмент).
В:- Спасибо, Ира продолжает.
И:- Я нарисовала семью бобров и Листопадничка (продолжает пересказ).
В:- Спасибо, и заканчивает сказку, Глеб.
Г:- Я нарисовал семью листопадничков, в центре которой маленький зайчонок (заканчивает пересказ сказки).
В:- Спасибо, на этом наша сказка закончилась.
Понравилась вам сказка?
Д:- Да, понравилась.
В:- А чей пересказ вам понравился больше всего? Почему?
Д:- Мне понравился пересказ Глеба, потому что он последовательно, четко пересказал свой отрывок сказки.
Педагог опрашивает каждого ребенка (по эпизодам) пересказать сказку по собственной схеме-иллюстрации.
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
В:- Как вы думаете, а почему автор именно так закончил историю про зайчонка?
Что он хотел сказать своим читателям? Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше!»
- Спасибо, за внимание!