Дарья Толстухина
Литературная гостиная «Вечер загадок» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи. Литературная гостиная «Вечер загадок».
Придумывание загадок. Занятие для детей подготовительной группы.
Публикация «Литературная гостиная „Вечер загадок“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2017
Цель: познакомить детей с историей возникновения загадок; дать характеристику загадке как «замысловатом поэтическом описании, какого – либо предмета или явления, испытывающего сообразительность отгадывающего»; развивать умение и желание сочинять загадки, интерес к жанрам художественной литературы, словотворчеству.
Предварительная работа: отгадывание загадок, наблюдение за окружающим миром, составление загадок по схемам, выполнение домашнего задания.
Словарная работа: загадка – малое литературное произведение, жанр х/л, старина.
Материалы к занятию: выставка книг загадок, презентация «История загадок», рисунки загадок в конвертах.
Ход НОД.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какую книгу я нашла у нас на полке. Какая она яркая и красивая. Послушайте, что в ней напечатано. (Чтение загадок). Что я вам сейчас прочитала?
Дети: Загадки.
Воспитатель: Да, верно.
Хоть я еще, конечно, мал –
Недолго голову ломал,
И вот пришла она – отгадка
Хорошая была (загадка).
Дети, так что же такое загадка?
Дети: Загадка – это задача, которую надо решить. Предмет загадки не назван, но даются его признаки, действия и назначения, по которым надо найти отгадку. (ответ сборный, возможно потребуются дополнительные вопросы).
Воспитатель: Вы правы, загадка – это задача, которую надо решить, а еще – это малое по форме литературное произведение, жанр х/л, описывающее предметы или явления, заключающего в себе задачу или вопрос. Отгадать загадку, значить найти решение задачи, ответить на вопрос. А, как возникла загадка, вы знаете, расскажите? (ответы детей). Не знаете! Я думаю, вам будет очень интересно узнать историю загадки, которую я вам сейчас расскажу и даже немного покажу.
Рассказ воспитателя: Давным-давно в старину люди начали создавать загадки. Чтобы составить загадки и разгадать их, людям требовалось много наблюдать за окружающим их миром (предметами и объектами, различными явлениями). Загадка развивала у людей наблюдательность, учила их мыслить. (2–й слайд). В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов тайного языка, чтобы скрыть свой мысли, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. (3-й слайд). К тайной речи прибегали: охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных не известными вам словами, а загадками, т. е. замысловатым описанием, которое надо было расшифровать (отгадать). Это были народные загадки. (4-й слайд). Существовала такая традиция: старики загадывали младшим загадки в определенном порядке. Сначала о человеке, потом о доме, о вещах, о дворе, о саде, о огороде, лесе, реке и в самом конце о жизни. (6 –й слайд). Содержание загадок отражало жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта. (7-й слайд).
Устаревали и отживали загадки, отражающие прошлую жизнь человека.
Без рук, без ног,
все толк да скок. (люлька).
Летом обута,
зимой разута. (соха). (8-й слайд).
С развитием человека, изменилась его жизнь, она стала богаче и разнообразнее. Изменились и загадки, в них рассказывается о достижениях культуры человека, его быта. (9-й слайд)
Пыль увижу - заворчу
Заворчу и проглочу. (пылесос).
Музыкант, певец, рассказчик.
А всего кружок да ящик. (магнитофон).
Крыльев нет, но это птица
Полетит и прилунится. (ракета).
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какие загадки бывают?
Дети: Загадки бывают разные : о животных, растениях, предметах, длинные, короткие, в одну строку, народные и литературные.
Воспитатель: Вы правы. При этом предмет в загадке не называется, нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы легко можно было догадаться, в загадке говорится, на что предмет похож, или его называют таким метким словом, что сразу понятно, что это такое. (10 –й слайд)
Мягок, но не пух.
Зелен, но не трава.
Звери едят, но не ягода. (Мох)
Эй, звоночки, синий цвет –
С язычком, а звону нет. (колокольчики)
У кого одна нога,
Да и та без башмака. (гриб)
В загадках предметы сравниваются с другими. (11-й слайд)
Овальная, но не яйцо.
Коричневая, но не картошка.
Шершавая, но не кора.
На кедре растет, но не иголка. (шишка)
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (еж)
Воспитатель: Дети, что это? (шишка). Правильно. Как вы догадались?
Физкультминутка «Покажи отгадку».
Физкультминутка проходит в виде игры «Покажи отгадку» : воспитатель говорит загадку, а дети показывают движениями, желательно музыкальное сопровождение.
1. Летом бродит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь).
2. Прыг-скок, прыг-скок,
Длинное ушко – белый бок. (заяц).
3. Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра.
Знают звери все в лесу
Ярко-рыжую (лису).
4. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (бабочка).
5. Танцевать он всем велит,
Песни петь заставит.
Всех подряд он веселит,
Устали не знает.
Он века у нас живет,
Дружный, шумный (хоровод).
Взявшись за руки, водим хоровод, останавливаемся и беседуем в кругу.
Воспитатель: С давних пор на Руси любили отгадывать загадки. Если человек отгадывал загадку, то его считали умным, сообразительным. И даже устраивали «вечера загадок», которые проходили осенью по окончании сельскохозяйственных работ, т. е. уборки урожая. Садились люди вечерами целыми семьями, зажигали свечу и старшие загадывали младшим различные загадки : о человеке, одежде, доме, явлениях природы. Такие вечера были уроками народной мудрости. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, учили наблюдательности.
Вот и мы сегодня с вами проведем такой «литературный вечер – Вечер загадок». (12-й и 13-й слайды).
Дети с воспитателем проходят к «круглому столу» и рассаживаются на свои места. У каждого ребенка лежит конверт, где находится загадка, которую он придумал.
Воспитатель зажигает свечу и приглашает детей по очереди рассказать свою загадку о животном, которую они составляли и рисовали дома с родителями.
Литературная гостиная «Вечер загадок» (при зажженной свече).
Воспитатель: Дорогие дети сегодня в нашей литературной гостиной мы будем загадывать, и отгадывать ваши загадки, которые вы придумали с родителями дома. А затем, мы поместим ваши загадки в альбом «Загадочный теремок», который мы с вами начали заполнять на прошлых занятиях.
1. «Домашнее задание – загадки о животных».
Дети по очереди выходят и загадывают детям свою загадку, остальные ее отгадывают.
2. Составление альбома «Загадочный теремок».
Воспитатель: Я думаю, теперь мы можем поместить ваши загадки в наш альбом.
Рефлексия: Беседа – рассуждение «В чем польза загадок».
Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились. Чем сегодня мы с вами занимались? Что больше всего понравилось отгадывать загадки или самим придумывать? Почему? Дети, как вы думаете, какая польза от загадок?
Ответы детей.
Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.
Литература :
1. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И., 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», 1997. – Серия. :«Игра, обучение, развитие, развлечение».
2. Якубовская К. С., Загадки для маленьких умников и умниц – М. : РИПОЛ классик, 2009.
3. Аверина И. Е. Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие – М. : Айрис-пресс, 2009.
4. Илларионова Ю. Г., Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя детского сада – М. : Просвещение, 1985.
5. Ломбина Т. Н., Лукша В. Г., Рюкзачок с загадками : хорошая книга по развитию речи – Ростов н/ Д: Феникс, 2008. – (Познавайка).
6. Герасимова А. С., Жукова О. С., Кузнецова В. Г., Энциклопедия развития и обучения дошкольника – М:ЗАО «ОЛМА Медия Групп», 2012. – Серия «Программа развития и обучения дошкольника».