Любовь Илларионовна Зайцева
НОД для детей старшей группы компенсирующей направленности с использованием элементов мнемотехники «Про зелёного жука»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с использованием элементов мнемотехники
Тема "Про зелёного жука"
Цель: Закрепление знаний детей об особенностях жизни насекомых.
Задачи:
Обучающие: - закрепление знаний детей о характерных особенностях строения класса насекомых;
- продолжать анализировать, простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.
Публикация «НОД для детей старшей группы компенсирующей направленности с использованием элементов мнемотехники „Про зелёного жука“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Жук, жуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- учить отвечать на вопросы, активизировать память и внимание детей.
- обобщать словарный запас детей обобщающими словами.
Развивающие:
- развивать связную речь, память, внимание и логическое мышление.
- продолжать обучать детей отвечать на вопросы полным ответом
- закрепление знаний детей о характерных особенностях строения класса насекомых;
-развитие логического мышления - умения рассуждать и делать умозаключения;
-развитие связной речи, обогащение словарного запаса по теме-
" Насекомые";
-развитие зрительной памяти, умения рассказывать стихотворение, используя опорные сигналы;
Воспитывающие:
Воспитывать уважение и любовь к окружающему миру.
Методы и приё мы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы,
Дидактические материалы к занятию:
- плоскостные изображения цветов, жуков, бабочек;
- демонстрационные картинки с изображением насекомых,;
- мнемотаблица к стихотворению;
- пластиковые банки, насекомые (муравей, муха, бабочка, кузнечик,
- мяч,
--пособие по дыхательной гимнастике «бабочка».
Ход НОД:
1. Организационный момент:
Утренний сбор
Дети собираются в круг.
-1,2.3,4,5-становитесь в круг играть!
– Доброе утро, ребята. Вот и настал наш новый день. Я очень рада видеть вас всех. Поприветствуем друг друга.
-Собрались все дети в круг
Я твой друг
И ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
-Поздороваемся спинками (дети поворачиваются друг к другу спинами)
-У вас хорошее настроение? (Если у кого-то нет хорошего настроения, что можно сделать? (Улыбнуться, пожелать что-нибудь доброе, сделать комплимент)
- Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями?
- Ребята, а кто помнит наше правило при обмене новостями? ( Дети: «Говорим по- одному и внимательно слушаем друг друга»). Воспитатель внимательно выслушивает всех желающих поделиться новостями детей.
(общение детей друг с другом «Что я видел сегодня интересного по дороге в детский сад»)
2 - Ребята, к нам сегодня в группу пришло письмо.
Со мной произошло несчастье! Я вышел на улицу и увидел много насекомых и решил их поймать. Поймал и посадил в банки, но я не знал, что так делать нельзя и очень переживаю, и не знаю, как теперь насекомых освободить.
Лунтик
В :Ребята, что будем делать?
Дети отвечают.
- Вы все правильно сказали, но мне больше всего понравился ответ …, который сказал, что надо освободить насекомых.
Игра «Назови насекомое.»
- как много насекомых знают наши дети! Молодцы!
- Чтобы освободить насекомых, необходимо сначала отгадать загадку и только потом выполнить задания. После выполненного задания, мы насекомого из банки пересадим на полянку.
3. Ребята, давайте подойдем к 1 столу.
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга (муравей.)
- Молодцы, отгадали насекомое.
Ребята, а вы знаете какая любимая игра у муравья? Игра с мячом. Давайте в нее поиграем. Я вам буду бросать мяч и называть насекомое, а вы возвращать мяч мне и называть, как мы скажем, когда насекомых несколько.
Игра с мячом “Один - много”
Муха -много мух
Кома -много комаров
Стрекоза -много стрекоз
Бабочка- много бабочек
Пчела -много пчёл
Оса- много ос
Кузнечик -много кузнечиков
Жук -много жуков
Муравей- много муравьёв.
Молодцы, вы справились с заданием. Посадим муравья на полянку.
4. Ребята, давайте подойдем ко 2 столу.
Послушайте следующую загадку!
Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась (муха)
Правильно, муха!
Чтобы ее освободить – нужно ответить на вопросы:
1. Сколько ног у насекомых?
У насекомых шесть ног.
2. Чем покрыто тело насекомых?
Тело насекомых покрыто твердой оболочкой.
3. Из скольких частей состоит тело?
Тело насекомых состоит из трё х частей: голова, грудь и задняя часть.
(показать на картинке части)
4. Как передвигаются насекомые?
Насекомые могут ползать, прыгать летать. Обычно у них две пары крыльев.
5. Как спасает насекомых яркая окраска?
Яркая окраска многих насекомых предупреждает других животных о том, что они несъедобны. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов.
6. Как называется домик муравья?
Картинки: дупла будка муравейник)
7. У какого насекомого одна пара крыльев?
Одна пара крыльев только у мух.
8. Послушай, внимательно и скажи, кто лишний?
Бабочка, паук, стрекоза, муравей.
Молодцы! Задание выполнено – посадим муху на полянку.
5. Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем нашу любимую пальчиковую гимнастику. Вы не забыли, как мы делам гимнастику? Рот открываем широко, язычок у вас работает, движения повторяйте за мной. Я вам напомню, как надо делать, а потом мы сделаем гимнастику вместе.
Наш жучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки
(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения (дождик)И жучков на землю смыл,
(Хлопок ладонями по коленям или по столу)
Солнце стало пригревать
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Наш жучок ползет опять,
А за ним ползут все детки
(Действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять на ветке.
(«жучки» ползают по голове)
Мы немного отдохнули, а теперь нас ждет следующее задание:
6. Ребята, давайте подойдем к 3 столу (На нем лежат наборы насекомых и листы с изображением цветка).
Отгадайте загадку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Правильно, бабочка!
- Ребята, насекомые целый день на лугу любят веселиться,порхать,летать,кружиться,а когда они устают,то отдыхают на цветке.
Мы с вами справились с заданием, теперь можно посадить бабочку на полянку.
7. Бабочка села на цветочек. Давайте подуем на бабочку (делаем с детьми дыхательную гимнастику). Бабочка вспорхнула и улетела.
8. Ребята, давайте подойдем к 4 столу.
И последнее задание от Лунтика:
Рассматривание и разбор опорной схемы (мнемотаблицы) к стихотворению.
Мнемотаблица к стихотворению;
Разбор опорных сигналов:
- Посмотрите, что нарисовано на первой карточке - нарисован жук, значит эта история действительно про жука!
- а что нарисовано на второй картинке - ромашка, какая? (большая, наверное, этот жук живет на большой ромашке.
- а что нарисовано на следующей картинке (Ответы детей - рука и знак) А какой это знак? (знак запрета, отрицания.). Интересно, как это связано с жуком? Может быть следующая картинка нам поможет?
- что же нарисовано на следующей картинке? (- я я. я знаю - это кармашек, у меня такой есть, только при чем здесь жук совсем не понимаю). Что же будем продолжать разгадывать загадкуЛунтика.
- что нарисовано на следующей картинке (ответы детей - цифра 6 и палочки, их тоже шесть) Как вы, думаете о чем это? Рассуждая, дети приходят к выводу, что у жука шесть лап.
Таким образом разбирается каждый опорный сигнал мнемотаблиц.
9. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу :
Воспитатель читает стихотворение, каждый раз обращаясь к соответствующему опорному сигналу таблицы.
Текст стихотворения
Агния Барто «Жук»
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не могу держать в руках,
Пусть сидит в кармашке.
Лапок шесть, а глаза два,
Трещинка на спинке;
- Вот хорошая трава!
На, поешь травинку!
Ах, упал, упал из рук,
Нос измазал пылью.
Улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях!
. Воспитатель повторяет стихотворение вместе с детьми, каждый раз обращаясь к опорным сигналам таблицы.
10) : Рассказ стихотворения детьми
11. Рефлексия