Ирина Махова
НОД по природному окружению «Круглый год» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
а) образовательные: обобщить знания о временах года, закрепить знание детьми названий месяцев, познакомить с зимними, весенними, летними, осенними приметами;
б) развивающие: развивать память, внимание, речь, слух, умение отгадывать загадки, сообразительность;
в) воспитательные: воспитывать интерес к занятию, дружелюбие.
Публикация «НОД по природному окружению „Круглый год“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Предварительная работа: разучивание отрывков из стихотворений С. Я. Маршака из книги «Круглый год», физкультминутки «Снежки», примет о погоде, изготовление дидактической игры «Круглый год», рисование на тему «Зима».
Оборудование: карточки со словом «зима», дидактическая игра «Круглый год», фланелеграфы.
Ход занятия
I. Вступительная часть.
На фланелеграфе перед детьми 4 карточки белого, зеленого, красного и желтого цвета.
Воспитатель: Чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии, нужно отгадать загадки.
Хоть сама и снег, и лед,
А уходит – слезы льет. (Зима).
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной).
Солнце печет, Липа цветет, Рожь колосится,
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Летом).
Вот художник, так художник,
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим.
Кто художник этот? (Осень).
Воспитатель: Молодцы! А какое общее название мы можем дать зиме, весне, лету и осени? (Времена года).
Сколько всего времен года? Они сменяют друг друга по очереди. 4 времени года составляют один год. Ребята, а сколько в году месяцев? (Двенадцать).
II. Основная часть.
Воспитатель: На нашем фланелеграфе 4 прямоугольника разного цвета. Их столько же, сколько времен года.
Как вы думаете, какое время года белого цвета? (Зима).
Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
Выходите к нам, зимние месяцы, расскажите о себе.
1-й ребенок: Я – Январь «лютый».
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
2-й ребенок: Я – Февраль – «снеговей».
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.
Воспитатель: Какой вы знаете февральский праздник? (День Защитника Отечества).Когда мы его отмечаем? (23 февраля).
Какое из времен года – зеленое? (Весна). Почему?
Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май).
1-й ребенок: Я – Март-«утро весны».
Солнце в марте ходит выше,
Горячей его лучи.
Скоро капать будет с крыши,
Закричат в саду грачи.
Воспитатель: Какой праздник бывает в марте? (8 Марта).
2-й ребенок: Я – Апрель-«месяц живой воды».
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Воспитатель: Кто знает, какой знаменательный день отмечается в апреле? (День космонавтики).
3-й ребенок: Я – Май-«цветень».
Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май, цветами провожая,
Распускается сирень.
Воспитатель: О каком празднике говорится в стихах? (1 мая). Какой еще праздник отмечает наша страна в мае? (День победы).
Красное время года – это… (Лето). Почему?
Как называются летние месяцы? (Июнь, июль, август).
1-й ребенок: Я – Июнь-«земляничник».
Пришел июнь.
«Июнь, июнь!» -
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.
2-й ребенок: Я – Июль-«макушка лета».
Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
3-й ребенок: Я – Август-«хлебосол».
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Воспитатель: И последнее время года желтого цвета называется… (Осень).
Как называются осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь).
1-й ребенок: Я – Сентябрь-«златоцвет».
Ясным утром сентября
Хлеб молотят села,
Мчатся птицы за моря –
И открылась школа.
Воспитатель: Какое самое главное сентябрьское событие? (Дети идут в школу).
2-й ребенок: Я – Октябрь-«листопад».
В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Воспитатель: Последний осенний месяц – Ноябрь-«чернотроп».
(Воспитатель зачитывает отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу:
приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
И завершает наш год первый месяц зимы, а по счету последний, двенадцатый месяц в году – декабрь.
Ребенок: Я – Декабрь-«хмурень».
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Воспитатель: Всего в году 4 времени года, 12 месяцев. На каждое время года отводится 3 месяца.
Ребята, к нам сегодня придет гость. Но чтобы узнать, кто он, нужно построить буквы «по росту». (На фланелеграфе буквы З, И, М, А).
Прочитайте, пожалуйста, слово, которое у нас получилось. (Зима).
Под аудиозапись «Метель» входит Зима.
Зима: Здравствуйте, ребята! Я – Зимушка-Зима, в гости к вам пришла. Хочу с вами поиграть в игру «Найди нужную картинку».
Воспитатель: У вас на столах у каждого по 2 картинки. Вы должны их соотнести с нужным временем года, прикрепить к прямоугольнику соответствующего цвета.
(Дети достают из конвертов картинки, по одному подходят к фланелеграфу и крепят картинки).
Зима: Ребята, а во что вы любите зимой поиграть?
Воспитатель: Давайте, ребята, покажем Зиме, как мы умеем лепить снежки.
Проводится физкультминутка «Снежки».
Раз, два, три, четыре, Загибают пальцы, начиная с большого. Меняют
Мы с тобой снежок слепили. положение ладоней, лепят.
Круглый, крепкий, Соединяют кончики согнутых пальцев обеих рук.
Очень гладкий, Гладят ладонью одной руки кисть другой руки.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальцем.
Раз – подбросим. Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят
вверх.
Два – поймаем. Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три – уроним. Встают, роняют воображаемый снежок.
И… - сломаем. Топают ногами.
Зима: Я смотрю, ребята, что времена года у вас представлены цветными прямоугольниками. А давайте их заменим красочными пейзажами.
Назовите мне первое время года? (Зима).
(Меняет белый прямоугольник на зимний пейзаж).
На смену зиме приходит… (Весна).
После весны наступает… (Лето).
И последнее, четвертое время года… (Осень).
На фланелеграфе четыре пейзажа.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами рассказывали стихотворения о временах года. Кто их написал? (Писатели). Художники изобразили времена года с помощью красок. А вот композитор Антонио Вивальди в своем цикле «Времена года» изобразил каждое время года с помощью музыки. Давайте определим, к какому времени года относится следующий музыкальный отрывок.
(Звучат четыре музыкальных отрывка).
Зима: А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Назови следующее время года».
(Зима называет время года, например, весна, а дети называют то время года, которое наступает после весны – лето).
Воспитатель: Люди с самой древности пытались предугадать погоду. Они делали различные заметки на протяжении многих лет. И так появились приметы. А вы знаете приметы?
Кто знает зимние приметы?
(Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.
Зима без снега – лето без снега.
Февраль три часа дня прибавит.)
Назовите весенние приметы.
(Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать.
Увидел скворца, знай: весна у крыльца.
Обнадейчива весна, да обманчива.)
А теперь летние приметы.
(Будет дождь, будет и рожь.
Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.
Обилие ягод летом – к холодной зиме.)
И осенние.
(Лето прохлопали, осень протопали, а тут и снег на голову.
Весна да осень – на дню погод восемь.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.)
Воспитатель: А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».
Стала льдом вода и грязь,
Снег покрыл дома.
Это значит началась
В городе… весна? (Зима).
Заботливые пчелки
В улей мед приносят.
Это значит, началась
Золотая… осень? (Лето).
Одуванчик распустился,
Проросла трава.
Это значит, к нам пришла
Матушка… зима? (Весна).
Снег пушистый во дворе
И на санках дети.
Это значит, к нам пришло
Ласковое… лето? (Зима).
III. Заключительная часть.
Воспитатель: На этом наше занятие подходит к концу.
О чем мы сегодня говорили?
Кто пришел к нам в гости?
Понравилось вам занятие?
Давайте поблагодарим Зиму и подарим ей наши работы – рисунки с изображением зимы.
Зима: А у меня тоже есть для вас подарки – сладкий лед.
Воспитатель: До свидания, Зима! До новых встреч!