Ольга Белова
Кружковая работа. Мастерская «Куклы из бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
ГРАФИК РАБОТЫ КРУЖКА
Мастерская «Куклы из бабушкиного сундучка
День недели Продолжительность Периодичность
Вторник с 15.30 до 16.00 1 раз в неделю
Руководитель кружка Белова О. Б. ___
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Кукла – первая среди игрушек. Её история известна с глубокой древности.
Публикация «Кружковая работа, Мастерская „Куклы из бабушкиного сундучка“» размещена в разделах
Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым – далеким и все равно близким. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой.
Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений.
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости: сам процесс изготовления приносит радость; работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности; при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук; изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т. е. осваивает различные социальные роли; застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.
Программа кружка «Народная кукла» предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу. При изготовлении куклы осуществляется не только совместная деятельность педагога с детьми, но и совместная деятельность со сверстниками: работа парами («Сделал сам, помоги другому»). Программа соответствует различным потребностям детей, т. к. ориентирована на разный уровень подготовленности дошкольников. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями. По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, т. к. обучение начинается с самых азов, т. е. изучение инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей. Результатом работы являются выставки детских работ, использование кукол в качестве подарка, создание кукол для игр в группе.
ЦЕЛЬ: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – кукла. (Создать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства и этнографического материала.)
ЗАДАЧИ:
Образовательная: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.
Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДАТА ТЕМА ЦЕЛИ МАТЕРИАЛЫ
Сентябрь Ознакомление с литературой, подбор тем, мониторинг детей. Выявить уровень сформированности представлений по данному направлению Мониторинг проводился в форме вопросов и наблюдения. Он помог выявить уровень сформированности представлений детей по данному направлению, обозначить основные направления образовательного процесса, а на конечном этапе определить степень эффективности проведенной работы.
Октябрь Знакомство детей с работой кружка. Познакомить детей с особенностями работы кружка «Народная игрушка». Учить организовывать свое рабочее место Презентация «Народная и современная куклы». Рассматривание и обследование различных материалов для изготовления кукол (солома, ткань, бумага, нитки и т. д.). Рассказ о рабочем месте во время изготовления игрушек.
Ноябрь Зайчик на пальчик. Заинтересовывать детей процессом изготовления. Развивать мелкую моторику, формировать навык складывания ткани так, чтобы получился зайчик Учить применять игрушку в сюжетных играх. Ткань 41*14 см, нитки (тонкая пряжа или мулине, синтепон (вата, ножницы.
Декабрь Рождественский ангел Познакомить детей с народной самодельной куклой – рождественский ангел, научить мастерить её самостоятельно. Продолжать углублять знания о народном творчестве. Формировать у детей эстетическое отношение к окружающему миру. Светлая ткань 20*20, светлые нитки, синтепон (вата, по желанию для украшения: бисер, атласные ленточки.
Январь Пеленашка. Развивать навык и умения в работе с тканью. Способствовать развитию координации и мелкой моторики. Вызвать эмоциональную отзывчивость, формировать эстетический вкус, усидчивость, терпеливость. Лоскутки ткани трех цветов: самый маленький цветной для косынки квадратный(15*15, побольше белый прямоугольник для туловища(20*25, и самый большой цветной для пеленки (30*35); нитки, тесьма или лента, синтепон (вата).
Февраль Лихоманка. Развивать творческие способности, художественный вкус детей. Продолжать развивать мелкую моторику рук (завязывание, скручивание и т. д.). Небольшие сухие палочки, лоскут белой ткани и 2 цветных, нитки, тесьма или лента
Март Мартинички Развивать умение аккуратно, ровно наматывать нитки на картон. Развивать умение читать схематические изображения этапов изготовления куклы и выполнять алгоритм действий. Пряжа красного и белого цвета, плотный картон, нитки, ножницы.
Апрель Кувадка. Обучить традиционным приемам изготовления игрушки, развивать навыки работы с материалами. Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества. 2 лоскута ткани (один большой - для куклы, второй меньше-для рук, нитки, синтепон (вата).
Май Десятиручка. Формирование представления о роли женщины в традиционной культуре как матери, хранительницы домашнего очага. Развитие мелкой моторики и первичных навыков рукоделия. Лыковое мочало или солома (можно также использовать льняной шпагат, цветные нитки: мулине или «Ирис», плотный картон (для работы со шпагатом, тесьма, ткань.