Надежда Панасюк
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Ярмарка народных промыслов Подмосковья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей о народных промыслах Подмосковья.
Задачи:
Образовательные
- Систематизировать и закреплять знания о труде мастеров народных промыслов.
- Активизировать словарь: промысел, ярмарка, роспись, вытачивать, вырезать, расписывать, набивать, гончар, кузнец, токарь, художник.
Развивающие
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста „Ярмарка народных промыслов Подмосковья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать внимание, познавательную активность.
Воспитательные
- Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров.
- Развивать у дошкольников патриотические чувства к Родине.
Образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа.
- Экскурсия в музей г. Пласта для знакомства с народными промыслами.
- Беседы, рассказы по теме.
- Рассматривание иллюстраций и изделий: гжельская посуда, жостовские подносы, павлово-посадские платки, богородские игрушки, матрёшки.
- Дидактические игры «Магазин игрушек», «Опиши предмет, который нравится», «Из чего сделан этот предмет», «Откуда пришла к нам эта вещь», «Русские узоры»
- Работа с картой Подмосковья.
- Художественное творчество: жостовская роспись, гжельская роспись, аппликация из гороха «матрёшки», набивание павловских платков с помощью «манер».
Материал и оборудование. Гжельская посуда, жостовские подносы, богородские игрушки, матрёшки, павлово-посадские платки, «волшебная шкатулка», краски, кисть, кусочек глины, костюмы матрёшек для девочек, русские рубахи и кепки для мальчиков, АРМ, ноутбук, видеозапись вопросов для команд.
Музыкальное оформление. Аудиозаписи русских народных песен «Коробейники», «Матрёшки», «Во кузнице», «Подмосковные вечера», гул самолёта.
Оформление зала. На центральной стене вывеска: ЯРМАРКА «Промыслы Подмосковья"
На стеллажах расставлены изделия из Гжели, матрёшки, разложены богородские игрушки, жостовские подносы, на стенах развешены павлово-посадские платки.
Ход НОД:
В зале сидят гости. Входят дети, здороваются, встают произвольно перед гостями.
Воспитатель: Сколько у нас сегодня гостей! Давайте поприветствуем их.
Дети: Всем, всем, добрый день,
Прочь с дороги наша лень.
Многое хотим мы знать,
Чтоб потом вам рассказать.
Воспитатель: Ребята, я слышала, что сегодня в Москве открывается ярмарка народных промыслов, хотите на ней побывать?
Дети: Да!
Воспитатель: А на чём туда можно отправиться?
Дети: На самолёте, машине, поезде, автобусе.
Хорошо, давайте с вами отправимся на самолёте.
Физкультминутка «Самолёт»
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Вот уже мотор ревёт
Полетел наш самолёт.
Звучит аудиозапись гула самолёта.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вниз, какие города и сёла, мы с вами пролетаем?
Дети: Я вижу село Богородское, а я Сергиев Посад, мы пролетаем мимо Жостово, я вижу город Павлов Посад, а я старинный город Гжель.
Воспитатель: Вот мы и подлетаем к Москве.
Звучит аудиозапись песни «Коробейники». Скоморох зазывает и предлагает товар.
Скоморох: Подходи, Честной народ,
У нас ярмарка идёт.
Продаются здесь работы
Подмосковных мастеров.
Вот Гжельская посуда
Сине-белое чудо.
Вот жостовский поднос,
Он к чаю всё принёс.
Тут Посадские матрёшки
Просто загляденье.
А красивый их наряд
Всем на удивленье.
А павловские платки
С любого берега видны.
Вот богородские игрушки -
Люди, птички и зверушки.
Что хотите, то берите,
И ещё к нам приходите.
Скоморох предлагает товары, дети выбирают понравившиеся.
Воспитатель: Спасибо большое, а нам пора возвращаться в детский сад и рассказать обо всём, что мы видели и купили, нашим гостям. Садимся в самолёт, отправляемся обратно в детский сад.
Звучит аудиозапись гула самолёта.
Воспитатель: Вот мы и вернулись с ярмарки.
Скажите, дети, без утайки,
Где мы ездили, бывали,
Что мы видели, узнали,
Чем же славится большое
Подмосковье удалое?
У детей в руках гжельская посуда, жостовские подносы, на плечах у девочек павловские платки.
Дети: Мы на ярмарке бывали,
Чудеса мы там видали.
Ребё нок 1: Удивительное чудо-
Говорят о нём повсюду.
Погляди, как хороша
Матрёшка - русская душа!
Ребё нок 2: Щёчки алые горят,
Замечательный наряд.
Ребё нок 3: Павлов - славный городок,
Символ города – платок.
Набивным узором славится.
Всему миру очень нравится.
Ребё нок 4: Не платок – красота.
Всех красавиц мечта.
Ребё нок 5:
Чудо бело – синее
В Гжели мы видали.
Лучшую посуду
Там мы покупали.
Ребё нок 6:
Чашки, чайники, маслёнки,
Сувениры и часы –
Удивительной красы.
Ребё нок 7:
До чего же он хорош-
Этот жостовский поднос!
Все цветы горят на нём,
Словно писаны огнём.
Ребё нок 8:
Вот и курочки – подружки,
Богородские игрушки.
Весело зерно клюют,
С ними радость и уют.
Воспитатель:
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О промыслах народных
Продолжаем мы рассказ.
Дети убирают предметы прикладного творчества, которые купили на ярмарке. Команды, сформированные заранее, садятся на стулья.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами много времени посвятили изучению промыслов Подмосковья, о каждом посмотрели презентацию, сами расписывали жостовские подносы, лепили гжельские чайники, делали аппликацию матрёшек, украшали павлово-посадские платочки. И сегодня мы сможем рассказать нашим гостям всё, что узнали о промыслах Подмосковья.
Но, мы не просто расскажем, а проведём игру КВН. В игре будут участвовать две команды. Команда девочек будет называться «Матрёшки», команда мальчиков будет называться «Кузнецы»
А какая команда больше знает о народных промыслах, будет судить наше жюри. (Представление членов жюри).
Воспитатель:
Вопросы буду задавать я и телезрители. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде одно очко.
Итак, мы начинаем! Сначала – загадка! Какая команда первой отгадает, та первой в игру и вступает:
Конь стальной,
Хвост льняной.
(Иголка, нитка).
Воспитатель: Первой ответила команда «Кузнецы», они первыми вступают в игру.
А мы начинаем первый конкурс «Угадай-ка». Я задаю вопросы, вы отвечаете. Будьте внимательны.
1. Пыль клубится по дорожке -
Едут с ярмарки матрешки,
Их привозил в торговый ряд Город (Сергиев Посад)
2. Что такое ярмарка? (Большой торг, распродажа с развлечением. На ярмарке звучит музыка, и покупателей зазывают весёлые скоморохи.)
3. Как называют мастеров, которые делают предметы из глины? (Гончары)
Воспитатель: В игре – «Матрёшки»
1. Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Как же называется эта роспись? … (Гжель)
2. Город тот от нас далёк.
Символ города – платок.
Набивным узором славится.
Как тот город называется? (Павлов Посад)
3. Какой орнамент использовался на павлово-посадских платках? ( Растительный: Узоры и гирлянды из цветов, листьев, травы и ягод)
Воспитатель: Внимание на экран! Вам задают вопросы телезрители.
На экране появляется лицо «телезрителя» - его роль исполняет логопед.
Телезритель: Вопрос команде «Кузнецы».
Откуда же черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотою по краю сверкает.
Вопрос: Где изготовляют это расписное чудо? (Жостово)
Телезритель: Вопрос команде «Матрёшки».
В небольшом этом селе
Все гуляют налегке.
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят.
Даже старые старушки
Делают себе игрушки.
Вопрос: Как называется село, где игрушки делают из липы? (Богородское)
Физкультминутка «Мы - ребята - мастера»
Мы - ребята- мастера.
Игрушку делали вчера.
Молотком тук-тук стучали,
Гвозди долго забивали.
Получилось как-то криво,
Отпилили мы красиво.
Зачищали шкуркой долго,
Покрывали лаком стойким,
Верх узором украшали.
Папу посмотреть позвали.
Следующий конкурс называется «Закончи пословицу». Я говорю начало пословицы, вы договариваете до конца. В игре – «Кузнецы»
Воспитатель. Дети.
Дерево узнают по плодам… А человека по делам.
Одной рукой… Узла не завяжешь.
Маленькое дело… Лучше большого безделья.
Кто ест скоро… Работает споро.
Игру продолжает команда «Матрёшки».
Воспитатель. Дети.
Куда иголка… Туда и нитка.
Умелые руки… Не знают скуки.
Любишь кататься… Люби и саночки возить.
Поспешишь-… Людей насмешишь.
Воспитатель. Внимание, следующий конкурс – «Музыкальный»!
В игре – «Кузнецы».
Музыкальный номер Танец «Ложкари»
Воспитатель. Продолжаем КВН! В игре – «Матрёшки».
Музыкальный номер Танец «Матрёшки»
Воспитатель: (Достаёт шкатулку) Вот волшебная шкатулка! С помощью подсказок вы должны определить, что в ней лежит. Внимание на экран!
Телезритель: На экране появляется лицо «телезрителя» - его роль исполняет воспитатель логопедической группы.
Подсказка для команды «Кузнецы»
Её находят в земле. Она бывает твёрдая, как камень. Если пойдёт дождь, она становится скользкой – можно упасть, испачкаться. Если в воде размочить, она становится мягкой и из неё можно лепить посуду, игрушки, и свистульки, зверюшек. Можно вылепить кувшин величиною с аршин. Что находится в Волшебной шкатулке? (Глина)
Телезритель: Подсказка для команды «Матрёшки»
(на экране появляются иллюстрации, на которых изображены художники за работой: расписывают матрёшку, гжельскую посуду, жостовские подносы, рисуют эскизы для павловского платка)
Эти предметы нужны при росписи, чтобы расцвели узоры на павловских платках, жостовских подносах, на чашке и матрёшке. Что это за предметы? (Кисти, краски)
Воспитатель. Следующий конкурс называется «Русские узоры». Команды, подойдите к столам и посмотрите. Здесь лежат народные промыслы из различных городов. Вы должны, пока звучит музыка, составить мозаику, и определить, какой народный промысел относится к Подмосковью. Задание понятно? Приступаем!
(Дети собирают мозаику под аудиозапись песни «Во кузнице», капитаны команд отвечают «Жостовский промысел» и «Гжель»)
Воспитатель: Вот и закончилась наша игра – рассказ о том, чем богато наше дорогое Подмосковье. Слово предоставляется жюри.
Жюри подводит итоги. Поздравляет команду - победительницу. Дарит ракраски.
Звучит аудиозапись «Подмосковные вечера» (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М. Матусовского). Дети уходят.
Использованная литература:
1. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т. С. Комарова – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения/ Е. А. Алябьева – М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Наш дом - Южный Урал/Е. С. Бабунова- Челябинск: АБРИС, 2014.
4. Праздники и развлечения в детском саду /Л. Г. Горькова – М. : «ВАКО», 2004.
5. Пословицы для развития речи/ Е. Виноградова – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007.
6. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре/ Т. А. Попова – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
7. Книга для чтения, 5-7 лет/ В. В. Гербова- М. : «ОНИКС», 2007
8. Наглядно-методическое пособие по изобразительной деятельности и художественному труду. Народные узоры. / Издательство «Взгляд».
9. Интернет-ресурсы для составления презентаций о народных промыслах.