Любовь Медведева
НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Мир и тепло семейного очага»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи: формировать представление детей о мире семьи, о значении семьи в жизни ребенка и о семейных традициях. Упражнять в умении составлять рассказ о семье. Расширять знания детей о традициях православной семьи. Закреплять представление о родственных связях.
Познакомить детей с семьей царя Николая 2. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания в семейной жизни.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь и уважение к родителям, привязанность к своей семье, дому.
Развивающие задачи: развивать речевую активность, внимание, творческие способности детей.
Публикация «НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе „Мир и тепло семейного очага“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие» (составление рассказа о семье).
«Социально-коммуникативное развитие» (общение, игры «А ты мне кто?»; «Подари семье радость»).
«Познавательное развитие» (презентация истории царской семьи Николая 2).
«Художественно-эстетическое развитие» («Семья» Ю. Энтин; «В семейном кругу», пословицы и поговорки о семье, изготовление родословного древа, слушание музыки).
Предварительная работа. Рассматривание с детьми семейных фотографий; общение «Любимая мама», «Как я помогаю дома», чтение художественной литературы: «Ссора с бабушкой» Л. Воронкова, «Мама» Ю. Яковлев, рисование «Отдыхаем всей семьей». Заучивание стихов, пословиц и поговорок о семье; труд: изготовление родословного древа.
Материал. Ребус «7-Я»; слайды: семейные фотографии детей и семьи Николая 2; колокольчик для игры «А ты мне кто?»; картинки с изображением разных предметов для игры «Подари семье радость»; листы с изображением родословного древа, фотографии членов семьи, клей, салфетки, музыкальное сопровождение.
Ход НОД.
1. Оргмомент.
Соберемся дети в круг,
Я - твой друг и ты мой - друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Давайте присядем на стульчики.
Показ слайда.
- Посмотрите внимательно на экран и отгадайте ребус («7-Я».) (Это семья.)
- Правильно! И неслучайно, слово «семья» можно зашифровать как «7-Я». Если присмотреться к своим родным, ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и нос как у дедушки.
Вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. Поэтому, раньше на Руси говорили: «Семья-это семь Я». Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.
Говорят, в старину
Так оно и было.
Много братьев и сестер
Весело дружило.
Вместе пили молоко,
Вместе ели сушки,
Настоящий детский сад
В каждой был избушке. (Ю. Энтин)
- Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (О семье)
- Да, не только о своей семье, но и о семье царя Николая 2, который жил очень давно.
2. Общение с детьми о семье и семейных традициях.
- Каждый из вас живет в семье. Семья может быть большой или маленькой, но в любом случае около вас есть родные люди, которые любят вас и заботятся о вас.
- Кто эти люди? (Мама, папа, бабушка, дедушка и т. д.)
- Да!
Кто нам брат, кто нам друг,
Становись скорее в круг.
Друг друга за руки возьмем,
И играть сейчас начнем.
Игра «А ты мне кто?» Дети становятся в круг, ребенок передает колокольчик и говорит: «Я мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын)
- «Я папа, а ты мне кто?»
- «Я бабушка, а ты мне кто?» (Внучка, внук)
- «Я дедушка, а ты мне кто?»
- «Я сестра, а ты мне кто?» (Сестра, брат)
- «Я брат, а ты мне кто?»
- «Я тетя, а ты мне кто?» (Племянница, племянник)
- «Я дядя, а ты мне кто?»
- Молодцы! (Дети садятся на стулья.)
- Как вы понимаете слова «Мир семьи»? (Это все то, что происходит в семье).
- Что составляет мир вашей семьи?
(Мир семьи - это родной дом, где тебя всегда ждут уют и тепло, где тебя встречают с любовью и пониманием; это семейные праздники и традиции и т. д.)
- Что такое «Семейные традиции»?
(Это правила, которые выполняются всеми в семье и всегда.)
3. Рассказ детей о своей семье.
Показ слайдов семьи.
- Расскажите о своей семье и семейных традициях. (План: члены семьи, имя, отчество; чем занимаются; традиции, чувства, которые испытывает ребенок по отношению к семье.)
-Молодцы!
4. Общение с детьми о традициях православной семьи.
- Дети, сейчас непростое время, потому что многие люди потеряли веру в Бога. А раньше, каждая семья была православной.
- Что значит православная семья? (Вера в бога, почитание родителей, уважение старших не только в семье, но и в жизни.)
Показ слайда.
- В каждом доме был красный угол (красивый, где стояли иконы, каждое воскресенье и во все православные праздники зажигалась лампадка. Взрослые молились о здоровье, благополучии каждого члена семьи. Шесть дней в неделю люди работали, а в седьмой день воскресенье ходили в храмы на службу, молились Богу, просили о спасении близких людей, произносили слова благодарности Господу за жизнь на земле.
- Мы обычно желаем членам своей семьи здоровья и не только физического, но и душевного. Как вы это понимаете?
(Чтобы родители не волновались, не переживали, не грустили и было у них всегда хорошее настроение; чтобы на душе было спокойно и т. д.)
- Правильно, есть одна из заповедей Божьих, почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлить дни твои на земле. Ведь большой грех не уважать своих родителей и не слушаться.
- А давайте подарим своей семье немножко радости.
5. Игра «Подари семье радость».
Подойдите к столу, возьмите по одной картинке и, называя себя именем картинки, подарите своей семье радость. (Например: «Я - листик. Я подарю своей семье свежий воздух. Я – ягода. Я подарю своей семье сладость и хорошее настроение. Я – снежинка. Я подарю своей семье много снега и катание на лыжах.)
-Дети, скажите, кто правит нашей страной? (Президент)
- Как зовут нашего президента? (Ответы детей)
- Правильно!
6. Рассказ воспитателя о царской семье Николая 2.
- Послушайте, это было давно, более 100 лет назад страной правил царь Николай 2.
Показ слайда.
Он был добрым, скромным, чутким и мужественным человеком. У него была жена Александра Федоровна и пятеро детей: четверо дочерей Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей. Показ слайда.
Это была православная глубоко верующая семья. Каждый день у них начинался с молитвы. Они воспитывали своих детей в простоте и строгости: спали на жестких кроватях без подушек, одевались просто, платья и обувь переходили от старших к младшим. Показ слайда.
Ели они самую простую пищу: щи, кашу и черный хлеб, несмотря на то, что это была царская семья. Показ слайда.
Жили в атмосфере любви и заботы друг о друге, в доме все выполняли свои обязанности.
Александра Федоровна и дочери были сестрами милосердия, посещали больных и оказывали им помощь. Показ слайда.
По вечерам, в семейном кругу, Николай 2 читал вслух, царица и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились. Показ слайдов.
Все вместе часто пели в храме. Показ слайда.
За время правления страной царя Николая 2 было построено много храмов и монастырей.
Одиннадцать лет назад царская семья была канонизирована Русской православной церковью. Показ слайда.
- Дети, вспомните, что такое канонизация? (Причисление к лику святых.)
- Правильно!
- Какие же традиции были в царской семье? (Ответы детей)
- Как они заботились друг о друге? (Ответы детей)
- Покажите, как вы заботитесь о своей маме.
7. Физминутка «Мамины помощники».
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, поласкаю,
Воду с ручек стряхиваю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу, и ни разу
Ни словечка не скажу.
- Молодцы! Я надеюсь, что вы всегда так же поступаете.
8. Пословицы и поговорки о семье.
- Дети, главное в семье всегда была любовь, дружба, уважение и понимание друг друга. Ведь семью почитали с древних времен. Народ сложил много пословиц и поговорок о семье. Какие вы знаете?
- «В семье дружат – живут, не тужат».
- «В семье разлад - так и дому не рад».
- «При солнышке - тепло, при матушке добро».
- «Вся семья вместе и душа на месте».
- «В хорошей семье хорошие дети растут».
- «Семья сильна, когда над ней крыша одна» и т. д.
9. Подготовка к продуктивной деятельности.
- Каждая семья похожа на дерево с листочками. Корни дерева уходят вглубь, и мы их не видим. Точно так же мы порой не знаем и о своих древних предках.
- Давайте с вами составим родословное древо своей семьи. Кто уже составлял и может рассказать. (Ответы детей)
(Фотографии бабушек и дедушек надо расположить на нижних ветках, например: родителей папы, справа, а родителей мамы слева; фотографии мамы и папы на ветвях повыше, а фотографии детей на самых верхних ветках.)
- Спасибо, Соня.
10. Продуктивная деятельность детей, слушание музыки.
(Дети садятся за столы, составляют родословное древо своей семьи, звучит музыка.)
11. Рефлексия.
- Молодцы! Вы все старались, и каждый из вас составил замечательное родословное древо.
- Дети, вы знаете, что означает слово «поколение»? Вы расположили три поколения. Назовите их? (Дедушки и бабушки; родители; дети.)
- Авы слышали выражение «Я счастливый человек»? Что оно означает?
(Когда есть семья и в семье все хорошо, есть родственники, все здоровы, все понимают друг друга, уважают, помогают, никто не ссорится и т. д.)
- Кто из вас может сказать, что он счастливый человек? Почему?
(Потому что у меня есть мама и папа; есть семья и т. д.)
Ребенок читает стихотворение «В семейном кругу».
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ - родительский дом.