Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи детей средней группы «Русская матрешка»

Любовь Владимировна Волкова
Конспект НОД по развитию речи детей средней группы «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные области.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно- эстетическое развитие

Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа – деревянной матрёшкой; познакомить с технологией её изготовления;

Учить понимать назначение произведений искусства, видеть их красоту и самобытность;

Развивать творческую деятельность детей;

Публикация «Конспект НОД по развитию речи детей средней группы „Русская матрешка“» размещена в разделах

Воспитывать уважительное отношение художественному труду, культуре русского народа.

Оборудование и материалы: картинки с изображением загорской, семеновской, полхово - майдановской матрешкой; деревянные игрушки матрешки разных видов; деревянная заготовка матрешки,

раскраски матрешек, гуашь,кисточки.

Словарная работа. Загорская, полхово-майдановская, семеновская матрешка, деревянная, токарить, узорить.

Предварительная работа.

Рассматривание матрешек, игры с матрешками, раскрашивание раскрасок, разучивание песен, загадывание загадок.

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир искусства. А отправимся мы туда на старом трамвайчике. Занимайте места, а чтобы не было в пути нам скучно, мы с вами будем отгадывать загадки и рассматривать картинки.

(Звенит колокольчик).

Итак, трамвайчик отправился в путь. Мы подъезжаем к первой остановке. И чтобы узнать, как остановка называется, нужно отгадать загадку:

Ростом разные подружки,

Все румяны, все толстушки,

Все они сидят вдруг дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Остановка «Откуда появилась матрешка».

Воспитатель.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

А расскажу я вам сегодня дети, об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам. Конечно, это матрёшка, самая необычная игрушка.

А вы знаете, откуда матрёшка к нам в Россию пришла?

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок.

Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.

А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Делают матрешек из дерева - липа. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещины. Сначала точит самую маленькую матрешку, больше, и больше.

Прежде чем расписать матрёшку красками, художник должен подготовить фигурку. Он трижды натирает её жидким крахмалом: обмакнёт руку в крахмальный раствор, разотрёт его по дереву, подождёт пока высохнет, и повторяет всё сначала. Если же не подготовить таким образом основу – заготовку, то краска растечётся по мельчайшим жилкам и трещинкам дерева. А накрахмаленная поверхность, когда подсохнет становится белее снега. Только тогда можно начинать расписывать матрёшку.

Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Перышками и кисточками они разрисовывают матрёшек.

Потрогайте, погладьте матрёшку внутри и снаружи.

Чем отличаетсявнутренняя поверхность от наружной?

А теперь понюхайте: чем пахнет матрёшка внутри? А снаружи?

(Звенит колокольчик)

Воспитатель: Трамвайчик снова отправился в путь. Нас ждет следующая загадка.

Словно репка, она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз. (матрешка)

Остановка «Какие они бывают?»

(Рассказ сопровождается иллюстративным материалом.)

Воспитатель: В 1920-е годы в Московской области в г. Загорске появился новый вариант – известная теперь загорская матрешка.

Эта игрушка походила на первую матрешку : также наряжена в сарафан, кофту, платок, передник с вышитым узором или цветами. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. Загорская матрешка плотная, приземистая, верх плавно переходит к утолщающему низу фигурки.

В 1920-х годах в селе Полховский Майдан Нижегородской области потомственные токари начали «токарить» матрешек, а женщины – красильщицы стали их узорить. Так появились Полхово – Майдановские матрешки. Полхово –Майдановскую матрешку точили удлиненной, маломестной или даже неразъемной с маленькой головой. Лицо немножко грустное. Расписывают полхово-майдановские матрешки красками по трижды нанесенному крахмальному грунту с последующей, также трех разовой лакировкой. В последнее время мастера широко используют свободную кистевую роспись, без предварительного рисунка.

В окраске одежды преобладают малиновый и фиолетовый цвета. На голове у этой матрешки полушалок с яркими цветами шиповника. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда. У нее нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, передник характерных для загорской матрешки. Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом). Особенностью цветовой гаммы полхово – майдановской росписи является соседство холодных и теплых тонов, создающее напряженный колорит.

В 1922 году широкую известность приобрела Семеновская матрешка, родомона из Нижегородской области из села Семенова. Мастера заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать ее стали по-своему. Семеновские мастера придали матрешке своеобразную форму. Она более стройная, вытянутая. С этой матрешкой мы уже с вами знакомы. Вот она – русская красавица! У матрешек из города Семенова- многоцветная роспись и обильный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами.

В какую одежду она одета?

Дети:- Вкрасный полушалок, передник с букетом ярких цветов.

Воспитатель: Краски кажутся необычно чистыми, яркими – они положены на идеальную поверхность дерева, по крахмальному грунту. Сочетания красителей: желтого, зеленого, фиолетово, красного, - дают выразительный колорит. Самое же главное – декор, крупная цветочная роспись, заполняющая весь центр фигурки. Ягоды, цветы, листья собраны в разнообразные букеты. Как можно играть с этой матрешкой?

Дети: - Собирать, разбирать.

Воспитатель:- Русская матрёшка – наверное, самый популярный русский национальный сувенир. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты.

-Теперь наш путь лежит дальше. Садимся в вагончики трамвайчика. Поехали!

(Звенит колокольчик)

Остановка «Мастерская художника».

Физкультминутка.

У кого в руках загорскаяматрёшка,

Тот попляшет с ней немножко!

У кого в руках полхово – майдановскаяматрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто семеновскую взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшки в руки взял,

Тот красиво приседал!

Воспитатель:Художникам нужно хорошо знать цвета. Какие цвета вы знаете? (Дети называют цвета). Цвета могут быть теплыми и холодными. Какие цвета называются теплыми?

Дети: - В которых есть капелька желтого, оранжевого, красного цвета, они греют.

Воспитатель: - Какие цвета называются холодными?

Дети: - В которых есть капелька синего, голубого, фиолетового цвета.

Игра «Веселые карандаши». Если тон теплый – дети хлопают в ладоши. Если холодный – не хлопают.

Воспитатель: -В мастерской нас ждут нерасписанные фигурки матрешек. Представьте, что вы сейчас мастера и мастерицы и начинайте «узорить» матрешки.

Матрешек можно расписать по предложенным образцам (семеновская, загорская, полхово-майдановская, а можно придумать свои необычные узоры и элементы. Какие покажите вы, маленькие художники.

По окончании работы предложить детям:

-выбрать лучшего мастера художника;

- выбрать похожих матрешек;

-составить семейку матрешек;

-дать матрешкам имена.

Воспитатель: - Наше путешествие закончилось. (Мы вернулись в детский сад). Что вам больше всего понравилось? О своих впечатлениях вы обязательно расскажите свои родителям и подарите им сувенир – матрешку, которые будут напоминать вам о путешествии в мир искусств.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Хлеб — всему голова» для детей средней группы Ход занятия Организационный момент (укрепление эмоционального контакта). Провокационное приветствие воспитателя: - «Добрый вечер, ребята!».

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей средней группы «В мире эмоций» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников; Задачи: - Учить определять эмоциональное состояние и употреблять в своей речи слова, обозначающие.

Конспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию «Наши помощники-дорожные знаки» с использованием ИКТКонспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию «Наши помощники-дорожные знаки» с использованием ИКТ Цели и задачи: 1. Уточнить и закрепить знания об опасных ситуациях на дороге, о причинах возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Конспект НООД по познавательному развитию «Моя семья» в разновозрастной группе детей 4–6 лет МБДОУ Шалдежский детский сад «Теремок» Непосредственно образовательная организационная деятельность по познавательному развитию "Моя семья".

НООД по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Украшение полотенца мордовским орнаментом» Программные задачи: Воспитывать любовь к родному краю. Прививать уважение к труду народных умельцев, восхищения их творчеством, вызывать.

НООД по познавательно-речевому развитию детей старшей группы «Природа дарит чудеса» Программное содержание. Продолжать знакомить детей с климатическими и природными условиями родного края, учить вести наблюдения за явлениями.

НООД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы «Зимняя сказка» Программное содержание: Учить понимать смысл образных выражений загадок, упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать.

НООД по развитию речи с детьми средней группы на тему «Весна» Тема: Весна. Цель: 1. Расширять и уточнять представления детей о живой природе, развивать познавательную активность, диалогическую речь.

НООД с детьми средней группы «Айболит в гостях у детей» Программное содержание: Образовательные: объяснить детям, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, овощах;.

Конспект НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну цифр» Конспект НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну цифр» Воспитатель – Ершова Е. Г. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи детей средней группы «Русская матрешка»
Опубликовано: 2 декабря 2015 в 14:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи детей средней группы «Русская матрешка»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Владимировна Волкова (УИ 373185) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД