Любовь Владимировна Волкова
Конспект НОД по развитию речи детей средней группы «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области.
Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно- эстетическое развитие
Программное содержание.
Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа – деревянной матрёшкой; познакомить с технологией её изготовления;
Учить понимать назначение произведений искусства, видеть их красоту и самобытность;
Развивать творческую деятельность детей;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи детей средней группы „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Воспитывать уважительное отношение художественному труду, культуре русского народа.
Оборудование и материалы: картинки с изображением загорской, семеновской, полхово - майдановской матрешкой; деревянные игрушки матрешки разных видов; деревянная заготовка матрешки,
раскраски матрешек, гуашь,кисточки.
Словарная работа. Загорская, полхово-майдановская, семеновская матрешка, деревянная, токарить, узорить.
Предварительная работа.
Рассматривание матрешек, игры с матрешками, раскрашивание раскрасок, разучивание песен, загадывание загадок.
Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир искусства. А отправимся мы туда на старом трамвайчике. Занимайте места, а чтобы не было в пути нам скучно, мы с вами будем отгадывать загадки и рассматривать картинки.
(Звенит колокольчик).
Итак, трамвайчик отправился в путь. Мы подъезжаем к первой остановке. И чтобы узнать, как остановка называется, нужно отгадать загадку:
Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушки,
Все они сидят вдруг дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Остановка «Откуда появилась матрешка».
Воспитатель.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
А расскажу я вам сегодня дети, об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам. Конечно, это матрёшка, самая необычная игрушка.
А вы знаете, откуда матрёшка к нам в Россию пришла?
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую фигурок.
Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.
А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Делают матрешек из дерева - липа. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещины. Сначала точит самую маленькую матрешку, больше, и больше.
Прежде чем расписать матрёшку красками, художник должен подготовить фигурку. Он трижды натирает её жидким крахмалом: обмакнёт руку в крахмальный раствор, разотрёт его по дереву, подождёт пока высохнет, и повторяет всё сначала. Если же не подготовить таким образом основу – заготовку, то краска растечётся по мельчайшим жилкам и трещинкам дерева. А накрахмаленная поверхность, когда подсохнет становится белее снега. Только тогда можно начинать расписывать матрёшку.
Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Перышками и кисточками они разрисовывают матрёшек.
Потрогайте, погладьте матрёшку внутри и снаружи.
Чем отличаетсявнутренняя поверхность от наружной?
А теперь понюхайте: чем пахнет матрёшка внутри? А снаружи?
(Звенит колокольчик)
Воспитатель: Трамвайчик снова отправился в путь. Нас ждет следующая загадка.
Словно репка, она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз. (матрешка)
Остановка «Какие они бывают?»
(Рассказ сопровождается иллюстративным материалом.)
Воспитатель: В 1920-е годы в Московской области в г. Загорске появился новый вариант – известная теперь загорская матрешка.
Эта игрушка походила на первую матрешку : также наряжена в сарафан, кофту, платок, передник с вышитым узором или цветами. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. Загорская матрешка плотная, приземистая, верх плавно переходит к утолщающему низу фигурки.
В 1920-х годах в селе Полховский Майдан Нижегородской области потомственные токари начали «токарить» матрешек, а женщины – красильщицы стали их узорить. Так появились Полхово – Майдановские матрешки. Полхово –Майдановскую матрешку точили удлиненной, маломестной или даже неразъемной с маленькой головой. Лицо немножко грустное. Расписывают полхово-майдановские матрешки красками по трижды нанесенному крахмальному грунту с последующей, также трех разовой лакировкой. В последнее время мастера широко используют свободную кистевую роспись, без предварительного рисунка.
В окраске одежды преобладают малиновый и фиолетовый цвета. На голове у этой матрешки полушалок с яркими цветами шиповника. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда. У нее нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, передник характерных для загорской матрешки. Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом). Особенностью цветовой гаммы полхово – майдановской росписи является соседство холодных и теплых тонов, создающее напряженный колорит.
В 1922 году широкую известность приобрела Семеновская матрешка, родомона из Нижегородской области из села Семенова. Мастера заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать ее стали по-своему. Семеновские мастера придали матрешке своеобразную форму. Она более стройная, вытянутая. С этой матрешкой мы уже с вами знакомы. Вот она – русская красавица! У матрешек из города Семенова- многоцветная роспись и обильный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами.
В какую одежду она одета?
Дети:- Вкрасный полушалок, передник с букетом ярких цветов.
Воспитатель: Краски кажутся необычно чистыми, яркими – они положены на идеальную поверхность дерева, по крахмальному грунту. Сочетания красителей: желтого, зеленого, фиолетово, красного, - дают выразительный колорит. Самое же главное – декор, крупная цветочная роспись, заполняющая весь центр фигурки. Ягоды, цветы, листья собраны в разнообразные букеты. Как можно играть с этой матрешкой?
Дети: - Собирать, разбирать.
Воспитатель:- Русская матрёшка – наверное, самый популярный русский национальный сувенир. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты.
-Теперь наш путь лежит дальше. Садимся в вагончики трамвайчика. Поехали!
(Звенит колокольчик)
Остановка «Мастерская художника».
Физкультминутка.
У кого в руках загорскаяматрёшка,
Тот попляшет с ней немножко!
У кого в руках полхово – майдановскаяматрёшка,
Тот похлопает в ладошки!
Кто семеновскую взял
Тот задорно нам сплясал!
Кто матрёшки в руки взял,
Тот красиво приседал!
Воспитатель:Художникам нужно хорошо знать цвета. Какие цвета вы знаете? (Дети называют цвета). Цвета могут быть теплыми и холодными. Какие цвета называются теплыми?
Дети: - В которых есть капелька желтого, оранжевого, красного цвета, они греют.
Воспитатель: - Какие цвета называются холодными?
Дети: - В которых есть капелька синего, голубого, фиолетового цвета.
Игра «Веселые карандаши». Если тон теплый – дети хлопают в ладоши. Если холодный – не хлопают.
Воспитатель: -В мастерской нас ждут нерасписанные фигурки матрешек. Представьте, что вы сейчас мастера и мастерицы и начинайте «узорить» матрешки.
Матрешек можно расписать по предложенным образцам (семеновская, загорская, полхово-майдановская, а можно придумать свои необычные узоры и элементы. Какие покажите вы, маленькие художники.
По окончании работы предложить детям:
-выбрать лучшего мастера художника;
- выбрать похожих матрешек;
-составить семейку матрешек;
-дать матрешкам имена.
Воспитатель: - Наше путешествие закончилось. (Мы вернулись в детский сад). Что вам больше всего понравилось? О своих впечатлениях вы обязательно расскажите свои родителям и подарите им сувенир – матрешку, которые будут напоминать вам о путешествии в мир искусств.