Меньшикова Альбина Ивановна
Конспект НООД по познавательному развитию «Моя семья» в разновозрастной группе детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Шалдежский детский сад «Теремок»
Непосредственно образовательная организационная деятельность по познавательному развитию "Моя семья" в разновозрастной группе 4-6 лет
Задачи:
Воспитательные:
Средний возраст: Воспитывать уважительное отношение к родным и близким.
Старший возраст: Воспитывать интерес к своей родословной; чувство любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.
Образовательные:
Публикация «Конспект НООД по познавательному развитию „Моя семья“ в разновозрастной группе детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Средний возраст: Учить различать из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
Уметь находить цифру 7;
Развивать умение считать до 5, пользуясь правильными приемами счета, называть числительные по порядку;
Обозначать словами положение предмета по отношению к себе (передо мной, справа от меня, слева, сзади);
Старший возраст: Учить раскладывать число 7 на 2 меньших и составлять из 2-х меньших большее.
Уметь находить цифру 7 и записывать разными способами.
Упражнять в счете до 10; называть дни недели;
Закреплять умение сравнивать целое и часть;
Развивать глазомер детей, умение находить предметы по толщине;
Закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, впереди, сзади;
Развивать умение выкладывать дома по чертежу из геометрических фигур, анализируя постройку; Упражнять детей в решении задач.
Развивающие :
Развивать у детей старшего и среднего дошкольного возраста интерес к истории семьи, родословной, семейным традициям.
Развивать логическое мышление, память, воображение.
Речевые задачи:
Расширить словарный запас детей, вводить в словарь детей имена прилагательные (старший - младший,
Средний возраст: Учить детей понимать предложно падежные конструкции (кто Ваня для тебя Маша);
Продолжать активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Умение подбирать пары слов по ассоциации (мама-папа)
Старший возраст: Упражнять в употреблении сложноподчиненных предложений, умение отвечать полным ответом.
Методические приемы: загадывание загадок, чтение стихов.
Предварительная работа:
Рассматривание фотографий в семейных альбомах, называя по имени и по родству, кто кем кому приходится, изготовление генеалогического дерева, семейных гербов, чтение произведений «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Цветик-семицветик», «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят».
Демонстрационный материал: мольберт, мел, генеалогическое древо детей, 7 листьев, мяч, сундук с вещами, домовенок, яблоко.
Раздаточный материал: карточки на каждого ребенка средней группы с нарисованными бусами; схема домов, геометрические фигуры детям всех групп.
Для детей старшей группы : карточки с двумя полосками, 7 квадратов на каждого ребенка, тетради, карандаши, лист бумаги с нарисованными точками.
Ход НОД
Дети проходят в зал. Читают стихотворение.
Миша: В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ - родительский дом.
Юля: В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
Данила: В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Мой первый слог средь цифр найдите,
Конец ищите в алфавите,
А целое не трудно отгадать,
Взирая на детей, на их отца и мать.
Дети: Это семья.
Воспитатель: Что такое семья?
Дети средней группы : Это папа, мама, я.
Дети старшей группы : Это родные и близкие люди. Это-дом.
Воспитатель: Как коротко записать слово «семья?» запиши, Миша, ребенок записывает на мольберте 7 Я.
Воспитатель: Сколько человек в вашей семье?. У тебя Рита?
Дети средней группы : мама, папа, я-3 человека.
Воспитатель: Сколько членов в вашей семье, Маша?.
Дети старшей группы : у нас в семье 6 человек - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, я.
Воспитатель: У кого меньше 7 человек в семье? у тебя Настя?
Дети средней группы : мама, бабушка, дедушка, я-4.
Воспитатель: У кого больше 4-х человек? у тебя Росияна?
Дети старшей группы : у нас в семье -6 человек.
Воспитатель: Где можно встретить цифру 7.
Дети: 7 дней в неделе.
Воспитатель: назовите первый день, какой по счету воскресенье? назовите 3 дня подряд (ответы детей)
Воспитатель: что еще бывает 7.
Дети: 7 цветов радуги, 7 нот.
Воспитатель: Назовите соседей числа 7.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А в каких сказках встречается цифра 7? скажи Настя.
Дети средней группы : «Волк и семеро козлят»
Дети старшей группы : «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Цветик - семицветик».
Воспитатель: Вы составляли свою родословную. У кого больше всех имен?
Ответы детей : У Данилы, на его дереве имен
Воспитатель: У кого самое толстое дерево? самое тонкое?
Ответы ДЕТЕЙ
Объяснение нового материала.
Средней группе воспитатель раздает карточки с 5, старшей бусинами и просит обвести и раскрасить большие бусины красным, а маленькие синим карандашом (работа детей)
Объяснение нового материала.
Подготовительной группе : разложить число 7 на 2 меньших и составить из двух меньших большее.
Воспитатель: (показ на доске) Сколько листьев на ветке?
Дети: 7 листьев.
Положите на верхнюю полоску карточки столько же квадратов
Дети выполняют задание
Воспитатель: Один лист упал (перемещает лист вниз) Сколько теперь листьев на ветке?
Дети: 6 листьев.
Воспитатель: Сколько листьев внизу:
Дети: 1 лист.
Воспитатель: Сколько всего листьев?
Дети: 7
Воспитатель: Из каких 2-х чисел можно составить число 7?
Ответ детей : Из чисел 6 и 1.
Правильно, число 7 можно составить из чисел 6 и 1; 6 и 1 вместе составляют -7.
(Воспитатель обводит указкой каждую часть листьев и все листья) Покажите на квадратах, как можно составить число 7, отодвиньте один квадрат вправо на нижнюю полоску. Из каких чисел вы составили число 7? Ответ детей.
Воспитатель: Из каких 2-х чисел можно еще составить число 7?
Дети: Можно составить число 7 из чисел 5 и 2.
Воспитатель: Расскажи Миша, сколько квадратов на второй полоске, поскольку их
справа, слева. Как же теперь составлено число 7.
Дети: На второй полоске справа - 2 квадрата, слева - 5. 5 и 2 это-7.
Воспитатель: На какие числа ты Юля, разложила число 7, как ты работала?
Ответ детей. Аналогично рассматриваются другие варианты состава числа 7.
(Работа детей)
Воспитатель:
В ходе работы детей воспитатель задает вопросы детям той и другой подгруппе поочередно.
Воспитатель: «Сколько всего бусин Настя»? посчитай.
Ответ детей : 7 бусин.
Воспитатель: Сколько бусин красного цвета?- Ваня. Сколько бусин синего? - Рита. Каких бусин больше красных или синих? - Оля. Каких больше больших или маленьких? - Маша посчитай. Из каких фигур составлены бусы? - Настя. Ответы детей средней группы.
Физкультминутка (с мячом) Придумать пару к слову.
Мама - папа,
Сын - дочь,
Брат - сестра, Муж - жена.
Воспитатель: Многие семьи хранят старинные вещи в бабушкином сундуке. А зачем как вы думаете?
Ответы детей : (если затрудняются ответить воспитатель помогает)
Воспитатель: Я думаю для того, чтобы рассказать о том, как раньше жили, что делали,
чтобы было интересно, передавать из поколения в поколение.
Вот и у нас есть такой сундук, какие же тайны он хранит?
(дети подходят к сундуку, открывают его, на вещах лежит домовенок Кузя - кукла)
Воспитатель: Ой ребята, кто это?
Дети: Домовенок Кузя.
Кузя: Это кто же меня разбудил? Ишь расшумелись. А, это вы, я про всех все знаю, кто балуется, а кто послушный. И хочу я вам ребятки загадать свою загадку. Отгадаете?
Волосы седые, добрые глаза,
Всех ребяток любит (бабушка) моя.
Кузя: Кузенька моя. Почему это бабушка? докажите.
Дети: У бабушки волосы седые, добрые глаза.
Кузя: У меня тоже волосы седые, а глаза добрые, добрые, это Кузенька, конечно же я.
Дети: Нет - это бабушка.
Кузя: нет Кузенька.
Кузя: Ну так и быть пусть - бабушка.
Воспитатель: Кузь, а почему ты в сундук спрятался?
Кузя: Я тут живу, мне здесь хорошо и уютно (вытаскивает вещи, раскладывает по обе стороны сундука, за сундук, перед ним) при этом рассказывает предназначение вещам.
Кузя: Гребешком причесываюсь, полотенцем вытираюсь, этой ложкой я обедаю, эта ложка для Нафани.
Воспитатель: Какой же ты беспорядок навел. Ребята, поможем убрать вещи Кузе? Миша собери и посчитай вещи справой стороны; ты, Юля с левой; Даня- впереди сундука; а Оля - за сундуком.
(работа детей)
Воспитатель: Сколько вещей собрал Миша, с какой стороны по отношению к сундуку ты собирал? А ты, Юля? Расскажи Оля, где и сколько собрала вещей? Сколько вещей впереди? Кто больше собрал вещей? А у кого меньше? Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Ребята, давайте построим домик для Кузи. Садитесь за стол. Кузь,
хочешь домик?
Кузя: Конечно хочу.
Дети по чертежу составляют домик.
Дети средней группы : из квадрата и треугольника, из 3-х треугольников.
Дети старшей группы :
Воспитатель: Из каких фигур ты построила свой домик, Рита?
Дети: из 3-х треугольников.
Воспитатель: А ты, Миша?
Дети: Свой домик я построил из 2-х прямоугольников и 2-х треугольников.
Воспитатель: Какие фигуры ты взяла, Маша?
Дети: Я взяла 4 квадрата и треугольник.
Воспитатель: Какой тебе домик понравился, Кузя?
Кузя: Все понравились, все хороши. Спешить мне надо, меня Нафаня ждет. Воспитатель: Кузя, а ты возьми с собой младших ребят.
Кузя: Пойдем-те я вам сказки буду рассказывать. Нафаня! Я иду! Дети средней группы уходят
Воспитатель: Ребята, откройте тетради, соедините точки, соблюдая последовательность чисел при прямом счете (работа детей). Скажите что получилось?
Дети: Созвездие Большой медведицы.
Воспитатель: Правильно в созвездии медведицы тоже 7 звезд. Послушайте задачки:
1 .-У мамы два ребенка, она угостила их яблоком? Что нужно сделать чтобы дети не поссорились?
Дети: Разрезать яблоко на две половинки. Разделить яблоко на две части.
Воспитатель: Верно. К детям пришли еще двое друзей. Надо же и их угостить яблоком. Как это сделать?
Дети: Каждую половинку разделить на две части.
Воспитатель: Что больше целое яблоко или половина? На сколько частей разделили
все яблоко? Две половинки яблока равны?
Ответы детей.
2.-У маленькой Светы
Четыре конфеты.
Еще дала три Алла.
Сколько всего стало? (7)
Воспитатель: Ребята, чем мы занимались, что узнали нового.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже много беседовали о семье, ее традициях. И сегодня снова говорили о семье, о цифре, которая живет в этом слове и где встречается.