Лариса Галямова
НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие на Северный полюс
Цель:
Развитие познавательного интереса к природе, желание изучать природный мир.
Задачи:
Образовательные:
• обогащать представление детей о животных Севера
• познакомить с внешним видом, характерными особенностями и повадками белого медведя.
Публикация «НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• активизировать мыслительную активность в познавательно-исследовательской деятельности, проявление самостоятельности и наблюдательности (Познание)
Развивающие :
• развивать фразовую и связную речь детей при составлении описательного рассказа, используя элементы мнемотехники;
• продолжать развивать умение высказывать и обосновывать свои суждения, решая проблемные ситуации (Коммуникация)
• развивать внимание, координационные способности, мелкую моторику (Здоровье)
Воспитательные:
• воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему, умение сопереживать, заботиться о животных (Социализация)
Здоровьесберегающие технологии:
пальчиковая гимнастика, имитационные игры, массаж рук, логоритмическое упражнение.
Материал: игрушка медвежонок, карта мира, картинки животных Севера и пейзажи Крайнего Севера (презентация, схема-мнемотехника Белая медведица, рукавички меховые и вязаные, чудесный мешочек, схемы по количеству детей «Кто это», простой и цветные карандаши, раскраски.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье»
Сценарий организации НОД:
Мотивация
-Ребята, вы ничего странного не слышите? Как-будто кто-то плачет? (Дети находят белого медвежонка)
-Странно, как он к нам попал? Медвежонок плачет, потому что совсем маленький и потерялся!
-Мне кажется он хочет есть, что можно ему предложить!
Дидактическая игра «Что ест медведь»
Педагог показывает картинки, а дети выбирают подходящий вариант.
-Правильно ответил тот, кто предложил мишке рыбу, а вот конфеты и печенье он не ест. Белые медведи любят рыбу, мелких морских животных, морские водоросли, птичьи яйца. -Вот тебе рыбка…Предлагаю помочь мишке и отправиться искать его маму. Согласны?
-А вы знаете, где живут белые медведи? Верно, на Севере. Там очень холодно, поэтому необходимо потеплее одеться, чтобы не замёрзнуть.
«Имитационное упражнение «Одеваемся»
Дети повторят за воспитателем алгоритм последовательности одевания, помогают завязать друг другу шарф.
-Север находится очень далеко, на чём можно туда быстрее добраться? Конечно, на самолёте!
Игра-взаимодействие «Самолёт»
Цель: развивать совместные деятельность, чувствовать партнёрство. Учить контролировать и соотносить свои действия с действиями других, развивать умение договариваться.
На определённый счёт (например, до 10) все дети превращаются в самолёт. Самостоятельно договариваются и распределяют роли – кто-то нос самолёта, кто-то крылья, хвост и т. д. Затем заводится мотор и самолёт начинает двигаться. При этом нос не должен улететь вперёд, крылья не отставать и т. д.
-Ну вот мы и приземлились на заснеженную поверхность. Я захватила с собой карту, давайте найдём место, где мы с вами находимся.
Рассматривание карты мира.
Сидя на ковре дети рассматривают карту мира, находят на ней северный полюс.
-В каких климатических условиях здесь живут?
Дети рассматривают на слайдах пейзажи Севера (2.3.4 слайды)
«Игра «Назови Северные слова»
- а сейчас мы с медвежонком будем называть слова, если вы услышите слова, относящиеся к Северу, хлопайте в ладоши.
СНЕГ, ЛЕДНИК, ПУСТЫНЯ, МОРЖ, ЖАРА, ХОЛОД, ЦВЕТОК, ЛЬДИНА, ЛЕС, СНЕЖИНКА, ПОЛЕ, КОЛОКОЛЬЧИК, ОЛЕНЬ, СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ, РАДУГА, МОРОЗ, ДЯТЕЛ, БЕРЁЗА, ЛЁД, ЧЕРЕПАХА.
- Ребята, каких ещё животных Севера вы знаете?
Рассматриваем поочерёдно картинки с изображением животных Севера на слайдах (5.6.7.8.9.10.11.12.13 слайды)
-Чем питаются животные Севера и как добывают себе пищу?
-Ребята, а как вы думаете, животные Севера не замерзают? Ведь там сильные морозы, а им приходится спать на льдинах, добывать пищу в воде.
- Дети рассказывают, что у них есть шуба.
Сравнительный эксперимент «Рукавички»
-Верно! …Предложить сравнить две рукавички – вязаную и меховую. Подвести к выводу- в какой теплее. Между рядами вязаной рукавички тепло уходит наружу, а мех намного плотнее и сохраняет тепло рук лучше.
- Теперь посмотрите на шубку медведя –какая она?
Толстая, пушистая, меховая, тёплая, плотная, белая. Под кожей находится толстый слой жира.
-Давайте возьмём в руки бинокли и осмотрим ледовые поверхности.
Пальчиковая гимнастика «Бинокли»
Соединяем большой и указательный пальцы обеих рук, образуя колечки, остальные пальцы полусогнуты.
На слайдах –картинки животных Севера и других мест обитания: тюлень, белый медведь, белка, песец, заяц, бурый медведь, морской котик, морж, северный олень, волк, крокодил.
Игра «Угадай, кто лишний» (14 слайд 15,16,17 слайды)
По очереди появляется картинка. Дети отгадывают-какое животное лишнее и почему.
-Вы наверно очень замёрзли, давайте погреемся.
Массаж рук «Зимняя разогревалочка»
Если мёрзнут руки, начинаем их тереть. (дети трут ладошку об ладошку)
Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть.
Сначала ладошки растирают быстрее,
Потом как ледышки –хлопки. (Хлопают в ладоши)
Потом как лягушки-по коленям хлопки (хлопки по коленям)
Потом как подушки – кулачками друг о дружку. (руки сжаты в кулачки)
Но вот понемножку продолжаем растирать.
Согрелись ладошки, горят и взаправду, а не понарошку.
Я горю как от огня (вытягивают ладони вперёд)
Вот, потрогайте меня! (М. Рузина)
Составление рассказа по картине. (18 слайд)
- Ребята, вот медвежонок говорит, что у него есть картина, на которой изображена его мама. Давайте составим рассказ о белой медведице. А медвежонок внимательно послушает, справимся ли мы с заданием.
Дети садятся за столы. Работа с мнемосхемами. Рассказываем и заполняем квадраты.
КТО ЭТО?
1. Кто это? Какой он? -назови слова – признаки: большой, сильный, быстрый, ловкий, хищный. (рисуем знак вопроса)
2. Чем покрыто тело? (рисуем шерсть)
3. Чья это морда? Опишите её. Голова медведя вытянутая, треугольная. На голове два маленьких чёрных, зорких глаза. Чуткий нос и пасть с острыми зубами. Уши-маленькие, овальны. Когда медведь ныряет, он прижимает уши к голове, чтобы в них не попала вода. Шея длинная. У медведя четыре широкие лапы. Подошвы покрыты шерстью, чтобы лапы не мёрзли.
4. Где живёт белый медведь? (рисуем снежинку, берлогу)
5. Чем питается медведь? (рисуем рыбку, водоросли)
6. «МАМА» - Медведицы добрые, заботливые мамы. Они роют в земле берлогу, в которой рождаются медвежата. Медвежата маленькие, слепые, глухие, смешные. Медведица ухаживает за ними: кормит молоком, согревает своим теплом, играет, учит их охотиться.
7. Катаются с горок, любят купаться. (рисуем волны)
8. «Сердечко» - Что ты почувствуешь, если встретишь белого медведя?
Вот мы и составили схему рассказа. Кто хочет рассказать о белом медведе?
Рассказы детей.
- Ребята, нам пора прощаться с медвежонком и возвращаться в детский сад. Мишка останется со своими друзьями и семьёй. (19 слайд)
Логоритмическое упражнение «Мы идём» - под музыку
Мы идём, мы идём, по дорожке мы идём. (маршируют)
Мы идём, мы идём, звонко песенку поём. «Ля,Ля,ля….»
Через сугробы мы шагаем, выше ноги поднимаем. (шагают, поднимая колени)
Всё равно вперёд идём, звонко песенку поём «Тра-та-та….»
А теперь на лыжи встали, очень быстро побежали (движения скользящим шагом)
Мчимся с горки, не молчим, а задорно так кричим «Уух!»
На одной ножки покружись, в детский сад ты возвратись!
Имитационное упражнение «Раздеваемся»
Дорисуй картинку.
- Ребята медвежонок оставил вам подарки, свои портреты. Но здесь изображены только силуэты. Давайте их дорисуем-глаза, носик, всё что вам запомнилось: чем любит заниматься медвежонок (играть, кататься с горки, купаться, что любит кушать.
Рефлексия
- Вот сколько интересного мы сегодня узнали о белом медведе. Вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего?
-А вы знаете, что белых медведей осталось на нашей земле очень мало, охота на них запрещена и они занесены в Красную книгу.
-Есть у меня чудо-мешочек, в котором лежит снежок. Возьмите его в руки, загадайте желание – чтобы все люди на земле были добрыми и заботились о животных. А теперь подуем на этот снежок, он разлетится по всему свету и наше желание обязательно сбудется.