Наталья Манакова
НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Помоги Петрушке»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по подготовке детей к обучению грамоте
Форма: непрерывная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте
Тема: Помоги петрушке
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Количество участников: 20 чел.
Основная образовательная область: речевое развитие
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умений, необходимых для овладения грамотой (чтением и письмом).
Публикация «НОД по подготовке детей к обучению грамоте „Помоги Петрушке“» размещена в разделах
Задачи:
1. Обучающие (закрепляющие) :
• формировать представление, что слово состоит из звуков согласных и гласных;
• учить детей различать на слух согласные и гласные звуки и давать им характеристику;
• учить умению составлять предложения из 3-х слов, анализировать словесный состав предложения.
2. Развивающие:
• развивать словесно-логическое мышление, умение обобщать, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движением, тонкую и общую моторику.
3. Воспитательные:
• воспитывать у детей умение работать в коллективе, сотрудничать, оказывать помощь другому.
Индивидуализация:
учить детей принимать и выполнять правила игры, высказывать своё мнение, совместно в коллективе решать проблемную ситуацию, справедливо оценивать свои результаты и радоваться за успехи других.
Виды детской деятельности:
-коммуникативная
-двигательная
Предварительная работа. Разучивание упражнения на координацию речи с движением «Мушка Жужа», игра "Жуки"
Демонстрационный материал: петрушка, указка, красные полоски-предложения (2, фиолетовые полоски-слова (4, картинки жук, муха, оса, большой пазл жука, красивая подарочная коробочка.
Раздаточный материал: картинка-схема для слова «жук», тарелочки, квадраты (2) синих, красных (2, красные полоски-предложения (2, фиолетовые полоски-слова (4, картинка жука.
Содержание:
Ход мероприятия:
1. Организационный момент:
Логопед. Здравствуйте ребята! Сегодня к вам в гости я пришла с Петрушкой.
Петрушка :
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
Доброе утро –
Солнцу и птицам,
Доброе утро –
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Логопед. Давайте все друг другу скажем доброе утро!
Дети: Доброе утро!
Петрушка : ребята, я никогда не ходил в детский сад, а мне сказали, что детском саду дети играют и веселятся. Это правда?
Дети: да!
Петрушка. А мне не с кем играть. У меня недавно было день рожденье и мне подарили игру. А я не знаю, что с этой игрой делать. Вы поиграете со мной?
Дети. Да!
(Петрушка отдает коробочку воспитателю)
Воспитатель. (открывает коробочку) Ребята мы поможем петрушке все вместе собрать пазл. Я знаю секрет! Задания выполним и сможем собрать пазл.
2. Игра «Будь внимательным» (на коврике)
Воспитатель. Игра называется «Будь внимательным!» Нужно внимательно слушать звуки: «Если услышите один звук – поднимите одну руку, два звука – поднимите обе руки».
Дети называют отдельные звуки и сочетания двух звуков: «м», «ам», «ус», «у», «з», «о», «оп» и др. Выполняют движения руками.
Воспитатель. Ребята отгадайте загадку. Летит, жужжит, шумит, На землю садится, А никто не боится.
Дети. жук.
Петрушка. Я давно хотел научиться летать!
(ответы детей)
3. Игра "Жуки"
Цель: выработка длительного речевого выдоха. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связном тексте.
Ход игры: дети (жуки) присели на корточки и говорят:
Я жук, я жук,
Я тут живу,
Жужжу, жужжу:
Ж-ж-ж-ж.
По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж… по сигналу «Дождь» жуки летят в домики (за столы).
4. Звуковой анализ слова «Жук»
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я на ветке сижу
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу.
«Как вы догадались, что это жук? Какой звук часто слышали в загадке?»
(ответы детей)
Логопед. Дети, посмотрите на картинку. Что обозначают квадратики внизу?
(ответы детей)
Верно – это домик для звуков. Предлагаю отдельным детям выделить первый звук в слове. Определяем все звуки по порядку, просит произнести слово «жук» так, чтобы все услышали первый звук. Дети произносят слово «жук» с интонационным выделением первого звука. Определяют, что первый звук в слове – «Ж», обозначают его синим квадратом в домике для звуков. Кто определил звук выходит к доске и прикрепляет квадрат. Определяем второй звук в слове «жук». Логопед произносит слово с интонационным выделением звука «У», называет звук изолированно – «У». Дети на местах обозначают звук «У» красным квадратом.
Логопед предлагает детям самостоятельно отыскать третий звук в слове «жук». Они читают слово по полоскам с клетками, интонационно выделяя звук «К». Определив, что третий звук в слове «жук» – «К», обозначают его синим квадратом. Даем характеристику звукам по порядку
Логопед подводит итог: слово состоит из звуков. Звуки в слове следуют друг за другом.
5. Пальчиковая гимнастика.
Я весёлый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу.
(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.)
Логопед. Ребята кто хочет стать жуком. Собрать слово втроем!
6. Игра с заданиями
Петрушка вызывает менее подготовленных детей и называет их звуками слова «жук» («ж», «у», «к»). Дети «строят» слово. Логопед с детьми читает его, ведя указкой от ребёнка к ребёнку. Отходит в сторону и просит звуки подойти к петрушке : «Подойди звук «К», «Ж», «У». Педагог предлагает по команде «Звуки – не ленись, в слово «жук» становись!» встать по порядку и «построить» слово «жук». Дети выходят из игры и садятся на своё место: звук «Ж», «К». «Какой звук остался? – Звук «У».
Дети на местах выполняют задание: «Уберите с полосок звуки: «У», «Ж», «К».
7. Упражнение на координацию речи с движением
«Мушка Жужа»
Зелёная мушка. Мохнатое брюшко.
Летает. Ж-ж-ж-ж-ж. (Дети изображают летающих мушек.)
Села на листок. Подняла хоботок. Отдыхает. (Садимся на коврик, голова поднята вверх, глаза закрыты, фиксируем позу 30 секунд.)
Кушать захотела. Опять полетела. (Дети изображают летающих мушек.)
Увидела сырок. Села, поела. (Садимся на коврик, голова опущена вниз, фиксируем позу 30 секунд.)
И опять полетела. Ж-ж-ж-ж-ж. (Дети изображают летающих мушек.)
Воспитатель. Ребята, Петрушка никогда не составлял предложения. «Вы сможете помочь Петрушке подсказать нужное слово?»
8. Игра «Подскажи слово»
«Жук …» – Какое слово подсказали? Какое предложение получилось? Назовите 1-е, 2-е,3- слово.
Дети выкладывают схему предложения, читают по схеме. Один ребенок у доски.
Петрушка. Ой, как интересно я тоже хочу выложить схему предложения.
Воспитатель. Ну хорошо давай попробуй!
«Муха…» У доски выкладывает предложение Петрушка, допускает ошибку. Дети исправляют, объясняют, почему нужно выложить две фиолетовые полоски.
Петрушка. Спасибо, ребята, я все понял! Что предложение состоит из слов.
Воспитатель. Ребята, скажите жук, бабочка, муравей, муха - что это? (насекомые)
Воспитатель. Пришло время собрать пазл, так как мы выполнили все задания по грамоте.
9. Жучок. Упражнение на координацию речи с движением
Что ты делаешь, жучок?
Строю я домишко! Руки над головой в форме крыши
Что плетешь ты, паучок?
Плету гамачишко! Руки вращаются перед собой
В маленьком домишке
Будет жить жучок. Прыжок. Руки в стороны вверх, ноги в стороны
И качаться в гамачке
Резвый паучок. Наклоны в стороны
Ты о чем жужжишь, жучок?
О своем домишке. Руки над головой в форме крыши
Как просторно стало в нем Развети руки в стороны
Деточкам-жучишкам! Соединить ладони в запястье, пальцы растопырить, изображая полет маленьких жучков вверх
Воспитатель. Вот мы и сложили пазл. Ребята, а вы хотите еще поиграть с жуком?
Дети. да!
Петрушка. Мне очень понравилось с вами играть. Я хочу вам подарить жучков. Чтобы дома вы поиграли вместе с родителями. (вручает картинку жука)
Сюрпризный момент: подарок рисунок жука по клеточкам.
Воспитатель. Ребята, возьмите картинку домой, чтобы нарисовать ему друга. Придумайте сказку о жуке.
Окончание занятия. Оценка работы детей (каждого ребенка). Какие задания вы сегодня выполняли? Что узнали нового? Что было интересно делать? Что понравилось?
Предполагаемый результат (продукт) : совместный сбор пазла «жук». Задание дома нарисовать жука по клеточкам и сочинение совместной сказки с родителями о жуке.
Предполагаемые риски: дети не смогут без помощи взрослого собрать звуковой анализ слова, составить предложение, разложив схему.
Литературные источники
1. Плотникова Л. Н. «Подготовка к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении» (для детей старшей и подготовительной группы ДОУ) Комитет по образованию, опеке и попечительству, 2012.
2. Источник:https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/3068101 © BabyBlog.ru