Марина Порфирьева
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста по мотивам сказки «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (раздел «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста) …»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста по мотивам сказки „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Образовательные задачи:
Упражнять в составлении предложений по схеме.
Совершенствовать речевые, интонационно-выразительные, двигательные способности детей.
Закреплять произношение звуков [р], [р’] в словах, чистоговорках.
Совершенствовать навык образования относительных прилагательных.
Совершенствовать навыки определения количества слогов в слове, места звука в слове; определения мягкости-твердости звука на слух.
Развивающие задачи:
Развивать мышление, внимание, фонематический слух.
Развивать интерес к решению дидактических задач.
Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Совершенствовать связную речь детей, навыки координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
Воспитывать коммуникативные навыки.
Воспитывать наблюдательность, интерес, любовь к сказкам, эмоциональное восприятие, готовность прийти на помощь.
Оборудование: «волшебный мешочек» с буквами, предметные картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки [р] и [р’]; карточки – схемы для определения места звука в слове, количества слогов, аудиозапись логоритмической песенки «Разминка» (Е. и С. Железновых «Музыка с мамой», слайды презентации по сказке «Гуси-лебеди», атрибуты для игр «Урожай», «Четвёртый – лишний», «Лабиринт», кукольный театр.
Словарная работа: Продолжать обогащать словарь детей словами-антонимами : грязное - чистое, влажное - сухое, пустая - полная Активизировать их в речи.
Планируемые результаты: умеют составлять разные виды предложений; выработано четкое произношение звука[р], [р’] в словах; умеют подбирать слова на заданный звук, определять количество слогов в слове, место звука в слове; с интересом решают дидактические задачи.
Методические приемы: организационный момент, введение в игровую ситуацию, дидактические игры «Составь предложение», «Скажи наоборот», «Пожелание», игра с мячом «Начинки», физкультминутка,игра «Нарисуй и заштрихуй фрукты», «Четвертый - лишний», «Поймай звук», «Лабиринт», «Раздели на слоги».Итог.
Ход: Организационный момент. Введение в игровую ситуацию.
Дети входят в группу, приветствуют присутствующих.
Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть мультфильмы (Ответы детей). Я хочу пригласить вас сегодня в кинотеатр. (Идём в музыкальный зал.)Билеты я уже купила, но билеты эти не простые, а с заданиями.
1. Задание: Составь предложение по схеме:
L _ _!
L _ _ _ ?
L _ _ _ .
После выполнения задания на экране интерактивной доски транслируется начало сказки «Гуси – лебеди».
Воспитатель: Итак, жили – были муж и жена. (Вынимает из коробки кукольных героев и ставит на подставку.) Были у них дочка Машенька да сынок Ванюшка. Ванюшка маленький отцу во всём помогал. И Машенька не отставала, тоже везде поспевала и маме своей помогала. Давайте узнаем, как она помогала.
• Игра «Скажи наоборот»
Было бельё грязное, вмиг станет (чистым).
Выстирает бельё, было оно влажным, вмиг станет… сухим).
Пойдёт с подружками в лес, была корзина пустая, а станет (Полная)
Была морковка мелкая, после полива станет (крупная)
Был куст смородины низким, Маша польет и он станет (высоким)
Пес был злой, покормит его Маша и станет он (добрым)
Воспитатель: Вот однажды случилась беда. Родители уехали, а Машенька не доглядела за братом: налетели гуси – лебеди и унесли его. Кинулась Машенька в погоню. А вы ей не поможете?
Дети: Поможем!
Воспитатель: Молодцы! Прежде чем отправиться в дорогу, предлагаю вам подарить друг другу пожелания.
• Игра «Пожелание»
Дети вынимают из «волшебного мешочка» буквы и на данный звук «дарят» пожелания:
[х] – храбрости;
[з] – здоровья;
[у] – удачи, успеха;
[c] – смелости;
[в] – везения
[м]-мужества, мудрости (и. т. п.)
Воспитатель: А сейчас пойдём вместе с Машенькой и перечислим то, что видим.
Чистоговорки
Ор-ор-ор – вот сосновый бор. (Руки разводим в стороны,качаем)
Ра – ра - ра – вот высокая гора. (Руки вместе вверх соединяем)
Ра – ра - ра –у мышки есть нора. (Приседаем)
Ре – ре - ре – стоит домик на горе. (Руки над головой соединяем)
Ру – ру – ру - ягод наберу. (Наклоны)
Воспитатель: А вот и следующий герой нашей сказки. Что это?
Дети: Печка (выставить макет печки).
Воспитатель: Печка, Печка, куда гуси полетели? А печка отвечает: «Выньте мои пироги, тогда скажу. А пироги с разными начинками.»
• Игра с мячом «Начинки»
Яблоко – яблочная.
Груша – грушевая.
Слива – сливовая.
Клубника – клубничная.
Малина – малиновая.
Земляника – земляничная. (и. т. п)
Воспитатель: Вон вдали гуси полетели. Поспешим и мы за ними.
Физкультминутка (логоритмическая песенка «Разминка» Е. и С. Железновых).
Дети выполняют движения по тексту.
Ручка вверх и ручка вниз,
Ножка вверх и ножка вниз,
Ещё раз вверх, ещё раз вниз,
Кружись, кружись, кружись!
Воспитатель: А вот и яблоня. (Выставить макет яблони)
Дети: Яблоня, яблоня, куда гуси – лебеди полетели?
Воспитатель: А яблоня отвечает: «Соберите мои яблочки, тогда скажу». Соберём урожай, ребята?
• Игра «Нарисуй и заштрихуй фрукты»
Воспитатель: А вот и корзинка моя. В ней – яблоко, банан, груша. Каждый из вас сейчас этот урожай разложит на тарелке. (Тарелки нарисованы на листах бумаги). Посередине тарелки расположите не банан и не грушу. (Дети рисуют яблоко.) Справа – не яблоко и не банан. (Дети рисуют грушу.) А слева – оставшийся фрукт. (Дети рисуют банан.)А теперь цветными карандашами заштрихуйте фрукт, в названии которого есть звук [р]. (Дети выполняют).
Воспитатель: А вот мы и дошли до речки. (Выставить макет)
Дети: Речка, речка, куда гуси – лебеди полетели?
Воспитатель: Речка говорит: «Почистите мои песочные берега, тогда скажу».
• Игра «Четвёртый – лишний»
На столах емкости с песком, в песке дети выбирают лишний предмет, затем объясняют свой выбор.
Воспитатель: На берегу реки летает много комаров Давайте мы будем ловить их в ладошки и топать ножками.
• Игра «Поймай звук» Если услышите в слове звук[р]-хлопните в ладоши, звук[р’]- топните ножкой. (Морковь,рак,кукла, море, ребус, яблоко,сыр,репка,карандаш, варенье)
• Игра «Лабиринт»
Звучит тревожная музыка, на экране интерактивной доски – избушка Бабы Яги.
Воспитатель: Перед вами лабиринт. (На листах бумаги изображён лабиринт, в его начале – Машенька, в конце – Иванушка). Для того чтобы спасти Иванушку, Машенька должна пройти лабиринт. Проведите дорожку сначала пальцем, а теперь при помощи карандаша.
Дети выполняют.
Воспитатель: Схватила Машенька Иванушку и убежала. Добежала до дома, а тут и родители с гостинцами вернулись.
Появляются герои на экране – матушка и батюшка с гостинцами.
• Игра «Раздели на слоги»
Дети делят картинки с изображением гостинцев на группы по количеству слогов в слове и обозначают место звуков[р], [р’] в этих словах. Картинки помещают на магнитную доску. ( Слова: баранки мармелад, варенье, зефир, сыр, ватрушки)
Воспитатель: Вот и закончилась сказка. Вы, ребята, молодцы. Помогли Маше вернуть братца, выполнили много заданий.
Какие задания были трудными для вас?
Какие задания понравилось выполнять больше всего?
Используемая литература:
В. В. Гербова Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. - Из-во «Мозаика-Синтез»,М. ,2015 г.
Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез,2009г. -112с.
Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. Изд-во «Педагогика», М. ; 1978год.
Занимательное азбуковедение, сост. В. Волина. -М. ; Просвещение 1991.-368 с.
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. Мозаика-Синтез, 2015 год.