Валентина Низамутдина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Таинственный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Низамутдина Валентина Михайловна, воспитатель МБДОУ «Осинский детский сад №3»,с. Оса, Иркутская обл.
Цель: Расширение и закрепление у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
Образовательные:
Формировать у дошкольников умение рассуждать, делать выводы.
Развивающие:
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление, конструктивные и творческие способности, моторику.
Воспитательные: воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.
Материалы: Презентация, модель Солнечной системы, воздушные шары, веревка, мяч и горошина, фонари и макеты «звездного неба»,заготовка для коллажа, музыка.
Дети с воспитателем заходят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте прочитаем наше приветствие, чтобы и у наших гостей, и у нас было хорошее настроение.
Стоя в кругу:
Давай, дружок, обнимемся (обнимают детей, стоящих справа и слева за плечи)
И до небес поднимемся (стают на носочки и тянут руки вверх)
Тепло сердец объединим (кладут обе руки на левую сторону груди, а затем вытягивают руки вперед)
И станем солнышком одним (берутся за руки и поднимают их вверх)
Ход занятия:
Дети садятся на стульчиках полукругом.
Воспитатель – Ребята, сегодня я хочу начать наше занятие с таких строк:
Вселенная много готовит загадок,
И многое в мире неведомо нам.
И в космос пускай запускают ракеты,
Дорога безмерна к далёким мирам.
Да, космос постигнуть – как вычерпать бездну.
Лишь кроху всего удаётся узнать,
Но мир открывать, безусловно, полезно.
Для этого в космос и стоит летать.
Воспитатель - Ребята, вы согласны с автором этих строк? Я тоже согласна.
Ведь с давних времён люди с интересом вглядывались в звездное небо. Их всегда интересовал загадочный мир звёзд и планет. Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла Луна, которая меняла свою форму.
Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли.
И даже считали, что Земля плоская и лежит на спинах огромных слонов. Эти слоны стоят на спине гигантской морской черепахи, а та плавает в безбрежном океане. Людям казалось, что небо – это твёрдый купол, по которому движется Солнце, Луна и звезды. СЛАЙД
Но шли годы, знания людей менялись, расширялись, появлялись мощные телескопы, и вот мы уже знаем, что наша планета Земля с большой скоростью летит в бескрайнем космосе. Её окружают звёзды, планеты и другие небесные тела из камня и льда. Всё вместе это называется Вселенной.
Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.
Какой праздник вчера, 12 апреля, отмечала наша страна? День космонавтики. А почему этот праздник отмечают именно 12 апреля?
Дети: Потому что впервые человек полетел в космос 12 апреля 1961г.
Воспитатель: Кто же был первым космонавтом планеты?
(Первым космонавтом планеты был Ю. А. Гагарин).
- Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля!
С тех пор 12 апреля – день первого полета человека в космос, стал днем космонавтики.
Как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам?
(Восток-1)
А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой.
Кто она?
(Первая женщина – космонавт)
А кто еще летал в космос кроме людей?
(В космос летали собаки Белка и Стрелка).
Что делают космонавты?
(Космонавты изучают космос. Космонавты наблюдают за звёздами. Космонавты надевают скафандр. и т. д.)
Какими должны быть космонавты? (Космонавты должны быть сильными (смелыми, отважными, умными, закалёнными, выносливыми ит. д.)
Воспитатель: А вы бы хотели побывать в космосе и увидеть все своими глазами?
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять.
(соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
Космос изучить хотим. (ходьба на месте)
А на чем люди летают в космос?
– Вам интересно узнать, почему ракета летит вверх?
Ракету заправляют специальным горючим топливом, топливо сгорает и превращается в газ. Газ вырывается мощной струей и толкает ракету вверх. Но ребята, представляете, сколько нужно горючего, ведь до космоса очень далеко. Поэтому ракету делают из нескольких частей, эти части называются ступенями. В каждой ступени есть свой бак с горючим и свой ракетный двигатель.
Для того, чтобы вы представили, как это происходит, я проведу небольшой эксперимент с воздушным шариком. Для этого мне понадобятся два помощника. Коля и Ярослав, выходите ко мне, возьмите с двух сторон веревку и натяните ее, а я приготовлю ракету к полету.
Опыт «Запуск ракеты». Натяните веревку через всю комнату. С помощью коктейльной трубочки и скотча закрепить на веревке надутый шарик (рукой придерживать "хвостик").
Воспитатель: Перед запуском ракеты ведут обратный отсчет. Давайте все вместе дадим команду "3-2-1-Пуск!"
А хотите тоже запустить ракету в космос? Возьмите шарик, надуйте, зажмите кулаком отверстие. Начинаем обратный отсчет: 3, 2, 1 – пуск!
Оторвалась ракета от земли и полетела в космическое пространство или – Вселенную. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и других небесных тел. Здесь царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха, а, следовательно, человек может дышать только находясь в чем? (в скафандре). Слайд
Воспитатель: Правильно, молодцы! А теперь послушайте загадку:
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то – не круг, а шар,
Сильно раскаленный (слайд Солнце)
– Если Солнце – это звезда, то почему ночные звезды так не похожи на нее? Почему они кажутся маленькими сверкающими точками? (Ответы детей) – Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли. И свет от далеких звезд доходит до нас только через 4 года. Как вы думаете, где находится солнце? (Ответы детей) – А какое оно: большое или маленькое? (Ответы детей) – Почему кажется маленьким? (Ответы детей) – Правильно. Солнце большая, огненная звезда, из всех звезд она самая близкая к нам. Расстояние от солнца до Земли 150 мл. км, а солнечный луч доходит до земли за 8 минут и 19 секунд.
Воспитатель: Размеры Земли и Солнца я хочу продемонстрировать при помощи мяча и горошины. Показывает детям большой мяч и горошину: Как думаете, что из этого Земля, а что Солнце?
Горошина – это наша Земля, мяч – Солнце. Земля настолько меньше Солнца, насколько горошина меньше мяча.
– В какое время суток можно видеть звезды? (Ответы детей) А днем звезды светят? (ответы детей) – Сейчас, проведя несложный опыт, я вам докажу, что звёзды светят постоянно, и днём и ночью.
Опыт: «Звезды светят постоянно» Пробить дыроколом отверстия в картонке, вложить картонку в конверт, включить фонарик. На расстоянии 5 см посветить на конверт с одной и с другой стороны. Итог: когда светим на освещенную сторону конверта (это дневное небо) – дырочки не видны, но хорошо видны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны (это ночное небо). – Сейчас день, светит солнце, мы смотрим на дневное небо. Вы что-нибудь видите на небе? (Ответы детей) – А теперь смотрим на теневую сторону – это ночное небо. Что изменилось? (Ответы детей) – Что вам это напоминает? (Ответы детей) – Давайте сделаем вывод: звёзды светят постоянно, но днём из-за яркого солнечного света мы их не видим.
– Посмотрите, вокруг солнца вращаются планеты, каждая по своей орбите. Это Солнечная система. СЛАЙД Давайте назовем планеты, которые составляют Солнечную систему.
Дима
Крохотулечка-планета,
Первой солнышком согрета,
И, проворна - год на ней
88 дней (Меркурий)
Дети берут модель планеты и прикрепляют на свою орбиту.
Воспитатель – Меркурий – самая ближняя к Солнцу планета (показ иллюстраций).
Днём там настолько жарко, что всё живое тут же сгорит. Вся поверхность Меркурия покрыта кратерами от ударов метеоритов.
Надя М.
Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она
Да и горячей планеты в Солнечной системе – нету! (Венера.)
Надя Х.
На планете чудеса:
Океаны и леса.
Кислород есть в атмосфере:
Дышат люди им и звери. (Земля.)
Не трудно догадаться, что это Земля третья по счёту планета от Солнца (рассматриваем иллюстрации) Земля - это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей. Расскажите, что это за условия? Земля средняя по размеру планета. Она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает от перегрева или охлаждения, а также от ударов метеоритов. Земля - самая красивая планета. Это наш родной дом. Большую часть планеты покрывают вода: океаны и моря. Суша, (это материки) состоит из камней, песка и земли. Нашу Землю надо беречь. Почему, ребята? (Ответы детей, почему её надо беречь и от чего.)
Митя
Над планетой красной кружат,
Каменюки, страх и ужас,
Нет горы нигде на свете,
Выше, чем на той планете! (Марс.)
Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно в иллюминатор, вы увидите планету красного цвета. Это Марс! (Показ иллюстраций.)
Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа. Но ученые доказали, что жизни на Марсе нет. Поставьте, пожалуйста, модель Марса на свою орбиту.
Ярослав
Великан тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку. (Юпитер.)
Воспитатель – Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы. У неё есть 4 спутника. Поставьте, пожалуйста Юпитер на свою орбиту.
Коля
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли. (Сатурн.)
Дима М.
Я – планета Уран,
Берегите глаза!
Планета – вспышка!
Планета – гроза!
Ваня
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма,
Длится 40 лет зима.
С недавних пор планета Плутон, которая тоже входила в солнечную систему, была исключена из состава Солнечной системы, как самая далёкая и плохо освещенная Солнцем.
(Показ иллюстраций.)
Воспитатель: «А как называется самая главная звезда в Солнечной системе?»
Дети: «Солнце! Это самая огромная, самая близкая к Земле и яркая звезда! Солнце дает нам свет и тепло!»
Воспитатель: «Совершенно верно! Это Солнце!
Воспитатель: Молодцы, ребята! А наше занятие подходит к концу и нам пора возвращаться.
Мы в ракету смело сели Ходьба на месте
Шлем на голову надели, «Надевают» шлем
«Пуск» — на Землю мы летим, Крутят руками перед собой
В невесомости парим. Руки в стороны, покачивают
Развернули мы ракету, Поворот вокруг себя
Как обычную карету
И продолжили полет, Руки в стороны, покачивают
Земля нас с тобою ждет!
Ребята, на память о нашем космическом путешествии я предлагаю вам сделать картины. Создание коллажей
Мы сегодня вспомнили все, что знаем о космосе. А что вам больше всего запомнилось? Почему? (ответы детей). Совсем скоро вы пойдете в школу узнаете еще много нового, интересного о космосе.