Наталья Смыслова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Русская береза»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнение знаний о «Русской березе» – символе России.
Задачи:
Образовательные: формировать представления детей о деревьях, о значении березы в жизни русских людей и связанные с ней традиции; расширить кругозор о красоте окружающего мира; повторить характерные особенности березы, составные части дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; закреплять умения нетрадиционной техники рисования;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Русская береза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Развивающие: развить мышление, речь, эстетическое восприятие и воображение.
Воспитательные: воспитывать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе, любовь к Родине.
Материалы и оборудование: модель русской избы, береста, гриб подберезовик, лапти, ленты, модель «береза», аудиозапись песни «Во поле береза стояла», альбомные листы, краски гуашевые с пеной, целлофан, образец, влажные салфетки;
Ход НОД
1. Организационный момент
«Ладошки»
-Ребята, отгадайте загадку:
Белый черным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается. (Береза).
2.
-Береза приглашает нас в гости. (дети проходят к березе и присаживаются на стульчики)
-Ребята, скажите, как в старину относились к березе?
-Наши далекие предки к лесу относились бережно. Они были уверены, что природа: деревья и травы, леса и облака – живая, что она может предупреждать или грозить, пугать или поощрять!
-О чем создавались легенды?
-Среди древних людей ходили легенды про травинку, цветок, про каждое деревце. Природа нашего края скромна: у нас нет пальм, нет экзотических деревьев с крикливыми попугаями.
-Чем славятся наши леса?
-Наши леса славятся липой, благоухающей по весне; кленом, радующим своим ярким убранством осенней порой; дубом, который подобно былинному богатырю готов сразиться с врагом, чтобы защитить слабого. И, конечно же, березой. Издавна это дерево считается символом нашей Родины.
Деревьев равных не сочтешь-
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей.
- Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой.
-Где можно встретить березу?
-Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза!
–Чем удивительна береза?
Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора.
- Давайте наберем веточек березы и отправимся дальше.
3.
-Куда же мы пришли? (дети подходят к макету русской избы).
Древние славяне считали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена береза была связана с весенним церковным праздником.
-Вы знаете какими? (троицей)
-С приходом теплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица. Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом ими украсить. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой. Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку.
4.
(Звучит песня «Во поле березонька стояла»). (Дети идут к березе)
-Мы сегодня с вами тоже, как в старинные времена, загадаем желания.
Дети подходят к березе, привязывают ленточки.
О березе говорится и в песнях, и в загадках, и в сказках, и стихах. Мила она русскому народу. Вспомним стихи о березе. (отрывки)
Дети читают стихи.
5. Физминутка: «Берёза»
Мы березку посадили (Выпрямиться.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать.)
К солнцу ветки подняла (Руки вверх.)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. (Поклоны головой.)
6.
-Береза приготовила нам задания. (Дети сидят на ковре)
Задания:
-На каком дереве две коры, вместо одной?
-Скажите, а что есть у березы, как и у любого другого дерева? (Корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды)
-Как называется кора березы? (Береста)
-Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (Короба, кузовки, лодки, обувь.)
-Почему кору березы очень любят ученые-историки? (Из-за бересты. В древние времена, когда пергамент стоил дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, ученые-историки смогли много узнать о жизни наших предков.)
-Для чего березке нужны чёрные полосы? (Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.)
-Какого цвета листья у березы?
- Какой гриб растет под березой? (Подберезовик.)
-Какое дерево весной может утолить жажду? (Береза, ее сок.)
Изобразительная деятельность
(Дети проходят к приготовленным столам)
-Скучно одной нашей березке. Сейчас мы нарисуем ей подружек, но сначала, сделаем пальчиковую гимнастику!
Пальчиковая гимнастика «Береза».
Наступило утро,
Солнышко проснулось
И березки к солнцу потянулись
Поздоровались друг с другом
Наклонившись в сторону
Радуясь дню новому.
Рисование нетрадиционной техникой (пена, гуашь, целлофан)
После объяснения, дети приступают к самостоятельной деятельности.
Выставка и анализ работ.
Итог.
-У кого в гостях мы были? О каком дереве мы сегодня беседовали? Что вспомнили? Чем является это дерево? Что вам больше всего понравилось?
- Я предлагаю вам завершить наше путешествие стихотворением:
Будем березку любить, охранять
Будем мы взрослым во всем помогать
Реки, поля и леса сбережем
Помним о том, что природа наш дом.