Татьяна Новикова
Конспект НОД по окружающему миру «Что означают наши имена»
НОД по ознакомление с окружающим «Что означают наши имена»
Цель: Формирование целостного отношения к себе.
Задачи:
Познакомить детей с правом на имя.
Научить применять это право в жизни.
Конкретизировать представления детей о происхождении имён.
Способствовать проявлению потребности в получении информации о своём имени.
Формировать способы применения полученной информации в речевой, игровой деятельности.
Оборудование: Деревянная ложка, мяч.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Что означают наши имена“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Я и мое имя, имена
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Поделка оформлена в виде ромашки, дерева, домика, и. т. д., где на лепестке, листочке, в окошке, написаны ласкательные имена Таня, Танюшка, Татьяна, Танечка, Татьянка, Танюсик, и. т. д.
Альбом оформленный с написанием в нём значения имени ребёнка.
Ход занятия:
Воспитатель: Отгадайте загадку.
- Тебе дано, а люди им пользуются.
Дети: Имя.
Воспитатель: Конечно это имя. Сегодня мы побеседуем с вами об именах. У каждого человека есть имя, оно выделяет вас среди других. Человек дорожит своим именем, ему нравиться, когда к нему обращаются по имени. И любой человек, услышав своё имя, поймёт, что другие говорят или обращаются именно к нему. Имя человеку даётся сразу после рождения, имя ребёнку дают мама и папа и с этим именем он проживает всю жизнь. Есть документ, который говорит о праве на имя – это свидетельство о рождении. Он выдаётся каждому родившемуся малышу. В нём делают запись, какая будет у ребёнка фамилия, какое имя и отчество и ставят дату рождения, ещё туда вписывают родителей малыша.
Есть имена мужские, есть женские. Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Сейчас мы проверим.
Дети делают круг с помощью передачи ложки, у кого она в руках тот и отвечает имя краткое и полное. (Таня - Татьяна, Саша – Александр)
Игра: Ложечку возьми имя назови»
Ложечку точёную, ручку золочёную,
В руки ты скорей возьми, имя нам своё скажи.
Воспитатель: Вы растёте, и имя растет с вами и вы уже взрослые люди, а взрослых положено называть по имени отчеству. Отчество человеку дается по имени его отца, например, папу зовут Витя, значит, отчество будет у девочки – Викторовна, у мальчика – Викторович, и. т. д.
Дети продолжают стоять в кругу, делая шаг вперёд, называют каждый своё имя и отчество (Татьяна Николаевна, Александр Сергеевич).
Игра: «Вперёд шагни, как зовут тебя, скажи?»
Воспитатель: В старину когда имён ещё не было, людей называли любым словом, которое придёт в голову. Если в семье было много детей их называли по порядку рождения: Первый, Второй, ребёнок который плохо спал по ночам и будил всех своим плачем называли, Будилкой, когда в семье долго не могли родить детей и тут появился малыш, его называли Жданом или Любимым. Сейчас конечно так детей не называют. Существуют много разных национальных книг с именами. В них написано, что означает то, или иное имя. Когда родители выбирают имя своему ребёнку, они вкладывают свои надежды, пожелания. Давайте попробуем разобраться в значении имён, что же означает русское имя Владимир. Послушайте, как оно звучит: Влади- мир. Значит, владеет миром. Это большая ответственность. Владимир должен стараться сохранить своё доброе имя и соответствовать ему.
Имя с человеком остаётся навсегда. До самой смерти, становиться частью его. Оно радует и приносит удачу. Ребята, что же означают ваши имена.
Воспитатель предлагает детям сесть на коврике в кружок. Каждый ребенок берет свой альбом, показывает его всем и рассказывает о значении своего имени.
Имя радость нам даёт, счастье и удачу.
Мы, конечно, захотим, знать, что имя значит.
Игра: «Значение моего имени»
Воспитатель: Об именах придумано много песен, поговорок, стихотворений, частушек, сказок. Одну из них я вам сейчас расскажу, называется она «Ласковые имена»
Чтение сказки «Ласковые имена»
«Во дворе на скамеечке, пригорюнившись, сидела девочка Оля. Злодей-грубиян обозвал её и заколдовал. Теперь она не может веселиться, пока кто-нибудь не расколдует её, назвав ласковым именем. Петя, её друг, узнав об этом, сбегал за книжкой «Словарь русских личных имён» и нашёл эти ласковые имена. Как только Петя произнёс седьмое ласковое имя, девочка заулыбалась».
Ребята, а вы смогли бы девочке помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: Садимся все на коврик в кружок. Перекатывая мяч друг другу называем ласковым именем соседа.
Игра: «Мяч перекати ласковым именем соседа назови»
Воспитатель: Подойдите все к нашей выставке «Моё имя». Здесь находятся заранее сделанные работы - это ромашка, дерево, домик, и. т. д., где в лепестке, листочке, окошке, написаны ласкательные имена Таня, Танюшка, Татьяна, Танечка, Татьянка, Танюсик, и. т. д. Дети рассказывают как их ласково зовут, показывая свою работу.
Воспитатель: Молодцы ребята, я для вас приготовила вопросы и подарки. Но сначала я проверю, как вы запомнили всё, то о чём мы с вами сегодня говорили.
На вопросы отвечай, и подарки получай.
- Какой документ закрепляет право на имя?
- У кого есть имя?
- Назови своё взрослое имя.
- Кто выбирает имя ребёнку?
- Что такое отчество?
- К кому обращаются по имени, отчеству?
- Когда дается имя человеку?
- Что придумали люди об именах?
- В какие игры мы сегодня играли?
Воспитатель хвалит детей и угощает конфетами.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень умные, добрые и внимательные. Я верю, что вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много дел. Новых открытий для всех людей и прославите своё имя, отчество, фамилию. Всего вам доброго.