Мария Мельникова
Конспект занятия в подготовительной группе «Что означают наши имена»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Познавательное развитие» на тему: «Что означают наши имена»
Цель: формирование представлений о семье.
Задачи:
1. Образовательные: углублять представления ребенка о семье; познакомить с миром имён, их значением, своеобразием; с историей возникновения имен; пополнять знания детей о праздниках (именинах).
2. Развивающая: развивать мышление, познавательный интерес к своему имени.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Что означают наши имена“» размещена в разделах
3. Воспитательные: воспитывать уважение друг к другу, окружающим.
Планируемые результаты: дети знакомятся с документом «Свидетельство о рождении» и о том, что каждый человек имеет право на имя.
Образовательная среда:
предметно– практическая: камешек, мяч, мягкая игрушка Фиксик Симка, кубик с разрисованными гранями, корзинка со сладостями.
Характер общения: совместно – индивидуальный.
Ход совместной деятельности
1. Вводно-мотивационный этап:
Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пожаловала Симка.
Симка: Здравствуйте, ребята! Скучно мне стало, решила вас проведать, да задачку вам подбросить.
Воспитатель: Что же за задачку такую?
Симка: а вот у меня есть документ, кто знает, что это за документ?
Воспитатель: Я знаю! Это свидетельство о рождении. Этот документ говорит об одном нашем праве. О каком, догадайтесь? (Загадывает загадку)
- Тебе дано, а люди им пользуются.
2. Основной этап
Воспитатель: У каждого человека есть имя. Оно дается ему сразу после рождения. У вас тоже есть свои имена. Давайте все вместе хором одновременно назовем свое имя. Есть имена мужские и женские. Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Давайте посмотрим, как.
Игра в кругу «Камешек».
Воспитатель: У меня в руках камешек.
Камешек ты передай
И скорее отвечай.
Как тебя будут называть,
Когда ты вырастешь? (передает камешек сидящему в кругу ребенку).
Дети передают друг другу камешек и говорят свое «взрослое» имя.
Воспитатель: Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца. Давайте поиграем с нашим именем и отчеством.
Игра «Прошепчи».
Воспитатель: Под музыку вы будете ходить по коврику, подходить друг к другу и шептать свое имя, отчество. Затем мы узнаем, кто какие услышал имена и отчества.
Воспитатель: Кроме имени и отчества у человека есть еще и фамилия. Она переходит к нам от дедов и прадедов. Как вы думаете, зачем нужна фамилия?
Дети: Чтобы различать людей с одинаковыми именами.
Воспитатель: Правильно. Ведь людей на Земле раньше было не так много, можно было различать их по именам. А когда людей становилось все больше, то стали придумывать фамилии. Их люди придумывали по месту, где жил человек: в селе Коровино жили Коровины, а в деревне Весёлки жили Веселовы, или по профессии, которая была у человека: кузнецу давали фамилию Кузнецов, а конюху - Конюхов. Часто придумывали фамилии по имени отца : сын Степана - Степанов, сын Ильи- Ильин. Я предлагаю вам тоже придумать фамилии.
Игра «Крутись-вертись».
Дети бросают поочередно кубик и приговаривают:
Крутись, вертись,
На бочок ложись.
Кубик ложится, а дети по выпавшему предмету придумывают фамилию. (Например, яблоко-Яблоков, стул-Стулов, медведь - Медведев, гусь – Гусев, груша - Грушин, флаг – Флажков)
Воспитатель: Ребята, а когда к человеку относятся уважительно, называют его по имени и отчеству. Кого в детском саду вы так называете? (воспитателя, няню, тренера, медсестру и т. д.) К детям же можно обратиться просто по имени. Важно произносить имена ласково, не называть грубо.
Игра «Назови ласково» с мячом.
Дети по цепочке перекатывают мяч друг другу и ласково называют соседа.
Воспитатель: Имя с человеком остается навсегда, до самой смерти, становится частью его. Оно радует и приносит удачу.
Имя радость нам дает,
Счастье и удачу.
Мы, конечно, захотим,
Знать, что имя значит.
Воспитатель: А вы знаете, что каждое имя имеет свое значение?
Вот, например, Николай - победитель, Софья – премудрая.
А кто из вас знает значение своего имени?
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Симке пришло время возвращаться домой. А чтобы проверить, как вы запомнили все, о чем мы с вами сегодня говорили, Симка приготовила для вас свои умные вопросы и подарки. На вопросы отвечайте и подарки получайте.
- Какой документ закрепляет право на имя?
- У кого есть имя?
- Назови свое взрослое имя.
- Кто выбирает имя ребенку?
- Что есть у каждого человека, кроме имени?
- Зачем нужна фамилия?
- Как получались фамилии?
Симка: Молодцы, ребята! Вы очень умные, добрые и внимательные. Я верю, что вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел, новых открытий для всех людей и прославите свое имя, отчество, фамилию. А еще я бы хотела дать вам домашнее задание. Вместе с родителями найдите информацию о значении своего имени, бабушек и дедушек. А когда я приду к вам в гости в следующий раз, мы мне все расскажете. Всего вам доброго. До свидания.
Домашнее задание: вместе с родителями найти информацию о значении своего имени, бабушек и дедушек.