Оксана Полякова
НОД по образовательной области «Познание» «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по образовательной области
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Образовательная область «Познание».
Тема «Золотая осень».
Цель. Систематизировать представления детей о характерных признаках осени, уточнить признаки ранней осени, расширять знания о зимующих и перелетных птицах, явлениях живой и неживой природы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Образовательные задачи : способствовать закреплению у детей умения устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы, проводить классификацию явлений живой и неживой природы, формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано, делать выводы, умозаключения, учить вести диалог с персонажами: Стрекотушей и Дедом Секретом, отгадывать задуманный предмет с помощью игры «Да – нетка». В продуктивной деятельности закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое по шаблону.
Воспитательные задачи: воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее, закладывать основы экологического сознания, учить договариваться и приходить к единому мнению, формировать устойчивый интерес к изодеятельности, способствовать укреплению здоровья.
Развивающие задачи: содействовать развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащению словаря.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе, за деревьями, птицами, насекомыми, бабочками, просмотр материалов об осени, о лесе с последующей беседой о содержании просмотренного.
Дидактические игры: «С какого дерева лист», «К названному дереву беги», «Четвертый лишний», Вершки – корешки», «Деревья и кустарники». Экскурсия по территории детского сада, по экологической тропе.
Чтение художественной литературы: И. Соколов – Микитов «Листопадничек», И. Бунин «Листопад», Н. Сладков «Лесные сказки».
Словарная работа: пополнять словарь прилагательных (к слову осень, небо подбор прилагательных, интерьер - предметы, которые украшают жилище
Обогащение: названия птиц, перелетные: ласточки, стрижи, кукушки, жаворонки, скворцы, журавли, грачи, гуси, лебеди, утки; зимующие: воробьи, галки, вороны, сороки, свиристели, синицы, снегири.
Активизация: золотая, ранняя, теплая, печальная. разноцветные листья, серебряные нити паутины, моросящий дождь.
Материал и оборудование: презентация «Приметы осени», иллюстрации с изображением деревьев и их листьев, перелетных и зимующих птиц, 2 обруча, мяч, листочки с заданиями, иллюстрации с явлениями живой и неживой природы, картина.
Для продуктивной деятельности: шаблоны деревьев, кустов, ножницы, краски, кисти, цветная бумага, фломастеры, салфетки, стаканы с водой.
Методы и приемы: беседа, дидактические игры, игровая ситуация, использование ТСО.
Интеграция: социализация, труд, безопасность, здоровье, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Организация и проведение НОД.
1. Организационный момент.
- Ребята, послушайте и отгадайте загадку.
«Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
-Кто знает отгадку? (Осень).
2. Беседа об осени. Презентация.
Воспитатель. – Сейчас мы посмотрим и расскажем, что изменилось в природе с приходом осени.
Воспитатель. – Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)
- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, пасмурное, облачное, серое, темное.)
- Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)
- Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад.)
- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются.)
- С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает.)
- Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)
- Почему? (Похолодало, жуки, червяки, которыми они питались спрятались под кору, в землю.)
- Как называют этих птиц? (Перелетные.)
- Что делают зимующие птицы? (Прилетают поближе к жилью человека, он о них должен заботиться.)
- Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.)
- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук, другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса, третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.)
- Осенью на полях, в садах, в огородах идет уборка урожая. Люди собирают овощи и фрукты. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.)
После ответов детей воспитатель подводит итог об изменениях в природе.
«Осень – это такое время года, когда в природе все меняется: дни становятся короче, солнце греет слабее, становится с каждым днем холоднее, часто идут дожди. Листья желтеют и облетают, вянут цветы и трава, перелетные птицы улетают на юг. Зимующие птицы прилетают ближе к жилью человека».
3. Игровая ситуация.
Входит девочка – Стрекотуша.
- Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я девочка – Стрекотуша. Приглашаю вас в гости к Деду Секрету. У него для вас сюрприз. Вы согласны идти? Только путь нелегкий, вас ждут препятствия. Согласны идти?
Дети. – Да, согласны.
Воспитатель. – Тогда пошли.
Дети встают друг за другом и идут змейкой. Хором говорят слова.
«Тропинка, тропинка
Ты нас проведи.
Пойдем за тобою.
А ты впереди»
Подходят к пенечку, воспитатель берет листочек с заданием.
4. Игра «Осенние слова» (с мячом)
- Ребята, чтоб нам пройти дальше, нужно выполнить задание. Слушайте, какое. Нужно передать мяч и назвать осеннее слово. (Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, багряная, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, тихая, невеселая.) Дети передают мяч, при этом называют осеннее слово.
- Стрекотуша, - Можно нам идти дальше?
Дети встают друг за другом и идут змейкой. Хором говорят слова.
«Тропинка, тропинка
Ты нас проведи.
Пойдем за тобою.
А ты впереди»
Подходят к дереву, берут опавший лист с заданием.
Воспитатель. – Ребята, слушайте следующее задание.
5. Игра «Рассели птиц». Читает на листочке задание.
Воспитатель. - Возьмите картинки с изображением птиц и расселите их в свои домики: в синий - зимующих, в красный – перелетных.
Дети берут картинки и раскладывают по обручам.
Встают вокруг красного обруча.
Воспитатель. – Здесь какие птицы? (перелетные).
- Назовите их (ласточки, стрижи, кукушки, жаворонки, скворцы, журавли, грачи, гуси, лебеди, утки).
Встают вокруг синего обруча.
Воспитатель. – Какие здесь птицы? (зимующие)
- Назовите их (воробьи, галки, вороны, сороки, свиристели, синицы)
- Молодцы, ребята. Справились с заданием.
- Стрекотуша, можно нам идти дальше?
Дети встают друг за другом и идут змейкой. Хором говорят слова.
«Тропинка, тропинка
Ты нас проведи.
Пойдем за тобою.
А ты впереди»
6. Игра «Береги природу».
Подходят к кусту, берут листочек с заданием.
Воспитатель читает задание. «Ребята, у нас может случиться непредвиденная беда, могут исчезнуть растения, птицы, звери, солнце, вода. Нужно подумать и сказать, что произойдет на земле с остальными живыми объектами».
Воспитатель: - Для того, чтобы ответить на эти вопросы, надо разделиться на 2 команды: девочек и мальчиков. У каждой группы своя модель мира. Мальчики отвечают на вопрос: что произойдет на Земле, если исчезнут деревья, а девочки – думают над вопросом, что произойдет на Земле, если исчезнут птицы. Посоветуйтесь, а отвечать будет один из группы. При ответах у мальчиков, девочки - эксперты – они оценивают ответ, при ответах у девочек – мальчики оценивают ответ – эксперты.
( Работа по модели: убираю по одному предмету природы.
- Что произойдет с остальными живыми объектами, если исчезнут растения?
- Что произойдет с остальными живыми объектами, если исчезнут звери?
- Что произойдет с остальными, если исчезнут насекомые?
- Что произойдет с остальной природой, людьми, если исчезнет солнце)
- Стрекотуша, как ты думаешь, правильно дети ответили? (да).
- Молодцы, ребята. Посмотрите, куда мы попали? Что это за дом?
Стрекотуша. – Это дом Деда Секрета.
В колокольчик позвоню и Деда Секрета позову (звонит в колокольчик)
Выходит Дед Секрет: - Кто там в колокольчик звонит.
Стрекотуша – Это я и мои друзья. Дед Секрет, ты нам обещал сюрприз.
Дед Секрет:- А вот что это за сюрприз, вы должны отгадать.
Воспитатель: - В какую игру мы можем поиграть, чтобы отгадать задуманный предмет. (В игру Да-нетку)
Дети: - Это природный мир? (Нет)
Дети: - Это рукотворный мир? (Да)
Дети: - Это относится к одежде? (Нет)
Дети: - Это игрушки? (Нет)
Дети: - Это мебель? (Нет)
Воспитатель: - Подсказка, это предмет интерьера.
Дети: - Его прикрепляют на стену? (Нет)
Дети: - На нем рисуют художники? (Да)
Дети: - Это картина? (Да).
Дед Секрет показывает картину.
Дети: - А как называется твоя картина?
Дед Секрет: - Ребята, дело в том, что я не успел ее дорисовать, а называется она «Золотая осень. Я надеюсь, вы ее закончите.
Дед Секрет: - А чтоб ее получить, поиграйте со мной в игру «Отставай – забегай».
Дед Секрет: - Ребята, а теперь – отставай – что предшествовало осени? (лето)
А теперь – забегай – что последует после осени? (зима).
(Игра «Что было бы, если б не было осени»
(Не летали бы серебряные нити паутины, насекомые, жуки, червяки не успели бы спрятаться и замерзли, не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму, не убирали бы богатый урожай в огородах, не заметили бы, как звери готовятся к зиме, не лил бы осенний дождь.)
Воспитатель. – Из ваших ответов я поняла, что осень вам нравится.
Рассматривание картины Деда Секрета.
Воспитатель:- Как вы думаете, что здесь не хватает? (осеннего леса : деревьев, кустов, травы). И для того, чтобы нашу картину оживить отправляемся в нашу «мастерскую».
Дети по подгруппам рассаживаются за столами, где есть необходимые материалы для работы.
1группа изготовляет деревья (по шаблонам).
2группа изготавливает кусты (по шаблонам).
3группа :отпечатки деревьев.
На столах сигнальные карточки (красный цвет – если ребенок затрудняется, зеленый – если все сделал).
Напоминаю по окончанию работы об уборке рабочего места (обрезки в тарелки, материалы на свои места)
Рассматривание коллективной работы
Итог НОД.
- Ребята, понравилось ли вам наше занятие?