Ирина Соколова
НОД по образовательной деятельности «Дом под крышей голубой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом.
Задачи: 1. Учить детей отличать и называть объекты живой и неживой природы.
2. Дать детям конкретные представления о свойствах воздуха (невидим, легкий, упругий); зависимостях, существующих в природе и его роли в жизни человека.
3. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и экспериментальной деятельности.
4. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
Публикация «НОД по образовательной деятельности „Дом под крышей голубой“» размещена в разделах
Материал и оборудование: картинки о Живой и Неживой Природе; надутый воздушный шар; картинки: солнца, воды, растений, животных; бутылочка; тазик; пустая банка; две свечки; стакан; целлофановые пакеты, трубочки от коктейля и водой; презентация.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение «Дом под крышей голубой»:
Словно крыша над землей,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и, конечно, я и ты. (В. Орлов)
В группу влетает воздушный шар с заданием от инопланетян.
«Здравствуйте, ребята. Пишут вам жители из сказочной страны Блум. Нам хочется узнать все про вашу планету. Какая у вас природа? Чем вы дышите?
Что любите делать? Ждем вашего ответа. До свидания. Пока».
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое природа?
Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т. д.
Воспитатель: А что нельзя назвать природой?
Дети: То, что сделано руками человека.
Воспитатель: А машина есть в природе?
Дети: Нет, потому что она сделана руками человека, а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, - это уже природа. Человек их только приручил, сделал из диких - домашними, они и без него существовали в природе.
Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу» и помогают человеку на протяжении всей жизни.
Внимание на экран.
- Вертолет похож на стрекозу. (СЛАЙД 2)
- Подводная лодка – на кита. (СЛАЙД 3)
- Нос комара или шип от колючки – это иголка для шитья. (Слайд 4)
- Шкура животных – на одежду. (СЛАЙД 5)
- Ковш у экскаватора – крот на огороде. (СЛАЙД 6)
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: Мир неживой и Мир живой природы.
Воспитатель: Помогите, ребята, разделить картинки. На этот мольберт поставь Живую Природу, на другой – Неживую Природу.
Дети расставили и объясняют: живая природа – это то, что движется, растет, развивается, размножается, питается и умирает. Берут по одной картинке. Рассказывают, что изображено на картинке, если Живая Природа – называют ее признаки, если Неживая Природа, поясняют, почему так думают.
Воспитатель: Пришла пора поиграть.
Воспитатель объясняет правила игры. Если я называю объекты живой природы вы двигаетесь, неживой – стоите на месте.
Играют.
Воспитатель: Каждый из нас живет в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом - Природа.
Внимание на экран.
Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не умел строить дома, охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. (СЛАЙД 7, 8)
Помните, я читала вам сказку Ридьярда Киплинга: «Кошка гулявшая сама по себе»?
Шло время и человек научился многому: строить дома (деревянные и кирпичные, летать на самолете и даже в космос. (СЛАЙД 9)
Но все равно единственным домом для человека остается природа. Почему?
Дети: Потому что человек не может прожить без природы.
Воспитатель: А без чего еще человек не может прожить?
Дети: Без воды, солнца, растений, животных.
Воспитатель: Так как мы смотрели компьютер, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Рефлексия. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить, что нет солнца. Откройте глаза, расскажите, что тогда было бы…
Снова закройте глаза, представьте, что нет растений и животных…
Открывают глаза, рассказывают.
Воспитатель: А что было бы, если исчезла вода?
Дети закрывают и открывают глаза, рассказывают.
Воспитатель: Поэтому давайте беречь все, что нам надо для жизни. Что для этого надо делать?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А что мы можем рассказать о живой природе в группе. Здесь где мы находимся есть природа? Давайте ответим на этот вопрос и поиграем. Я называю, что бывает в природе, а вы, что в доме.
Если вы правильно отгадаете, ответ появится на экране.
Воспитатель: В природе - солнце.
Дети: В доме - лампа. (СЛАЙД 10)
Воспитатель: Но солнце не только светит, но и греет. Что греет в доме?
Дети: В доме - батарея.
Воспитатель: В природе идет дождь.
Дети: В доме – душ. (СЛАЙД 11)
Воспитатель: В природе ветер.
Дети: В доме – вентилятор. (СЛАЙД 12)
Воспитатель: В природе под ногами земля, почва.
Дети: В доме – пол. (СЛАЙД 13)
Воспитатель: В природе – на земле растет трава.
Дети: В доме – ковер. (СЛАЙД 14)
Воспитатель: Сложный вопрос – в природе: горы и деревья.
Дети: В доме – каменные и деревянные стены. (СЛАЙД 15)
Воспитатель: В природе – пламя из вулкана.
Дети: В доме пламя на газовой плите. (СЛАЙД 16)
Воспитатель: В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах.
Дети: В доме – холодильник. (СЛАЙД 17)
Воспитатель: В природе – дикие животные и растения.
Дети: В доме – домашние животные и растения. (СЛАЙД 18, 19)
Воспитатель: А теперь, я приглашаю вас, ребята, пройти в волшебную лабораторию. Мы говорили с вами сегодня о воздухе и воде. Предлагаю вам проделать со мной несколько опытов и доказать инопланетянам, что такое воздух и вода, зачем они нужны.
Посмотрите, в этой бутылочке есть что-нибудь? (Нет).
Воспитатель: Давайте проверим. Опустим ее целиком в воду. Что мы видим? (Из горлышка выбегают пузырьки).
Воспитатель: Откуда они взялись? Что за невидимка сидит в бутылочке? (Воздух).
Воспитатель: Как узнать, что вокруг нас повсюду есть воздух, ведь мы его не видим?
Сейчас мы попробуем его поймать. Возьмите по пакетику. А теперь походите по группе и держать его раскрытым в руке. Кто сможет поймать воздух, тот должен сжать его плотно в пакете. Что вы чувствуете? Да, он упругий.
На что похож надутый пакет? (На мяч, воздушный шарик).
Повторить опыты с целлофановыми пакетами и трубочками от коктейля и водой, чтобы доказать, что воздух невидимка.
Физкультминутка.
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе,
Все попрыгаем на месте. (Прыжки)
Веселее! Веселей! Вот так,
Переходим все на шаг! (Ходьба на месте)
Раз, два вот, и кончилась игра! (Садятся)
Воспитатель показывает на не надутый шарик и спрашивает:
Посмотрите, с каким шариком вам интереснее было бы играть? Что надо сделать, чтобы он стал упругим, и с ним можно бы было поиграть? (Надуть его).
Воспитатель: Что у шарика внутри? (Воздух).
Воспитатель: Правильно, шар надут воздухом, поэтому он упругий. Чем плотнее он надут, тем более он упругий и тем лучше прыгает. Вот какой воздух! Он не просто невидимка, он еще и волшебник! Без него не было бы жизни на земле.
Люди дышат воздухом, вдыхая его легкими, которые находятся в грудной клетке. Без воздуха человек не может жить, он погибнет.
Положите свою ладонь на грудь и почувствуйте, как она поднимается и опускается – так осуществляется дыхание: вдох – человек вдыхает воздух, кислород и выдох – человек выдыхает углекислый газ.
Воздух состоит из разных газов.
Когда мы делаем вдох, что мы забираем из воздуха? (Кислород).
Воспитатель: А какой газ выдыхаем? (Углекислый).
Воспитатель: Трубы заводов, фабрик, огромное количество машин выбрасывают в воздух целые реки углекислого газа, загрязняют ваш воздух.
А почему мы не задыхаемся? К счастью, углекислый газ необходим растениям. Все они от великана дуба до маленькой травинки, забирают углекислый газ, а возвращают в воздух кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.
В нашей группе, кто нас снабжает кислородом? (Комнатные растения).
Воспитатель: Как нужно помогать, комнатным растениям лучше дышать? (Обтирать с листьев пыль).
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кому еще нужен кислород?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно, кислород нужен всему живому: и животным, и птицам, и рыбам. Все вдыхают кислород. А вот когда мы надували шарик, мы делали только выдох, значит там, находится углекислый газ.
И что еще интересно, воздух нужен не только живым объектам, но даже огню.
Посмотрите, я зажгу две свечки. Одну свечку я накрою стаканом. Огонь выгонит воздух из стакана и что с ним произойдет после этого? Посмотрите. (Свечка погаснет).
Воспитатель: Другая свечка почему горит? (Кругом воздух).
Воспитатель: Человеку для жизни нужен свежий воздух, такой как на улице. В помещениях, где люди долго находятся, скапливается плохой воздух. А если воздух грязный, человек быстро устает, у него болит голова.
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы в комнате стало чище? (Проветривать комнату, сделать влажную уборку, иметь комнатные растения).
Воспитатель: Вспомните, о чем мы говорили. Только коротко. Каждый попробуйте сказать. А я запишу и когда мы пойдем гулять, то запустим наш шар. Может он долетит до наших новых друзей?
В заключении послушайте стихотворение. Внимание на экран.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле солнца,
Чтобы было там тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло,
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья. (СЛАЙД 20)
Список литературы:
Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» ТЦ «Учитель» 2004 г.
Подготовила воспитатель высшей категории Соколова Ирина Николаевна.