Оксана Гагарина
Конспект НОД по использованию мнемотехники «Здравствуй, зимушка-зима!»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД 4. Интегрированное занятие «Здравствуй, зимушка-зима!» с использованием схемы (познавательное развитие, аппликация)
Цель: Обобщение знаний детей о зиме.
Образовательные области «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Художественная литература», «Труд».
Задачи:
учить подбирать слова с помощью опорных схем, развивать логическое мышление при ответах на вопросы.
закрепить умения детей выполнять аппликацию в технике «рваная бумага»;
продолжать формировать навыки сотрудничества при работе в подгруппах.
Публикация «Конспект НОД по использованию мнемотехники „Здравствуй, зимушка-зима!“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Мнемотехника и мнемотаблицы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Посмотрите, какая красота! (показываю слайды с зимними пейзажами)
Скажите, какое время года на этих фотографиях?
Дети: Зима. Это зима.
Воспитатель: Вы любите зиму?
Дети: Да
Воспитатель: Летом я ездила на юг и познакомилась с ребятами из южного детского сада, а вчера я получила от них письмо. Они пишут, что не любят зиму. На юге зима не такая, как у нас в Сибири. Мне кажется, что они просто не знают, каким прекрасным бывает это время года. Вот я и подумала, ведь мы с вами так много всего знаем о зиме, правда?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите. А как можно помочь ребятам полюбить зиму?
Дети: Рассказать. Написать письмо. Оправить поделки.
Воспитатель: Ребята, а что мы можем рассказать о нашей зиме?
Дети: Зимой холодно и много снега.
Воспитатель: А что мы знаем про снег? Что такое снег?
Дети: Замерзшая вода, кристаллики льда, много снежинок.
Воспитатель: А какими бывают снежинки? На что они похожи?
Дети: На звездочки, на цветы, на пушинки…
А давайте, мы с вами составим рассказ о нашей сибирской зиме.
Чтение воспитателем текста и демонстрация опорных схем.
Наступила зима (схема 1). Всюду белый, пушистый снег (схема 2). Холодно на улице (схема 3). Дети оделись тепло, и пошли гулять (схема 4). Они покатались на санках (схема 5, лыжах (схема 6, поиграли в снежки (схема 7, слепили весёлого снеговика (схема 8). Хорошо зимой! (схема 9).
Воспитатель задает вопросы по схемам:
Какое наступило время года?
Где лежит снег?
Какой снег?
Какая погода на улице?
Куда пошли дети?
Как они оделись?
Что делали дети на прогулке?
Нравиться ли детям гулять зимой?
Воспитатель: Я еще раз расскажу вам рассказ о зиме, а вы подготовтесь повторить его после меня.
Пересказ текста детьми своими словами.
Воспитатель: А есть одна игра, в которой говорится о зиме. Вставайте возле стульчиков. Повторяйте за мной.
Физкультурная пауза:
Снег сегодня шел с утра (руки сверху вниз опускаются)
Рада снегу детвора (хлопают в ладоши)
Снег на ветках (руки вверх, на дорожках (наклон вниз)
На носах и на ладошках (показывают нос и ладошки)
Воспитатель: Ребята, я вот что подумала: вы много интересного рассказали о зиме, но, может быть, для того чтобы ребята с юга лучше поняли, за что можно любить зиму, нам стоит приготовить для них такой подарок-сюрприз, который всегда будет напоминать им о том, какой бывает зима
Что вы можете предложить?
Дети: Можно нарисовать. Сфотографировать. Аппликацию сделать.
Воспитатель: Это вы здорово придумали!
Но для того, чтобы наша работа двигалась быстрее, я предлагаю вам объединиться в подгруппы, одна подгруппа будет выполнять аппликацию, которая расскажет о красоте заснеженных деревьев, вторая о птицах, прилетающих зимой из леса в город, а третья – о том, каких чудесных снеговиков можно слепить зимой из снега.
Вот карточки. Возьмите по одной, те ребята, у которых на карточке снеговик, подойдите к столу с такой же карточкой, у кого снегирь, к столу, где на карточке снегирь, у кого дерево, тот к столу с карточкой, на которой дерево.
Аппликация. Работа детей в подгруппах. (Воспитатель помогает детям, используя словесные и тактильные приемы)
Воспитатель: Аппликации готовы. Несите их мне.
(Соединить детские работы так, чтобы получилась единая композиция)
Посмотрите, какая чудесная картина у нас получилась.
Как вы думаете, удалось ли нам сегодня на занятии показать и рассказать о зиме так, чтобы дети, которые написали мне письмо, смогли полюбить это время года так же, как любим его мы?
Дети: Да!
Воспитатель: А вам понравилось сегодня работать? Что понравилось больше всего?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Ребята, хочется ли вам рассказать своим родным дома о том, как мы потрудились и как помогли ребятам полюбить зиму?
Спасибо вам за работу. Я обязательно отправлю и эту картину, и ваши рассказы о зиме моим знакомым ребята в южный детский сад. Надеюсь, что они пришлют нам ответ с благодарностью. Будем ждать?
Дети: Да.
НОД 5. Заучивание стихотворения М. Познанской «Снег идет»
Программное содержание:
Образовательные области «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Художественная литература»
учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно. Уметь пользоваться схемами для запоминания стихотворения.
продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.
воспитывать интерес к художественным произведениям.
Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме.
Словарная работа: Порог, калитка, мохнатый.
Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы, карандаши, краски, листы бумаги.
Ход занятия
Перед занятием провожу речевую игру «Выдели слово в предложении»
На кормушку прилетели снегири.
На кормушку прилетели снегири.
На кормушку прилетели снегири.
Ребятки, послушайте загадку. «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (Зимой).
Подходим к мольберту: «Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так думаете? Скажите, пожалуйста, что лишнее?» (Заяц). Почему?
Скажите, а какой бывает снег? (белый, мохнатый, холодный и т. д.).
Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их (Музыка).
Давайте скажем слово «снежинка» по разному: испуганно, грустно, удивленно и радостно.
(Дети садятся на стулья).
А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т. е. говорю громче, чем другие). Стихотворение называется «Снег идет», написала М. Познанская.
Тихо-тихо снег идет.
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К нам дорожку проведем.
Выйдет мама на порог
Спросит: «Кто бы это мог,
Провести дорожку к нашему порожку?»
(Задаю вопросы по содержанию стихотворения).
Как называется стихотворение?
Как же идет снег?
Какой снег?
Что мы сделаем во дворе?
От чего мы дорожку проведем?
Кто выйдет на порог?
Что она спросит?
Сегодня, ребята, мы будем заучивать стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте (читаю стих, выставляю схемы).
А сейчас, вставайте, подвигаемся и не только расскажем, но и покажем это стихотворение (читаю еще раз и показываю движения).
Запомнили? Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).
Какие вы молодцы, ребята! Скажите, кто написал это стихотворение? (М. Познанская).
А сейчас, дети, предлагаю нарисовать зиму и снег. (Музыка). А может быть, кто-то нарисует стихотворение. Ваши рисунки мы покажем папам и мамам.
Итог занятия
Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
Что мы делали на занятии?
Что понравилось?
Оценка работы детей.
НОД 6. Составление рассказа по картине «Зима пришла» с использованием опорных схем.
Программное содержание:
Образовательные области «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Художественная литература»
Учить детей составлять описательные рассказы о времени года, используя план-схему.
Правильно строить предложения; четко проговаривать слова.
Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.
Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине.
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова: вьюга, снегопад, ясный день, заснеженный.
Оборудование:
картина «Зима наступила», тёмный фон, белая, серебристая бумага, веточки, ножницы.
схема для составления описательных рассказов.
Предшествующая работа:
Беседы о зиме
Игра «загадки о зиме»
Наблюдение
Заучивание поговорок и пословиц о зиме
Чтение сказки «Зимовье»
Ход занятия:
В. Дети послушайте загадку, и подумайте, когда это бывает.
Как по небу с севера
Плыла лебедь серая.
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала,
На поля – озерушки
Белый пух да перышки. (Снег).
В. Когда это бывает.
Ответы детей
В. Правильно это зимой. Какие изменения приносит с собой зима? Как меняется жизнь людей с приходом зимы? Скажите дети, какие трудности животные испытывают зимой?
Ответы детей.
В. Молодцы. Правильно, снег «укрыл» всю землю и животным тяжело найти себе корм, некоторые звери легли в спячку, такие как медведь, еж.
В. Сейчас я хочу предложить вам рассмотреть картину про людей и птиц. (Выставляется картина «Зима пришла») дети рассматривают картину. Я вам буду задавать вопросы, вам нужно отвечать полным предложением.
Кого вы видите на картине;
Что делают люди;
Каких птиц вы узнали на картине;
Как их можно назвать, одним словом;
Что делают птицы.
В. Молодцы! Дети, а какое время года мы видим на картине.
В. Как вы догадались, что это зима, и какой день нарисовал художник.
В. Еще такой день, когда на улице нет ветра, и не идет снег можно назвать ясный, а когда идет снег и дует ветер, то часто говорят – вьюжный, пасмурный.
В. Вот художник назвал эту картину «Зима пришла», а можно её назвать по-другому? Давайте мы придумаем название картине.
Физкультминутка «Вороны»
Вот под елкою зеленой
Скачут весело вороны:
Кар – кар – кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар – кар – кар!
Только к ночи умолкают,
Кар – кар – кар!
В. Молодцы. А сейчас послушайте рассказ, который я составила:
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
В. А теперь пришло время для составления рассказа. Вам нужно зарисовать схему рассказа, для того чтобы не забыть его пока слушаете других ребят.
В своем рассказе используйте слова, которые вы говорили о картине.
(Дети составляют схемы, опираясь на картину).
Дети, опираясь на схему, составляют рассказ.
В. Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего?
Дети анализируют составленные рассказы.
А теперь представим, что в этом красивом зимнем парке наступила ночь. Все деревья укатанные снегом в темноте, смотрятся как звезды на ночном небе.
Я предлагаю вам создать такой парк. На столе у вас есть всё необходимое для работы. Посмотрите внимательно и выберите тот материал, который на ваш взгляд подходит для создания нашего ночного парка.
Каждый сделает свое дерево (предложить детям приклеить только ствол, а ветви частично, что создаст эффект объема). Звучит музыка.
Мы поставим все работы рядом, и у нас получится настоящий ночной парк со сказочными, волшебными деревьями.
Итог занятия
Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
Что мы делали на занятии?
Что понравилось?
Оценка работы детей.
НОД 7. Заучивание стихотворения «Елочка» по опорным схемам из коллективного опыта «Как мы встречали Новый год».
Цель:
закреплять умения:
описывать хвойные деревья;
заучивать стихотворение по опорным схемам;
учить составлять рассказ по памяти по аналогии с данным образцом;
согласовании существительных и прилагательных;
развивать слуховое внимание, вербальную память; творческое воображение;
логическое мышление;
воспитывать дружелюбие; внимательное отношение к ответам товарищей;
интерес к речевой деятельности.
Оборудование: рисунок Маугли, «посылка», кассета с записью звукового письма, опорная схема новогодней елочки, рисунки детей с изображением новогодних елочек.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В. : – Ребята, сейчас я открою вам секрет. Нам пришла посылка. Посмотрим, что в ней? (Одному из детей предлагается на ощупь определить, что находится в посылке. Он определяет, что в посылке – кассета).
В. : – Здесь может быть записано звуковое письмо. Послушайте внимательно, после прослушивания я задам вам вопросы.
Текст звукового письма (записан па фоне музыки «Лимпопо») :
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маугли. Я живу в далекой стране Лимпопо, где круглый год лето.
Недавно у нас был новогодний праздник. К Новому году мы наряжали ветвистую зеленую пальму. Мы повесили на ветки ананасы, кокосы, яблоки, лимоны, бананы. Пальмочка у нас получилась красивая и нарядная.
Потом мы пели песенку про пальмочку и танцевали вокруг нее свой любимый танец «Чунга-Чанга». Настроение у всех было веселое, просто замечательное.
Я слышал, что в вашей стране на Новый год наряжают какую-то елочку. Расскажите, пожалуйста, что такое «елка»? И как вы отмечаете Новый год?
До свидания!
2. Ответы на вопросы по прослушанному «письму».
– От кого пришло письмо? (показ рисунка Маугли)
– Где живет Маугли?
– О каком празднике рассказал Маугли?
– Какое дерево наряжают к новогоднему празднику в Лимпопо?
– Чем украсили пальму?
– Что делали возле пальмы ребята?
– Какое у всех было настроение?
– О чем просит рассказать Маугли?
3. Динамическая пауза.
В. : – Кем вы были на Новый год? (дети отвечают)
– Изобразите, как кружились снежинки? Прыгали зайчики? Шагали мишки? И т. д.
4. Описание елочки по макету.
В. : – А теперь давайте расскажем, что такое «елка»?
Дети: – Елка – это дерево. У нее есть ствол, ветки, на ветках иголки, хвоинки. На елке растут шишки. Елочка зеленая зимой и летом, она стройная, колючая.
В. : – К Новому году мы украшали елочку. Что мы повесили на веточки?
Дети: – Мы повесили на елку игрушки: шары, птичку, снегурочку, грибок. Затем украсили блестящим серебристым дождем.
В. : – Какая получилась елочка?
Дети: – Красивая, нарядная, разноцветная, блестящая, серебристая.
5. Работа по рисункам.
Рассказы из личного опыта «Как я рисовал елку».
В. : – Я сделала выставку ваших рисунков, на которых вы изобразили новогодние елочки. Расскажите, как вы нарисовали такие замечательные елочки? Чем украсили? И какая получилась елка? (Прослушиваются рассказы 1-2 детей)
Примерный рассказ ребенка: – Я нарисовала новогоднюю елочку, украсила ее игрушками, шариками и бусами. Елочка получилась красивая и нарядная.
6. Разучивание стихотворения по опорным схемам. Н. Нищева «Ёлочка».
В. : Дети давайте разучим стихотворение по схеме про елочку.
Перед нами ё лочка: (схема 1)
Шишечки, иголочки. (схемы 2 и 3)
Шарики, фонарики, (схемы 4 и 5)
Зайчики и свечки, (схемы 6 и 7)
Звёзды, человечки. (схемы 8 и 9)
В. : Легко было ли вам по схемам запоминать стихотворение. Кто нам его расскажет глядя на схемы?
8. Итог занятия.
В. : – Молодцы, ребята! Я думаю, что вы ответили на все вопросы Маугли. На следующем занятии мы прослушаем записи ваших стихотворений и лучшие из них отправим Маугли, в далекое Лимпопо.