Людмила Метелёва
НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Дымковская слобода»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по художественно — эстетическому развитию (рисование)в старшей гр
Тема: «Дымковская слобода»
Цель: Приобщение детей к народному прикладному искусству, к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Публикация «НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе „Дымковская слобода“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Художественно — эстетическое развитие : формировать представление о дымковской игрушке, особенностях её росписи. Воспитывать чувство эстетического восприятия при рассматривании работы мастеров. Развивать чувство прекрасного, чувство ритма, цвета, композиции. Формировать художественно-творческие способности. Закреплять навыки работы кистью, акварельными красками, использование характерных элементов росписи (точки, круги, линии).
Познавательное развитие : развивать умение анализировать и выделять существенные признаки предметов, выполненных дымковскими мастерами.
Речевое развитие : развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
Социально — коммуникативное развитие : формировать умение оценивать свою работу и работу сверстников находить для этого различные речевые средства. Воспитывать чувство гордости за свою страну Россию.
Физическое развитие : формировать умение самостоятельно следить за своей осанкой при работе за столом.
Материалы и оборудование:
Силуэты дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги (барышни, скоморохи, индюки, козлики, лошадки, петухи). Краски, баночки с водой, кисти, салфетки. Компьютерная презентация «Дымковская игрушка». Большой лист ватмана с деревенскими домиками. Дымковская игрушка.
Методические приемы:
Игровой (приход дымковской игрушки в гости к детям, наглядный (просмотр слайдов по дымковской росписи, художественное слово (загадка о дымке, проблемный (как помочь игрушке попасть в дымковскую слободу, продуктивный (роспись силуэтов, методы стимулирования и мотивации (одобрение, похвала, поощрение, подвижная русская народная игра «Шатер», рефлексия.
Связь с другими видами деятельности:
познавательно-исследовательская («Мы — россияне, наш язык русский», рассматривание тематического альбома «Дымка»); музыкальная деятельность (прослушивание русских народных песен «Пошла млада за водой», «Калинка»); коммуникативная деятельность (Д/Игры «Подбери узор», «Наша родина», «Угадай русский народный промысел») ; изобразительная деятельность (рисование «Укрась платочек», «Красивый коврик» лепка «Барашек»); чтение художественной литературы «Народные промыслы»; двигательная деятельность (русские народные подвижные игры «Гуси-лебеди», «Платок», «Лошадки», «Петух»); самостоятельная деятельность (внесение дидактических игр по теме, выкладывание энциклопедического и наглядного материала).
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живём?
Дети: (В России).
Воспитатель: А как нас с вами называют? Дети:(русские, россияне).
Воспитатель: В нашей стране очень трудолюбивый народ, у нас много народных промыслов, русские мастера используют для своей работы все природные богатства нашей родины. Какие природные материалы вы знаете?
Дети: (дерево, глина и т. д.)
Воспитатель: Глина — один из самых распространенных материалов в России. Что делали из глины, как вы думаете? Дети: (посуду, игрушки)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Весёлая белая глина,
Круги и полоски на ней.
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня.
Собачки, гусары и рыба.
А ну, назови-ка меня! Дети: (Дымка)
Воспитатель: Да, это наша знаменитая дымка, которая дошла до наших времён, из-под Новгорода. Далеко за дремучими лесами стояло красивое русское село.
Каждое утро вставали жители, затапливали печи, и из труб домов поднимался голубой дымок. Вот и прозвали то село Дымково. Любили люди этой деревни лепить из глины веселые игрушки, яркие и красивые. Хотите посмотреть какие?
Дети: да!
Просмотр компьютерной презентации «Дымковская игрушка»
Понравились вам игрушки? Дети: да, красивые игрушки.
Воспитатель: ребята, давайте поиграем в русскую народную игру.
Пока звучит русская народная музыка, водим хороводы вокруг трех стульев с красивыми платками, затем собираемся в один большой хоровод. Как только музыка закончится, быстро подбегаем к своему платку и делаем из него шатёр, натягивая над головой, прячемся.
Игра «Шатёр»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это грустит здесь в сторонке?
Воспитатель показывает детям дымковскую игрушку.
Воспитатель: Её уже давно увезли из родной деревни, из Дымковской слободы и она очень скучает по своим друзьям.
Как вы думаете, чем мы можем помочь дымковской игрушке?
Дети: сделать для неё подарок, нарисовать для неё друзей и т. д. (варианты решения проблемы)
Воспитатель: Я предлагаю всем вместе создать Дымковскую слободу, как мы это можем сделать?
Дети: нарисовать, расписать игрушки.
Воспитатель: посмотрите, у нас есть большой лист бумаги, на котором есть дома — это деревня, в которой еще никого нет, давайте поселим здесь веселых жителей и пригласим нашу гостью. На столе много силуэтов различных дымковских игрушек. Выбирайте любую игрушку, подумайте какой узор ей больше подходит и начинайте расписывать, думаю, что у вас получатся очень красивые друзья для нашей гостьи. Вспомните какими цвета и элементы используют мастера дымки. Не забывайте о правильной осанке при работе за столом.
Дети расписывают силуэты игрушек.
(Воспитатель подходит к каждому ребёнку, поощряет его, хвалит, одобряет выбранные элементы узора, цвет.)
Готовые игрушки, по мере окончания работы располагают на большом листе ватмана.
Воспитатель: Посмотрите, как повеселела наша гостья, она благодарит вас за дружную работу, за радость, которую вы ей доставили. Расскажите ей, какие игрушки вам самим понравились больше и почему. Как вы думаете, какая игрушка самая яркая, нарядная? Какие элементы дымковской росписи вы использовали в своей работе?
Воспитатель: Ребята, вы сегодня работали как настоящие русские мастера, я горжусь вами.
Литература:
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В.
Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж. ТЦ «Учитель» 2005 207с.
2. Князева О. Л., Маханёва М. Д.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство- Пресс», 2004.
3. Комарова Т. С.
Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа –М : Мозаика-Синтез, 2014- 128с.
4. Казакова Т. Г.
Развивайте у детей творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) Пособие для воспитателей детского сада. М. Просвещение1985г.
5. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей, художественных студий. Под редакцией Т. С. Комаровой М: Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997 – 208с.