ЮЛИЯ Безъязыкова
НОД по художественно-эстетическому развитию «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: закрепление умения детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора.
Задачи:
Образовательные
-продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки);
Публикация «НОД по художественно-эстетическому развитию „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки полосы, волнистые линии);
-подбирать краски (сочетания цветов, чтобы игрушка была яркая, нарядная);
-упражнять в вырисовывании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек и черточек концом кисти.
Развивающие
-развивать творчество, чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки, умение выделять красивые работы;
-умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;
-развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.
Воспитательные
-воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству;
-вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приёмы.
Материалы и оборудование: краски-гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, шаблоны дымковских игрушек; магниты, посылка с заранее приготовленными дымковскими оленями, магнитная полоска, картинки с дымковскими игрушками; фигурки дымковских персонажей. Фонограмма русской народной музыки. Мультимедийная презентация "История Дымковской Игрушки"
ТСО: музыкальный центр, ноутбук.
Предварительная работа:
Знакомство с историей возникновения Дымковской Игрушки. Рассматривание дымковской игрушки на фото, иллюстрации, готовые фигурки. Лепка дымковских оленей.
Словарная работа:
знакомство со значением слова- "Подмастерье"
Методы и приёмы:
Художественное слово (рассказ воспитателя, вопрос-ответ)просмотр мультимедийной презентации "История Дымковской Игрушки", поощрение, игровые методы и приёмы-физкультминутка "На дворе у нас мороз"; пальчиковая игра "Дружба"; сюрпризный момент; приёмы рисования (кончиком кисти, всем ворсом).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня утром, когда я шла в детский сад, меня встретил почтальон. Он передал для вас посылку. Давайте откроем её и посмотрим, что в ней.
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
(Воспитатель открывает посылку, в которой лежат шаблоны дымковских игрушек и письмо)
Воспитатель:
-Ребята, давайте прочитаем письмо (воспитатель читает письмо)
"Здравствуйте, ребята! Пишут вам дымковские мастера. Ребята, нам нужна ваша помощь! В этом году у нас как никогда много работы. А нас мастеров с каждым годом становиться всё меньше и меньше. не успеваем мы расписать наши игрушки. Ребята, мы знаем, что вы настоящие Подмастерье, помогите нам-мастерам расписать оленей для наших друзей.
С благодарностью, Дымковские Мастера!
Воспитатель:
-Поможем, ребятам расписать дымковский оленей!
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель:
-Но для начала давайте с вами вспомним, кто такие Дымковские мастера, откуда они родом, и какие бывают дымковские игрушки.
Воспитатель: (рассказ о происхождении Дымковской игрушки)
Дымковскую игрушку делали из глины, зимой и ранней весной, когда шла подготовка к весенней ярмарке "Свистуньи". Чтобы обжечь игрушки, печи топили по поздней ночи и вся деревня была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться Дымковскими. Отличительной особенностью Дымковской игрушки является белый фон и яркие разноцветные узоры. Для росписи дымковской игрушки мастера использовали такие элементы как "кружки -горошины", "точки", "прямые и волнистые линии".
Воспитатель: Показывает фигурки дымковских игрушек.
ДЫМКОВСКИЙ ОЛЕНЬ: очень стройный и красивый
с чёлкой и пушистой гривой,
может плавать и скакать,
ест овёс, умеет ржать,
Прыгнет в воду и огонь верный человеку конь.
ИНДЮК: Вот индюк нарядный весь
такой он складный
У большого индюка все расписаны бока.
ОЛЕНЬ: Через горные пороги
через крыши деревень,
Красноногий, желторогий,
мчится глиняный олень.
БАРЫШНИ И КАВАЛЕРЫ: Наши руки крендельком,
щёки, будто яблоки
С нами издавна знаком,
весь народ на ярмарке
Вот вам барышни, а вот кавалеры
У барынь щёки алые, платьица нарядные.
Хоть весь базар обойдёте, лучше не найдете!
ВОДОНОСКА: Сидит кокошник горделиво,
водоноска так красива,
Как лебёдушка плывёт,
песню тихую поёт.
КАРУСЕЛИ: Сделаны из глины
игрушки всем на диво
Дети в карусели на лошадок сели.
Воспитатель:
-Из чего делают свои игрушки дымковские мастера (из глины)
-Краски каких цветов они используют? (оранжевые, красные, синие, зелёные, жёлтые)
-Какие Дымковские игрушки вы знаете (индюк, олень, лошадка, барышни и др.)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята! Правильно ответили на все вопросы.
А, сегодня мы с вами станем настоящими подмастерьями. Подмастерья-это помощники мастера-ремесленника, которые выполняют несложную работу.
-Какие элементы будем использовать для росписи дымковских игрушек.
Дети : "кружки-горошины", "кольца", "волнистые линии".
Воспитатель: (объяснение поэтапной работы росписи)
-У нас с вами есть шаблоны оленей. Сначала мы раскрасим черной краской носик и копыта (приём рисования широкой кистью).Затем кончиком кисти нарисуем глазки (используем метод "тычка", ,далее промоем кисть в воде и жёлтой краской раскрашиваем рога оленю. Затем тонкой кистью распишем оленя разноцветными "горошинами", "кольцами" и волнистыми линиями (приём плавного рисования кончиком кисти).
Воспитатель:
-Давайте приготовим наши ручки к работе.
Пальчиковая игра "Дружба"
Дружат в нашей группе Девочки и Мальчики (обхватываем правой ладонью левую и покачиваем в ритме стихотворения)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (поменять ладони)
Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один (соединять пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Физкультминутка "На дворе у нас мороз"
На дворе у нас мороз, чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать и ладошками похлопать. (дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами).
А, теперь представим лето, речка солнышком согрета.
Мы плывем, плывем, плывем, дно ногами достаем. (плавательные движения руками)
Мы выходим из речушки направляемся к опушке. (ходьба на месте)
Воспитатель: предлагает детям закончить работу.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель:
-Ребята, вы сегодня большие молодцы!
-Как вы думаете, ваши расписные олени понравятся мастерам? Почему?
Ответы детей
-Потому что они яркие, красочные, нарядные.
4. РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель:
-Ребята, что вам больше всего понравилось делать на нашем занятии?
-А, что было сделать труднее всего?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Каталог мастериц дымковской игрушки 1989 год
2. Русские народные промыслы, с амые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+,изд. Астрель,2010.
3. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Кисилева Г. Г., Шаклеин С. П. Киров (Вятка,2007
4. Красильникова Н. А. Пальчиковые игры для детей. "Весёлое путешествие"//№5-2008
5. Сидоренко Л. А. Мои пальчики расскажут//Дошкольное воспитание. №7-2008
6. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М. ,2005