Нина Саркисянц
НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «Измерение длины»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ФЭМП
во 2 подготовительной группе
Тема: «Измерение длины»
Воспитатель Саркисянц Н. Н.
19.10.2018г
Задачи:
- закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки,
- раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов,
- ввести в речевую практику термины условие и вопрос задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос.
Публикация «НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему „Измерение длины“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Демонстрационный материал: изображение Сослана, башня, дом, полоски бумаги: белая -30см, синяя-10 см, красная- 20см; квадраты по 5 штук: белые, синие, красные; отрезок, линейка; 3 ромашки, 2 василька; цифры 3, 2, 5; знаки «+», «-», «=», полоски бумаги: жёлтая, синяя.
Раздаточный: полоски бумаги: белая- 15см, синяя- 5см, красная- 10см; линейка, простой карандаш; лист бумаги с изображением отрезка: большого- 6см, поделё нного на 2 отрезка: 2 и 4.
Ход НОД
1. Организационный момент (дети в кругу на паласе)
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся
Маленькие пальчики.
2. Постановка проблемы
Воспитатель: Каждый день мы преодолеваем определенное расстояние от дома до детского сада. Как вы думаете с помощью чего можно измерить это расстояние? (ответы детей)
3. Игра «Путешествие Сослана» (за столом) - отрезок и его части.
На доске - белая полоска бумаги, соединяющая дом Сослана и сторожевую башню.
Воспитатель:
- Мальчик Сослан очень часто ходит к своему дедушке, который живет возле сторожевой башни.
- Решил Сослан измерить длину дороги от своего дома до сторожевой башни. Прошёл он немного и решил отдохнуть. Прошёл он немного пути и решил отдохнуть. (Воспитатель прикрепляет поверх белой полоски синюю. Дети выполняют с раздаточным материалом.)
- Отдохнул Сослан и пошёл дальше измерять оставшуюся часть пути. (Прикрепляется красная полоска).
- На какие части разделился весь отрезок? (На две части- синюю и красную).
- Обозначим полоску белого цвета, весь наш отрезок- белым квадратом, синюю часть- синим квадратом, красную часть-красным квадратом. Какие 4 равенства можно составить?
Воспитатель выкладывает на доске равенства квадратами и просит детей объяснить их смысл.
Ответы детей сопровождаются действиями с цветными полосками.
-Синяя и красная полоски в сумме составляют белую полоску.
-Красная и синяя в сумме опять составляют белую полоску.
-Вычитаем из всего отрезка синюю часть, остаётся красная.
-Теперь из всего отрезка вычитаем красную часть, остаётся синяя.
Воспитатель. Молодцы. Вы справились с заданием. Теперь я предлагаю немного отдохнуть.
4. Физкультминутка: «Клён» (дети имитируют движение веток клёна).
Ветер тихий клён качает.
Раз- наклон, два - наклон,
Влево, вправо наклоняет.
Зашумел листвою клён!
5. Деление на части отрезков (за столом)
У детей на листе бумаги нарисован отрезок поделённый на 2 части.
а) Задания:
– Измерьте длину 1-го отрезка. (2см)
- Чему равна длина 2-го отрезка? (4см)
- Измерьте длину всего отрезка. (6см)
Воспитатель дописывает равенства на доске, а дети объясняют их смысл, основываясь на взаимосвязи целого и частей.
- Как найти целый отрезок? (Части сложить)
- Как найти часть отрезка? (Из целого вычесть другую часть)
6. Деление групп предметов (на паласе)
На фланелеграфе размещены бабочки и стрекозы.
Вопросы:
- Как одним словом назвать всех, кто изображён? (Насекомые)
- На какие группы их можно разбить? (Бабочки и стрекозы)
Воспитатель выкладывает равенства на фланелеграфе, а дети объясняют их смысл. (К 2 стрекозам прибавили 4 бабочки и получилось 6 насекомых).
2см + 4см =6 см 2 + 4 = 6
4см + 2см =6 см 4 + 2 = 6
6см-2см =4 см 6 – 2 =4
6см -4см =2 см 6 – 4 = 2
- Ребята, посмотрите на эти равенства и скажите, есть ли в них различие? (Нет. Они одинаковые).
Вывод: таким образом, при делении на части отрезка и групп предметов получаются одинаковые равенства.
7. «Весёлая задача» (на паласе)
Воспитатель знакомит детей с использованием отрезков для ответа на вопрос задачи. На ковролине - 3 ромашки и 2 василька.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приготовила для вас весёлую задачку.
Три ромашки-желтоглазки,
Два весёлых василька
Подарили маме дети.
Сколько всех цветов в букете?
- Сегодня, прежде чем решать эту задачу, я запишу всё, что сказано, с помощью чертежа ведь на отрезке легче обозначить, что известно в задаче и что нужно найти. Давайте вспомним, сколько было ромашек? (3 ромашки). Это будет 1-я часть. Обозначим её жёлтой полоской.
- Сколько было васильков? (2 василька). Это будет 2-я часть. Обозначим её синей полоской.
- Мы показали полосками, что известно в задаче, то есть условие задачи. А о чём спрашивается в этой задаче? (Сколько всех цветов в букете)
- Посмотрите на чертёж, подумайте: что мы будем искать: часть или целое? (Целое)
- Как найти целое? ( Надо сложить части: 3+2=5 или 2+3=5)
- А что останется в букете, если ромашки завянут? (Останутся васильки). Как это записать? (5-3=2)
- А если завянут сначала васильки? (Останутся ромашки.) Сколько? (5-2=3)
Детям предлагается составить самим задачку.
8. Итог занятия.
- Чем сегодня занимались?
- Что нового узнали?
- Что вызвало затруднение?